Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить особенности состояния моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией в сравнении с нормой.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс формирование моторного праксиса.docx

— 89.40 Кб (Скачать файл)

1. Обследование состояния  психомоторики лиц с речевыми нарушениями по методике Г.А. Волковой.[23]

Методика  применима  для старшего дошкольного возраста. Она  направлена на исследование переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, произвольной моторики пальцев, орального праксиса. Автор методики выделяет такие критерии оценивания: при статической  координации  движений-  выполнения движения - с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачивась, балансируя туловищем и руками; при пространственной организации движения - знание сторон тела, уверенность выполнения; при произвольной моторики пальцев рук у  детей отмечается - плавность, точность и одновременность выполнения движений; при исследование орального праксиса- объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений. [23]

  1. Тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого. 

          Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики. Тесты Н. Озерецкого нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; излишние сопровождающие движения (синкинезии); одновременные движения; сила и энергия движений. Батарея тестов разработана для индивидуального обследования детей от 4 до 16 лет. Автор выделяет  такие критерии оценивания  5 баллов — правильно и быстро; 4 балла — правильно, но медленно; 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении; 2 балла — персеверация (повторение) на истощении; 1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).[27]

  1. Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы  и является наиболее полным.    Методики предназначены для старшего дошкольного возраста. В общей мотрике исследуется: статическая координации, динамическая координация, темп выполнения движений.  В мелкой мотрике исследование произвольной моторики пальцев рук (статические и динамические упражнения) удержание, темп, ритм, быстрота переключения. Обследование мимической  и артикуляционной моторики (объема и качества движений). При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:                                                                                                    -доступность для ребенка предлагаемого задания;                                                                     -качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);                                                                                     -особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;                                                                                    -количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;                   -темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;                                                                                                                -соответствие двигательной реакции сигналу;

  • наличие сопутствующих, насильственных движений. Авторы выделяют такие критерии оценивания как плавность переключения, скорость, четкость и точность выполнения, количество попыток при выполнении движений,  темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный)

4.Нейропсихологическое обследование по методике А. В. Семенович.[64]

Методика включает обследование таких двигательных функций, как  кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис. Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. При исследовании автор отмечает такие критерии оценки: скорость и  тепм переключения, излишние сопровождающие движения (синкенезии); 3 балла — выполнены оба задания; 2 балла — выполнена только простая ориентировка; 1 балл — не выполнено ни одного задания.[64]

5. Обследование ручной и артикуляционной моторики по методике

Л.В. Лопатиной.[42] Методика предназначена для исследования моторных навыков у дошкольников. Направление методики включает 2 раздела. Первый раздел направлен на исследование кинестетической и кинетической основы движений руки, в котором исследуют динамическую   координацию рук в процессе выполнения последовательно организованных движений, динамическую координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений. Критерии оценивания: последовательность выполнения, наличие насильственных движении, точность, наличие синкинезий. Второй раздел включает исследование кинестетической и кинестетической основы артикуляторных движений. При исследовании кинестетической основы исследуют определение положения губ, определение положения кончика языка (поднят или опущен), различение узкого и широкого языка.  При изучении кинетической основы, исследуют статическую и динамическую координацию артикуляторных движений. Критерии оценивания: объем движений, подвижность органов артикуляторного аппарата, сила, точность движений, умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.[42]

Таким образом, при изучении моторного праксиса нами были использованы такие методики как «Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями» по методике Г.А. Волковой, «Тесты мотометрической шкалы» Н. И. Озерецкого, «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес). Методики позволяют определить состояние моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией, а именно оценить статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, темп, ритм, пальцевую и артикуляционную моторику. По нашему мнению, самыми эффективными методиками являются Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями» по методике Г.А. Волковой, «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес). Эти методики  наиболее полно помогают обследовать состояние моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией, выявить нарушения и построить план коррекционно –развивающей работы по формированию моторных навыков.

 

 

 

 

2.2Анализ методик  формирования моторного праксиса  у старших дошкольников  с дизартрией

При нормальном развитии ребенок  овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. В системе коррекционно – развивающей работы по формированию моторного праксиса, можно выделить несколько направлений: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Простейшие повторения упражнений, инструкций утомляют детей. Поэтому в работе по формированию нужно использовать как можно больше игровых упражнений, этюдов для развития моторного праксиса, разнообразить формы и приёмы проведения этой работы. [65]

Учитывая  особенности  нарушения моторных навыков у старших дошкольников с дизартрией,  работу стоить  начинать с формирования общей моторики. Работа по формированию моторного праксиса осуществляется не только логопедом, но и воспитателем, учителем ритмики и учителем физической культуры.  Основной задачей по формированию общей моторики является развитие  общей координации, пространственной ориентации, ориентации в «схеме тела». Для решения этой задачи наиболее  эффективными методиками являются «Формирование моторных навыков у лиц с речевыми нарушениями» по методике Г.А. Волковой, «Формирование моторных функций у дошкольников с дизартрией» (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес). Особое внимание обращается на упражнения по формированию ориентации  статической и динамической  координации, «схеме тела»,. Примерами таких упражнений являются: упражнения с предметами (палки, обручи, мячи и др.), различные физкульт-минутки(«Буратино», «Антошка», «Аист» и т.д), веселые старты и подвижные игры («Море волнуется раз», «День-Ночь», «Смена ворот») . Упражнения позволяют развить у детей  статическую  и динамическую  координацию движений, точность и пластику, силу и быстроту, ловкость и меткость. Наряду с развитием общей моторики, должна осуществляется работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики. Наиболее эффективными являются методика Л.В Лопатиной «Формирование ручной и артикуляциооной моторики». Методика предназначена для дошкольного возраста Работа осуществляется по двум направлениям: формирование кинестетической основы движения и формирование кинетической основы движения Л.В. Лопатина отмечает, что работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится одновременно. [42]

