Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
1.1.Стихотворение как литературный жанр.
1.2.Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.
1.3.Сущность и средства выразительного чтения.
Вывод по 1 главе
Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.
2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.
Вывод по 2 главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Ясная и правильная передача мысли автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста, и их взаимосвязь. Но фактами не исчерпывается содержание произведения. Оно всегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление. Воссоздание в звучащем слове художественных образов в единстве их индивидуально-конкретной формы и идейно-эмоционального содержания называется эмоционально-образной выразительностью речи. Эмоционально-образную выразительность нельзя рассматривать как некоторое, хотя и необходимое добавление к логической выразительности. Обе эти стороны искусство чтения неразрывно между собой связаны, что обусловлено самой природой речи. Психология рассматривает чтение вслух как монологическую речь, следовательно, чтению должно быть свойственно все, что свойственно устной речи. Слова текста воссоздают в воображение читающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение, которое естественно и непроизвольно проявляется в чтении вместе с передачей мыслей автора. Эти же эмоции передаются слушателям. В своей повседневной жизни человек говорит о том, что он знает, видел и о чем хочет рассказать ради определенной цели. Произносимые слова являются выражением собственных мыслей говорящего, за этими словами всегда стоят факторы действительности, вызывающие определенное отношение, определенную волевую устремленность. Читающий же пользуется готовым текстом, не являющимся выражением его собственных мыслей. Если он произносит слова текста без должного проникновения в мысли автора, без четкого представления явлений действительности, которые эти мысли вызвали, в то время чтение не возникает единства мысли, чувства и воли читающего, такое чтение не выявит идейно-эмоциональной сущности произведения, не выполнит основной функции речи – общения.
В работе над выразительностью прочтения стихотворений большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Значение интонации в выразительной речи очень велико. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи.
Основные компоненты интонации следующие:
1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
3) скорость, определяющая
темп и ритм речи и выражаемая
в длительном звучании и
4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).
Определение интонации дано О.В. Кубасовой, которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.
Вопрос об основной
окраске тона обычно ставится
перед детьми после полного
или частичного разбора
Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - синтагмами.
По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (синтагмы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой. Иногда эти части текста в письменной речи начинаются с красной строки и выделяются абзацами. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающую содержание высказывания. К. С. Станиславский называет психологическую паузу красноречивым молчанием, молчанием значительным, важным, потому что оно дополняет слова «взглядами, мимикой, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они (паузы) умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее чем словесный».
Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Все это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания ее во времени. Сюда относится ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно «скрадывание» гласных (редуцирование), пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи, например чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием.
Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоты к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи - гибкость, музыкальность. «Звуки, которые порождаются речевым аппаратом, содержат не только основной тон, но еще и очень много обертонов различной высоты...» (21,с.98)
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.
Выразительность чтения
очень повышается благодаря
Задачи выразительного чтения являются важным компонентом в становление речи. Зная задачи, учитель целесообразно проводит работу с учениками, ставя перед ними определенные цели по их реализации.
Задачи:
- совершенствование навыка чтения: целесообразная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;
- формирование читательских умений по работе с текстом стихотворения. Учитель формирует у учеников умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста;
- формирование первоначальных литературных знаний;
- чтение обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание детей, развитие речи, мышления, воображения детей.
Перечисленные задачи должны реализовываться на уроках чтения. И тогда работа с текстом будет активизировать умственную деятельность детей, формировать мировоззрения и мироощущение. Задачи и этапы выразительного чтения стихотворений тесно связаны между собой.
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение.(15, с.27)
Техника речи - М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных занятий техникой произношения. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:
Дыхание должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.
Большое значение для выразительного чтения стихотворений имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука – это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полезность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.
Средством выразительности стихотворения является тембр голоса. Волнение, грусть, радость, подозрение - все это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской, тембром.
Одной из важнейших качеств речи преподавателя является дикция. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
Неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.(25,с.68)
Учителю очень важно знать средства выразительности устной речи и свободно владеть ими. С их помощью педагог передает суть произведения.
Для того чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:
Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения стихотворения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером. Демонстрация образца выразительного чтения стихотворения имеет цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателем понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, оно служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения». (24, с.98)
Работе над выразительным чтением стихотворения должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнение в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обусловливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работой над идеей произведения.