Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
2. Определить их значение для развития ребенка.
3. Определить условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать в различных программах раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления сходства и различия.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1.Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. 6
1.2.Объем и содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.3.Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 9
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков. 13
1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков. 17
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
С тех пор самые упрямые дети стали мыться по утрам.
Так мыло покоряло страну за страной…
Наша умная принцесса садилась в свое корыто, полное мыльных пузырей, и говорила: «О ветер-ветер! Отнеси меня туда, где есть еще дети, которые не хотят умываться!»
Ветер надувал мыльные пузыри. Корыто взлетало…
Я не знаю, найдет ли у нас принцесса Солнцелученька детей, которые не любят мыла? Найдет ли таких, кого должны навестить страшные сны? Не могу поверить, что найдет!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 1.
Содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Возрастная группа |
Навыки | |
Культурно-гигиенические |
Самообслуживания | |
Первая младшая |
При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа. Ест самостоятельно и опрятно, правильно держит ложку, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды. |
Снимает и одевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок. |
Вторая младшая |
При мытье рук и умывании закатывает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо обтереться полотенцем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул. |
Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, выворачивает на лицевую сторону. Старается сам исправлять недостатки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым. |
Для сравнения | ||
Средняя |
Тщательно умывается, правильно моет руки; умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы. Правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой. Более самостоятелен за столом. Бесшумно ест, после еды полощет рот водой. |
Большая самостоятельность при одевании, раздевании. Бережет обувь, одежду. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устраняет. |
Старшая |
Умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Самостоятельно следит за чистотой тела, просит вовремя сменить носовой платок. За стол садится в опрятном виде с чистыми руками. Умело и аккуратно ест, пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом. |
Совершенствуются полученные ранее навыки; чистит пальто, обувь, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает одежду, ставит на место обувь. Замечает и тактично говорит о неполадках в одежде товарища. |
1 Орунов Я. Здоровье человека – богатство нашего общества // Дошкольное воспитание. – 1987, № 12 . – С.3.
2 Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1979, №8. – С.6.
3 Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – С.23.
4 Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2000. – С.52.
5 Петерина С.В. воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – С.13.
6 Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Григорьевой Г.Г., Кочетовой Н.П., Сергеевой Д.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 113-114.
7 Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Григорьевой Г.Г., Кочетовой Н.П., Сергеевой Д.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 114.
8 Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Григорьевой Г.Г., Кочетовой Н.П., Сергеевой Д.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 117.
9 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – С. 20.
10 Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2000. – С.52-58
11 Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская и др.; Сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987. – С.68.
12 Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – М., 1979
13 Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская и др.; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – С. 67-68.
14 Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – С. 75-76.
15 Петерина С.В. воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – С.15.
16 Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1979, №8. – С.6-7.
17Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1986.– 96 с.
18 Боева З. Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1986, № 1. – С.12-14.
19 Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1979, №8. – С.6.