Основными задачами по  формирования кинестетического праксиса в методике  Л.В Лопатиной являются:

-организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;                                                                            -развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений). Л.В.Лопатина отмечает, что при  формировании  кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи следует проводить специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. Примерами  таких упражнений являются:  «Маляр», «Грибок», «Заборчик», «Варенье». Л.В. Лопатина пишет, что при выполнении этих упражнений  развиваются такие качества движений как сила, точность, объем движений которые в последующем формируют способность произносить звуки речи и их серии. Для развития динамической   координации рук применяются такие упражнения «Кулачки», «Бутончик», «Скакалка», «Кошки-мышки», которые  формируют такие качества как сила, точность, ритм, скорость. Для развития статической координации предлагаются такие упражнения, «Мостик», «Слон», «Очки». Л.В. Лопатина говорит о том, что при выполнении этих движений должно постоянно привлекаться внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. [42]

Основными задачами второго  направления логопедической работы являются:

-объединение, обобщение  последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные;

-развитие статической  и динамической координации движений.[42]

Л.В. Лопатина пишет, что в процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности, органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Л.В. Лопатина для формирования кинетической основы артикуляторных движений предлагает такие упражнения «Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. [42] Упражнения для развития кинетической основы движений руки: на  статическую координацию «Кто кого победит», «Солнышко»,  «Болото», «Дружба», для динамической координации «Пальчики здороваются», «Ну –ка братцы за работу»,  «Выгладим пеленки для сестры Аленки». Упражнения формируют силу, точность, быстроту, ритм, плавность, скорость.

  Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится одновременно.

Таким образом, мы пришли к  выводу,  что методики  «Формирование  состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией, ( Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес) , «Формирование психомоторики лиц с речевыми нарушениями «состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями по методике Г.А. Волковой.и «Формирование ручной и артикуляционной моторики по методике Л.В. Лопатиной являются наиболее эффективными для формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.  Анализ литературы показал, что  методики составленные Г.А. Волковой. Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес  наиболее эффективны в формировании общей моторики, а методика Л.В. Лопатиной в формировании мелкой и артикуляционной мотрики. Методики позволяют сформировать такие свойства движений как ритм, темп, скорость, точность, плавность, быстроту, которые во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет ребенку обучении.

Выводы по II главе

Изучив специальную и  психолого-педагогиечскую литературу,  по формированию моторного праксиса у старших дошкольников с дизртирией можно сделать такие выводы:

1. При изучении моторного праксиса   наиболее эффективными считаются такие методики как «Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями» по методике Г.А. Волковой, «Тесты мотометрической шкалы» Н. И. Озерецкого, «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

2. Методики позволяют определить состояние моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией, а именно оценить статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, темп, ритм, пальцевую и артикуляционную моторику.

3. При формировании моторного  праксиса наиболее эффективными являются такие методики как «Формирование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией, ( Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес) , «Формирование психомоторики лиц с речевыми нарушениями «состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями по методике Г.А. Волковой.и «Формирование ручной и артикуляционной моторики по методике Л.В. Лопатиной.

4. Методики позволяют сформировать темп, ритм, скорость, плавность, точность, объем движений.

5. Формирование моторного  праксиса  влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовит ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет ребенку обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

         При изучении психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией, мы пришли к выводу, что готовность ребёнка к обучению в школе в значительной степени зависит от его моторного развития. Недостаточное моторное развитие дошкольников с дизартрией приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в школе и их дальнейшей интеграции в социум. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Большой вклад в эти исследования внесли

М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, М.В. Ипполитава, Е.М. Мастюкова.

В настоящее время проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики об этом говорят исследования таких авторов как М.М. Кольцова, Л.В.Лопатина, Е.Н.Винарская, но не все аспекты изучения и формирования моторного праксиса еще изучении. Поэтому важным для нас является найти наиболее эффективные методики изучения и формирования моторных навыков у старших дошкольников с дизартрией.  Анализируя специальную и психолого педагогическую литературу, мы выяснили, что при изучении моторного праксиса   наиболее эффективными считаются  такие методики как «Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями» по методике Г.А. Волковой, «Тесты мотометрической шкалы» Н. И. Озерецкого, «Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией» (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес). Эти методики позволяют выяснить, что у детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Так же анализ литературы показал, что методики составленные Г.А. Волковой. Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес  наиболее эффективны в формировании общей моторики, а методика Л.В. Лопатиной в формировании мелкой и артикуляционной моторики.   Исходя из всего выше сказанного мы пришли к общему мнению, что изучение моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией  позволяет составить коррекционную работу по  формирование моторного праксиса. А формирование моторного праксиса влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовит ребенка к овладению навыком письма, что в будущем поможет ребенку обучении. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно – психических процессов у детей. Таким образом цель поставлены, посталенные задачи решены.

Информация о работе Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией