Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:58, курсовая работа
Цель исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
2. Выявить особенности состояния моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией в сравнении с нормой.
Актуальность исследования: в настоящее время недостаточность развития двигательного анализатора в детском возрасте становится все более обычным явлением. Количество детей с дизартрией, как отмечают ведущие исследователи, значительно возросло (Е.М. Винарская (2005), Л.В.Лопатина (2003), Е.М. Мастюкова (1987) и др.
У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности (Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Н. С. Симонова, И. А. Смирнова, Г. В. Чиркина и др.). В силу этого проблема преодоления недоразвития моторного праксиса в плане подготовки ребенка к школьному обучению является одной из важнейших для коррекционной педагогики.
Цель исследования: Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией и определение возможностей изучения и формирования моторного праксиса.
Объект исследования: моторный праксис и пути его формирования.
Предмет исследования: процесс формирования моторного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи:
Метод
исследования-библиографический
Методологическая база: Теория организации движений (Н. А. Бернштейн), положение о взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой (М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова), А.Р. Лурия положение о сложном взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Движения человека – способ осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Развитие движений не просто тесно связано с общим психическим развитием ребёнка, но является неотъемлемой его составляющей и показателем. Чем меньше ребёнок, тем очевиднее единство двигательного и психического развития, включённость моторных компонентов в единый психический процесс. Чем старше ребёнок, тем больше дифференцируются и как бы отделяются друг от друга чисто двигательные и психические функции. Однако, не смотря на это, движенческая составляющая психики продолжает оставаться чрезвычайно важной. [13]
Среди отечественных
ученых впервые на движение
как необходимое условие жизни
и деятельности обратил
В современной литературе
чаще используется понятие «
А.Н. Бернштейн говорил о моторики в узком понимании: «моторика» – это внешние движения человека, рассматриваемые без сопутствующих смысловых компонентов (значения, образного содержания самих движений или отношения субъекта к движению, ситуации, в которой оно выполняется). При этом «моторика», или техника выполнения движений, характеризуется воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Это воспроизведение может более или менее точно соответствовать наглядному образцу движения или представлению о движении. Чем точнее воспроизведение, тем лучше, совершеннее развитие моторики.[27]
А.В.Запорожец говорил о двух сторонах содержания движений: предметно-техническом (или операционально-техническом) и личностно-смысловом. Эти 2 стороны содержания действия воплощаются преимущественно в разных компонентах двигательной системы. В каждую из таких систем, по определению А.В.Запорожца, входят «срочные фазические моторные акты» (то есть протекающие во времени последовательно от одной фазы движения к другой). Наряду с этим в моторных системах присутствуют также «позиционно-тонические (или позово-тонические) компоненты», которые проявляются в позе и тонусе, степени мышечного напряжения субъекта. Тонические компоненты составляют общий функциональный фон для фазических процессов, они более отдалены от объекта, меньше зависят от его особенностей, но зато ближе примыкают к субъекту, реализуя его позицию, его отношение к окружающему.[33]
Таким образом, если объективно-предметное содержание действия воплощается, главным образом, в срочных фазических его компонентах, то личностно-смысловое содержание этого действия преимущественно выражается в его позово-тонических компонентах.[13]
Н.А. Бернштейн утверждал, что движения человека – это способ осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Поэтому её содержанием определяются характеристики, свойства движения. [13]
Н.А. Бернштейн и С.Л.Рубинштейн выделяли основные свойства и виды движений:
-скорость или быстрота (время прохождения траекторий);
- сила (количество или степень мышечного напряжения);
-темп (количество движений за определённый промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
-ритм (равномерный – неравномерный; упорядоченный – неупорядоченный; постоянный – изменяющийся). [12] Некоторые авторы протекания движений, их направление и амплитуду, координацию и ловкость ( Н.Озерецкий, Брейс, А.Штанль, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Г.П.Юрко) добавляют к ним точность и меткость; пластичность, гибкость, траекторию или форму. Н.А.Бернштейн так же считал, что координация – это управление движениями. При этом точность и меткость в выполнении определённого класса движений есть показатели хорошей координации. Ловкость же определяется как способность «правильно, быстро, рационально и находчиво» справиться с возникшей двигательной задачей; она основывается на хорошо развитой координации движений, но не исчерпывается ею. [13]
Исходя из классификаций С.Л.Рубинштейна и Н.А.Бернштейна можно выделить следующие виды движений. [13]
1. Движения позы – движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путём активной тонической напряженности мышц.
2. Локомоции – движения, связанные с перемещением: ходьба, бег, прыжки . Их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере, некоторые его черты.
3. Выразительные движения:
а) непосредственные выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), в которых более или менее тонко и ярко проявляются эмоции человека. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа.
б) семантические (выразительные) движения, жесты – носители определённого, исторически выработанного и закрепленного в человеческой культуре значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь. Например: утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т.п.
в) условные, эстетически оформленные, выразительные движения (танцевальные, пантомимические и т.п.) – носители обобщенно-эмоционального и условно-символического, образного содержания как средства произвольного воплощения двигательно-пластического образа в художественной деятельности (у детей) и соответствующих видах искусства (у взрослых).[12]
Н.А. Бернштейн так же разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. Н.А. Бернштейн определил следующие этапы выполнения произвольного движения. [13]
1. На начальном первом
этапе осуществляется
2. На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения в моторном плане.
3. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.
4. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т. к. именно она является центральным звеном движения. [12]
Е.Ф. Архипова говорит о том, что координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом. [7]
По мнению Е.Ф. Архиповой, для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы, своевременный поток информации от внешних объектов и от рецепторов собственного организма в виде импульсов, идущих в центральную нервную систему по восходящим афферентным путям. Сложные корковые системы осуществляют переработку, хранение поступающей информации и выработку программы ответного действия. Речевая функциональная система реализует передачу речевых сообщений. Для этого используются двигательные эфферентные системы мозга. Все органы, принимающие участие в речи, иннервируются двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (лицевым, языкоглоточным, блуждающим, подъязычным и др.). [7]
Е.Ф. Архипова в своих трудах так же говорит о том, что двигательные центры в коре больших полушарий связаны с ядрами в столовых отделах мозга кортико-нуклеарными путями. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий и составляют вторую сигнальную систему.[7]
Е.Н. Винарская считает, что
все движения губ, языка определяются
работой двигательного анализатора. Пирамидная
система — это система эффекторных волокон
двигательного анализатора, берущих начало
от гигантских пирамидных клеток Беца
в слоях V и III полей 4 и 6 и отчасти в других
полях коры. Оканчиваются волокна или
на двигательных клетках передних рогов
спинного мозга (кортикоспинальные пути),
или на клетках ядер двигательных черепно-мозговых
нервов (кортико-нуклеарные пути), через
посредство которых осуществляются главным
образом произвольные движения. Пирамидная
система представляет собой основной
путь корковых эффекторных импульсов.
С филогенетической точки зрения пирамидная
система — образование сравнительно новое.
Таким образом, эффекторные импульсы из коры больших полушарий направляются одновременно по пирамидному и частично по экстрапирамидному пути, причем роли этих путей различны. Каждое произвольное действие, все вторичные автоматизмы осуществляются через пирамидный путь, но включают в себя и экстрапирамидный компонент (например, регуляцию мышечного тонуса).[20]
Информация о работе Формирование моторного праксиса у детей с дизартирией