Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
1.1.Стихотворение как литературный жанр.
1.2.Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.
1.3.Сущность и средства выразительного чтения.
Вывод по 1 главе

Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.
2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.
Вывод по 2 главе
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Вывод по 1 главе.

 

Лирику  от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

Передать те чувства и переживания, которые охватывали душу поэта можно лишь посредствам выразительного чтения.

Обучение выразительному чтению стихотворений - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот. Таким образом, все средства и требования, предложенные учеными, очень важны в обучении выразительному чтению стихотворений в начальных классах.

Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основным компонентами выразительности, такими как: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.

Таким образом, под выразительным чтением понимается правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.

 

2.1. Программные требования по  формированию  навыков   выразительного  чтения  стихотворений.

 

Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в начальной школе, нами были проанализированы учебники "Литературное чтение" (автор О.В.Кубасова) по программе УМК «Гармония». Были просмотрены лирические стихотворения, которые изучают учащиеся начальных классов. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Стихотворения в учебниках «Литературное чтение»

Класс

Наименование стихотворения

Автор

1

 «Первоклассникам» 

Л. Дьяконов

«Стали грамотными»

А. Барто

 «Книжки»

Г. Новицкая

« Учись читать!..»

Р. Сеф

 «Ау»

Л. Пантелеев

 «Ох, и непорядки в  Мишкиной тетрадке»

С. Погореловский

 «Угомон»

С. Маршак

 «Можно всему-всему  научиться...»

Э. Мошковская

 «Пудель»

С. Маршак

 «Ошибка», «Прививка» 

*

С. Михалков

2

 

 «Первое сентября» , «Разговор  с пчелой»;

М. Бородицкая

 «Родное»

В. Орлов

 «Лучше нет родного  края»

П. Воронько

 «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; «Посадили игрушку  на полку...»

В. Берестов

 «Рыцари», «Игра в слова»

А. Барто

 «Всего труднее дело...»*;«Болельщик» *, «Говорящая кошка»*

Э. Мошковская

«Скворец на чужбине»

Г. Ладонщиков

 «Мы читаем!»

В. Бардадым

 «Бесконечные стихи»*,  «Кактус», «На свете всё на  всё похоже...»

Р. Сеф

 «Чудная картина...»*

А. Фет

 «Жадина»

С. Маршак

 «Стихи о человеке  и его делах»

С. Баруздин

 «Розовый слон»*

Г. Горбовский

 «Вот уж снег последний  в поле тает...»*, «Колокольчики  мои...», «Осень!»

А. К. Толстой

 «Опрятней модного  паркета…» 

А. С. Пушкин

 «Черемуха»

С. Есенин

 «Ветер» 

М. Исаковский

«Одуванчики»

В. Рахманов

 «Вьюга»

В. Сухомлинский

 «Бараны»*

С. Михалков

3

 «Осень»*, «Снежинка»

К. Бальмонт

 «Листопадничек»

И. Соколов-Микитов

 «Листья», «Зима недаром  злится»*

Ф. Тютчев

 «Ласточки пропали..."; «Я пришёл к тебе с приветом...»

А. Фет

«Осень» *, «Зимний вечер»

А. С. Пушкин

«Осень»

М.Лермонтов

 «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»

Н. Некрасов

 «Осень»

А. Майков

 «Осень!», Обсыпается  весь наш бедный сад...», «Звонче  жаворонка пенье...»*

А. К. Толстой

 «Берёза»*, «Пороша», «Поёт  зима, аукает...»

С. Есенин

«Весело сияет месяц над селом...»

И. Никитин

«Ветхая избушка», «Вербочки»

.А. Блок

«Снег летает и сверкает»*

С. Дрожжин

 «Он не вернулся  из боя»

В. Высоцкий

« Отчего?»

И. Северянин

 «Черёмуха»

Е. Благинина

«Чудо»

Р.Сеф

 «Люблю берёзу русскую...»

А. Прокофьев

4

 «Песня»;

В. Жуковский

 «Птичка»*, «Няне», «Зимняя  дорога»

А. С. Пушкин

 «Горные вершины»*, «Утёс», «Молитва»

М. Лермонтов

 «Весна»

И. Суриков

 «Золотая рыбка»

К. Бальмонт

 «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*

А. Блок

 «Сквозь сеть алмазную  зазеленел восток...

М. Волошин

 «Тучкины штучки»

В. Маяковский

 «Пожелания

друзьям»

С. Маршак

 «С добрым утром!»*

С. Есенин

 «Зелёные стихи» 

Саша Чёрный

 «Чудаки»*

Ю. Владимиров

 «Очень страшная история»

Д. Хармс

 «Весенние рубашки»

О. Высотская

 «Песня»

Э. Мошковская

 «Чтоб летали мы  все и росли!»

Ю. Мориц

 «Песня Кэрролла».

В. Высоцкий


*- отмечены стихотворения для заучивания наизусть

Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно большое. В каждом классе по литературному чтению есть раздел поэзии, в котором собраны стихотворения различного характера: детские, пейзажные, патриотические. Но в начальной школе чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна учащимся начальной школы.

Основной упор на формирования навыков выразительного чтения делается во втором классе, где выделяется специальные разделы в программе: «Учимся читать: Читаем правильно»; «Учимся читать. Читаем быстро»; «Учимся читать. Читаем выразительно».

Для того, чтобы научить младшего школьника выразительно читать стихотворения на уроках литературного чтения используют условные обозначения:

логические ударения   -------

паузы: /(пунктирная)-малая, /- большая, // - очень большая;

темп: б.-быстрый, уб. – убыстряющийся, н. – нормальный, ум.-умеренный,

м. – медленный, зм. – замедленный;

тон: может быть радостный, грустный, сообщающий, утверждающий, восклицающий. (22, с.54)

Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения и отобранный материал создает условия для организации работы над выразительным чтением лирических стихотворений.

 

2.2 Фрагменты из уроков литературного чтения по выразительному чтению стихотворения.

 

 

Основы выразительного чтения закладываются в начальной школе. Учитель-словесник, работающий в средних и старших классах, должен направлять работу учителей начальной школы, оказывать им помощь, проводить специальные уроки по выразительному чтению в начальных классах.

Рассмотрим фрагменты некоторых уроков по формированию навыков выразительного чтения стихотворений.

Стихотворение И.Бунина «Листопад» представлено небольшим отрывком, поэтому на уроке хватает времени подготовить его к выразительному чтению и попрактиковаться в чтении.

Цель урока: обучение детей умению рисовать словом картины, передавать в чтении подтекст и общаться со слушателями.

План урока:

1. Выполнение упражнений  по технике речи.

2. Произношение отдельных  предложений с разными намерениями.

3. Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад» (на материале отрывка учащихся учатся умению находить и передавать элементы подтекстового содержания).

Ход урока:

Урок начинается с упражнений по технике речи. Сначала выполняются упражнения по тренировке дыхания, а затем - тренировке дикции. Произношение отдельных предложений с разными намерениями (подтекстами).

На доске пишется предложение «Уж наступила осень». Прочитайте это предложение с двумя различными намерениями.

а) Вы радуетесь тому, что наступила осень (нет жары и зноя; в лесу стало красиво: стоят золотые березы и багряные осины; вы пришли в школу, встретились с товарищами, с которыми не виделись целое лето).

б) Вы не рады осени (улетели птицы, вода в речке стала холодная, нельзя купаться, дни стоят пасмурные).

Можно сделать так, чтобы одни ученики произносили предложения в первом варианте, другие во втором, можно и так: чтобы некоторые из учеников произносили каждое предложение в двух вариантах.

Учитель. Сейчас у нас осень. Вы бываете в лесу. Скажите, какие картины вам больше запомнились, показались, красивыми, что вы особенного заметили в лесу?

Ученики. Я видел, как гора пожелтела. Желтая, желтая вся.

- А я заметила: березы  стоят золотые, а рядом сосенки  зеленые.

- А мы у речки были, вода холодная, а у берега кусты  желтые и красные.

- А мне понравилось, как  дорога была засыпана листьями.

Учитель. Да, ребята, осенью природа бывает очень красивой. Хорошо, что вы это заметили. А теперь посмотрим, как описывает осень поэт. Разбор и чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад». На листе бумаги вывешен текст.

Лес /, точно терем расписной, /

Лиловый, / золотой, / багряный, /

Веселой, / пестрою стеной /(пунктир.)

Стоит над светлою поляной.//

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной...

Учитель. Прочитайте внимательно стихотворение про себя, постарайтесь увидеть в своем воображении картины осени, которые нарисовал поэт (для чтения отводится 2-3 минуты). Мы знаем, что одно и то же предложение, например «Уж наступила осень», можно прочитать с разными намерениями: в одном случае сказать, что осень нам нравится, в другом - не нравится. А можем ли мы прочитать с разными намерениями это стихотворение?

Ученики. Нет, не можем.

Учитель. Почему?

Ученики. А тут же написано, что лес красивый, что в лесу хорошо.

- Красиво кругом... поэтому  нравится.

Учитель. Правильно. Мы можем только с одним намерением прочитать стихотворение; картина нам нравится. Так ее нарисовал поэт. По-другому мы читать не можем.

Теперь будем читать вслух. Но прежде я хочу познакомить вас с одним правилом. Когда вы читаете текст про себя, то вы читаете его для себя: вы хотите понять, о чем говорится в произведении, хотите представить картины, которые там нарисованы, людей, о которых рассказывает автор, и т. д. А вот когда вы читаете вслух, в классе, то вы уже читаете для тех, кто вас слушает. Вы рисуете слушателям картины, изображенные автором, рисуете так, чтобы слушающие увидели их и правильно оценили. Читая это стихотворение, надо постараться так описать лес, чтобы слушающие хорошо его себе представили, поняли, что он очень красив и вам нравится. В конце урока учитель предлагает  стихотворение «Листопад» прочить целиком, объясняя трудные слова.

При чтении стихотворения Прокофьева «Я поднял дерево», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и правильной постановкой пауз. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какое настроение автора вы почувствовали?

Д: Печаль, сожаление, скорбь.

У: О чем это стихотворение?

Д: Об искореженном ветром дереве

У: Как автор пишет об остальных деревьях леса?

Д: «Кронами встречают синеву», «Ликуя, внешней свежестью дыша»

У: Подчеркните слова и выражения, относящиеся к описанию 
деревца.

Д: «Оно росло не стоя», «оно ползло, униженное ветром», «брошенное намертво»

У: Поясните сравнение «Лесок его, как в битве, потерял».

Д: Это деревце не устояло в битве с ветром, и погибло.

У: Как в последнем абзаце автор говорит о деревце?

Д: Как о человеке: я поднял, «как друга».

У: Какое поэтическое средство использовал Прокофьев, чтобы 
сравнить деревце с человеком?

Д: Олицетворение (неживому приписываются свойства живого); «как заговорила в нем душа!»

У:Какая мысль заложена автором в стихотворении?

Д: Что у всего живого на земле есть душа и сердце. Нельзя быть черствым по отношению к окружающему

У: Стихотворение Прокофьева «Я поднял дерево» во многом аллегорично, иносказательно. Посмотрите вокруг, сколько людей нуждается в руке помощи, а порой кому-то достаточно доброго, искреннего, 
поддерживающего взгляда, и сразу человеку становится легче. Как много играет в жизни человека слово, взгляд, прикосновение. Знайте, что 
словом можно не только оскорбить, но и убить человека.

У: Ребята, чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо правильно ставить паузы, т.к. при неверной паузе нарушается смысл предложения. Сегодня мы с вами разберем как правильно поставить паузы при чтении этого стихотворения. Вы уже знаете, что после знаков препинания должна быть пауза. После запятой пауза короткая. После точки – подольше, а после многоточия – более длинная. Также пауза ставится и после тире. Но пауза возникает и там где нет знаков препинаний. Для того чтобы правильно поставить паузу, нужно хорошо знать, какой смысл вложен в ту или иную строчку.

Давайте сейчас все вместе расставим в тексте паузы. Короткую паузу обозначим ½, длинную - ½½.   (Дети в учебнике карандашом расставляют паузы).

Я поднял дерево.

Я поднял дерево – ½½

Оно росло не стоя, ½½

Лесок его, ½½     как в битве, потерял. ½½

Оно½ не говорило со звездою, ½½

И соловей его½ не удивлял. ½½

Оно½½, скажу, ½½    ползло в лесу заветном, ½½

Что кронами встречает синеву, ½½

Оно ползло, ½½

Униженное ветром½½

И брошенное намертво в траву! ½½

О нем ½уже не помнила округа, ½½

Ликуя, ½½       вешней свежестью дыша…½½

Я поднял это дерево, ½½

Как друга. ½½

О, ½½ как заговорила в нем душа!

Покажем, как проводилась работа над установлением зависимости между особенностями лирического стихотворения и выбором тех или иных компонентов выразительности при чтении.

Например, при изучении стихотворения А. Ахматовой «Мужество» учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя и правильной постановкой логического ударения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У:Объясните, о каких «весах» говорит поэтесса?

Д: Весы правосудия.

У: Найдите описание русского характера.

Д: Мужественный, храбрый.

 И мужество нас не  покинет.

 У: Ради чего совершался героизм? Подтвердите строчками из стихотворения.

Д: Ради того, чтобы русский народ не был взят в плен и жил свободно,  русский язык остался чистым и свободным.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

У: Объясните смысл слова «мужество».

Д: Храбрость, присутствие духа в опасности.

У: Так что же «ныне лежит на весах»?

Д: Память и забвение.

У: Ребята, какие звуки повторяются с 5 - 7 строки и что они рисуют?

Д:  Звук [р] подчеркивает твердость характера, стойкость духа русского.

У: Найдите эпитеты и слова, которые они определяют.

Д: «не страшно», «не горько», «сохраним»,  «русская речь», «русское слово»

У: Ребята, а сейчас нам нужно выяснить, на какое слово падает логическое ударение в каждой из строк, чтобы верно передать те чувства, которые охватывают автора.

(Разбор каждой строчки  вместе с детьми. Дети карандашом  ставят ударение в учебнике  над нужным словом):


Мы знаем, что ныне лежит на весах


И что совершается ныне.


Час мужества пробил на наших часах.

Информация о работе Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста