Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить особенности состояния моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией в сравнении с нормой.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс формирование моторного праксиса.docx

— 89.40 Кб (Скачать файл)

                                                ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования: в  настоящее время недостаточность развития двигательного анализатора в детском возрасте становится все более обычным явлением. Количество детей с дизартрией, как отмечают ведущие исследователи, значительно возросло (Е.М. Винарская (2005), Л.В.Лопатина (2003), Е.М. Мастюкова (1987) и др.

  У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.).   В силу этого проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

Цель  исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения  моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.

Объект  исследования: моторный праксис и пути его формирования.

Предмет исследования: процесс формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ специальной литературы   по проблеме формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
  2. Выявить особенности состояния моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией в сравнении с нормой.
  3. Провести анализ методик изучения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
  4. Провести анализ методик формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.

Метод исследования-библиографический.

Методологическая  база: Теория организации  движений (Н. А. Бернштейн),  положение о взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой (М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова), А.Р. Лурия положение о сложном взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

    1. Научные основы формирования моторного праксиса

Движения человека – способ осуществления действия, направленного  на разрешение определённой задачи. Развитие движений не просто тесно связано  с общим психическим развитием  ребёнка, но является неотъемлемой его  составляющей и показателем. Чем  меньше ребёнок, тем очевиднее единство двигательного и психического развития, включённость моторных компонентов  в единый психический процесс. Чем  старше ребёнок, тем больше дифференцируются и как бы отделяются друг от друга  чисто двигательные и психические  функции. Однако, не смотря на это, движенческая составляющая психики продолжает оставаться чрезвычайно важной. [13]

 Среди отечественных  ученых впервые на движение  как необходимое условие жизни  и деятельности обратил внимание  И.М.Сеченов.   И.М.Сеченов ввел  понятие психомоторики, под которой  понимал связь психических явлений  с движениями и деятельностью  человека. По его мнению, первичным  элементом психомоторной деятельности  человека является моторное действие, представляющее собой двигательное  решение элементарной задачи.  [12]                                                               

 В современной литературе  чаще используется понятие «моторика». Оно употребляется  в широком  и узком смыслах. В широком  понимании термин «моторика»  применяется как синоним «психомоторики».  То есть   это – двигательная  сфера, телесно-двигательные проявления  психики человека:  в определении  А.В Запорожца « под моторикой понимается двигательный облик субъекта, способ его двигательного реагирования на внешние раздражения». Термин  включает понятие о синтезе двигательных функций, определяющем «структуру двигательных способностей организма». Для полной характеристики развития моторики ребенка рассматриваются как движения, «очищенные» от смысловой нагрузки  (предметные, локомоторные, спортивно-гимнастические, трудовые и т.п.), так и выразительные движения – носители информации об эмоционально-личностных особенностях ребенка.[33] В таком, широком, смысле данное понятие использовалось М.Гуревичем, Н.Озерецким, А.В.Запорожцем. 

А.Н. Бернштейн  говорил о моторики в узком понимании: «моторика» – это внешние движения человека, рассматриваемые без сопутствующих смысловых компонентов (значения, образного содержания самих движений или отношения субъекта к движению, ситуации, в которой оно выполняется). При этом «моторика», или техника выполнения движений, характеризуется воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Это воспроизведение может более или менее точно соответствовать наглядному образцу движения или представлению о движении. Чем точнее воспроизведение, тем лучше, совершеннее развитие моторики.[27]

  А.В.Запорожец говорил о двух сторонах содержания движений: предметно-техническом (или операционально-техническом) и личностно-смысловом.  Эти 2 стороны содержания действия воплощаются преимущественно в разных компонентах двигательной системы. В каждую из таких систем, по определению А.В.Запорожца, входят «срочные фазические моторные акты» (то есть протекающие во времени последовательно от одной фазы движения к другой). Наряду с этим в моторных системах присутствуют также «позиционно-тонические  (или позово-тонические) компоненты», которые проявляются в позе и тонусе, степени мышечного напряжения  субъекта. Тонические компоненты составляют общий функциональный фон для фазических процессов, они более отдалены от объекта, меньше зависят от его особенностей, но зато ближе примыкают к субъекту, реализуя его позицию, его отношение к окружающему.[33]

Таким образом, если объективно-предметное содержание действия воплощается, главным  образом, в срочных фазических его компонентах, то личностно-смысловое содержание этого действия преимущественно выражается в его позово-тонических компонентах.[13]

   Н.А. Бернштейн утверждал, что движения человека – это способ осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Поэтому её содержанием определяются  характеристики, свойства движения.  [13]   

Н.А. Бернштейн и С.Л.Рубинштейн выделяли основные свойства и виды движений:

-скорость или быстрота (время прохождения траекторий);

- сила (количество или степень мышечного напряжения);

-темп (количество движений за определённый промежуток  времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);

-ритм (равномерный – неравномерный; упорядоченный – неупорядоченный; постоянный – изменяющийся). [12] Некоторые авторы протекания движений, их направление и амплитуду, координацию и ловкость ( Н.Озерецкий, Брейс, А.Штанль, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Г.П.Юрко) добавляют к ним  точность и меткость; пластичность, гибкость, траекторию или форму.  Н.А.Бернштейн так же  считал, что координация – это управление движениями. При этом точность и меткость в выполнении определённого класса движений есть показатели хорошей координации. Ловкость же определяется как способность «правильно, быстро, рационально и находчиво» справиться с возникшей двигательной задачей; она основывается на хорошо развитой координации движений, но не исчерпывается ею. [13]

  Исходя из классификаций С.Л.Рубинштейна и Н.А.Бернштейна можно выделить следующие виды движений. [13]

1. Движения позы – движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы),  обеспечивающие поддержание  и изменение позы тела, что достигается путём активной тонической  напряженности мышц.

2. Локомоции – движения, связанные с перемещением: ходьба, бег, прыжки . Их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере, некоторые его черты.

3. Выразительные движения:

а) непосредственные выразительные  движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), в которых более  или менее тонко и ярко проявляются  эмоции человека. Собственно выразительные  движения у человека представляют собой  единство и взаимопроникновение  движений органического и семантического типа.

б) семантические (выразительные) движения, жесты – носители определённого, исторически выработанного и  закрепленного в человеческой культуре значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь. Например: утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при  голосовании, рукоплескание и т.п.

в) условные, эстетически  оформленные, выразительные движения (танцевальные, пантомимические и  т.п.) – носители обобщенно-эмоционального и условно-символического, образного  содержания как средства произвольного  воплощения двигательно-пластического  образа в художественной деятельности (у детей) и соответствующих видах искусства (у взрослых).[12]  

Н.А. Бернштейн   так же разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. Н.А. Бернштейн определил следующие этапы выполнения произвольного движения. [13]

1. На начальном первом  этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию.

2. На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения в моторном плане.

 3. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.

4. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид  овладел   координацией  движений,  т. к. именно она является центральным звеном движения. [12]

Е.Ф. Архипова говорит о  том, что координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом. [7]

По мнению Е.Ф. Архиповой,  для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы, своевременный поток информации от внешних объектов и от рецепторов собственного организма в виде импульсов, идущих в центральную нервную систему по восходящим афферентным путям. Сложные корковые системы осуществляют переработку, хранение поступающей информации и выработку программы ответного действия. Речевая функциональная система реализует передачу речевых сообщений. Для этого используются двигательные эфферентные системы мозга. Все органы, принимающие участие в речи, иннервируются двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (лицевым, языкоглоточным, блуждающим, подъязычным и др.). [7]

Е.Ф. Архипова  в своих  трудах так же говорит о том, что  двигательные центры в коре больших полушарий связаны с ядрами в столовых отделах мозга кортико-нуклеарными путями. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий и составляют вторую сигнальную систему.[7]

Е.Н. Винарская считает, что  все движения губ, языка определяются работой двигательного анализатора. Пирамидная система — это система эффекторных волокон двигательного анализатора, берущих начало от гигантских пирамидных клеток Беца в слоях V и III полей 4 и 6 и отчасти в других полях коры. Оканчиваются волокна или на двигательных клетках передних рогов спинного мозга (кортикоспинальные пути), или на клетках ядер двигательных черепно-мозговых нервов (кортико-нуклеарные пути), через посредство которых осуществляются главным образом произвольные движения. Пирамидная система представляет собой основной путь корковых эффекторных импульсов. С филогенетической точки зрения пирамидная система — образование сравнительно новое.                                                               Экстрапирамидная система — филогенетически более старое образование. Она состоит из многозвеньевой системы коротких нейронов, которая много раз прерывается в различных узлах и ядрах мозгового ствола. Этот путь отводит эффекторные импульсы в основном от подкорковых структур.[20]

   Таким образом, эффекторные импульсы из коры больших полушарий направляются одновременно по пирамидному и частично по экстрапирамидному пути, причем роли этих путей различны. Каждое произвольное действие, все вторичные автоматизмы осуществляются через пирамидный путь, но включают в себя и экстрапирамидный компонент (например, регуляцию мышечного тонуса).[20]

Информация о работе Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией