Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
1.1.Стихотворение как литературный жанр.
1.2.Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.
1.3.Сущность и средства выразительного чтения.
Вывод по 1 главе
Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.
2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.
Вывод по 2 главе
Заключение.
Список использованной литературы.
Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредствам выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а потом передать эти чувства и переживания другим слушателям. (23, с.86)
Выразительное чтение есть один из путей воспитания современного мировоззрения. Чтец - это передовой человек нашего общества.
Издавна та область словесного творчества, которую мы называем лирикой, требовала особого исполнения. Самое название напоминает нам о том, что греческая «лирика» первоначально пелась под аккомпанемент лиры.
«Трагедию мы должны читать возвышенно (героически), комедию - так, как мы говорим в обыкновенной жизни, элегию - звонко, эпос - отчетливо, лирику - благозвучно, надгробные плачи - жалостливо и приниженно. Если это не будет соблюдаться, то все достоинства поэтов будут потеряны и читаемые произведения предстанут в смешном виде». (3,с.196)
Лирика - самый тонкий род поэтического творчества и, надо это признать, самый трудный для художественного воспроизведения. Глубокая интимность и своеобразие ее поэтической речи требуют от исполнителя особой чуткости.
Трудности вызывает и само многообразие видов лирики - жанров, школ и поэтических индивидуальностей, с которыми исполнителю приходится иметь дело.
«Поэт-лирик имеет почти единственный объект наблюдений - самого себя», - констатирует В. Брюсов (2, с.199). Вместе с тем, говоря о себе, поэт-лирик находит словесно-образное выражение также для общего и типического, знакомого читателю. Однако лирик не только позволяет воспринимающему «узнавать» известное ему по внутреннему опыту - он дает ему возможность и познавать новое, расширяет круг его представлений о человеческой личности в самой сокровенной стороне ее жизни. И в этом глубокое воспитательное значение лирики.
Как при чтении прозаического произведения, так и при исполнении лирического стихотворения недостаточно говорить слова, понимая, что значит их сочетание. Надо всегда знать, зачем говорятся эти слова.
Лишь понимание, зачем говорится целое, приведет к пониманию, зачем говорятся отдельные части произведения. Это понимание определит исполнительские задачи, а вместе с ними - и подтекст, и те интонации, которые будут соответствовать этим задачам.
Применительно к частному случаю чтения лирики - чтению поэзии А. С. Пушкина - А. Шварц писал: «Пушкин не терпит интонационных преувеличений, не допускает „нажимов". В его стихах на протяжении четырех строк всегда концентрируются многие мысли. И если, передавая эти строки, вы интонационно „нажмете" на одну какую-либо" мысль, - тотчас пострадает соседняя, - и гармония нарушена, ваше исполнение пошло вразрез с исполняемым текстом» (22,с.93).
Это очень ценное наблюдение. Из него вытекает, что прямолинейно логизирование в исполнении лирических пьес может привести к их смысловому оскудению. Отсюда, конечно, не следует, что исполнение лирики исключает логику. Но одной логики мало для художественной трактовки лирического произведения. Полное понимание и воплощение произведения невозможны, если чтец не решит для себя его образы, не расшифрует творчески. Не только при исполнении, но даже при немом чтении стихотворения.
Во всяком случае, только творчески прожитые исполнителем образы способны впечатлять слушателя. Потому-то чтец при работе над лирическим произведением не должен оставлять не решенных для себя, не понятых им образов.
Большое значение при исполнении лирики имеет композиционная упорядоченность, декламационная архитектура, требуемая особенностями исполняемого рода литературы. «В лирическом стихотворении эта композиционная упорядоченность самого словесного материала становится особенно очевидной» (2,с.197). Закономерное распределение силовых моментов, правильное нахождение кульминации, как места наивысшего напряжения в смысловой перспективе, и прочие элементы композиции увеличивают силу воздействия.
Диапазон сил, скоростей, высот, палитра тембров - все это должно применяться на основе конкретного содержания и оформления произведений, с непременным учетом авторского стиля. Если лирика Блока в основном не допускает резких контрастов, то высокая ода Ломоносова - вся в контрастах, в смене картин, красок, «в парении».
Применение соответственного исполняемому произведению речевого стиля способствует художественной убедительности.
Исполнителю надо внимательно вчитаться в произведение, чтобы понять, какими средствами поэтической речи в данном произведении поэт делает нас соучастниками своих переживаний.
Имея дело с тончайшими переживаниями человека и оттенками их, лирика требует от исполнителя наиболее точных выразительных средств, основанных на поэтической чуткости. «Прочесть, как следует произведение лирическое - вовсе не безделица, для этого долго нужно его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое осушение, наполнявшее его душу: нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его - и тогда уже выступать на публичное его чтение» (2,с.200). Ибо надо помнить, что конечная задача исполнителя лирики, по слову Н. В. Гоголя, - «передать всякую неуловимую черту» того, что читаешь (12,с.40) .
Подготовка чтеца к исполнению лирического произведения идет в основном тем же путем, каким обычно пользуются при подготовке к чтению любого художественного произведения. Определение темы, идеи, деление на части, определение исполнительских задач и т.д. Чтец уясняет обстоятельства, связанные с созданием данного стихотворения, продумывает отраженные в нем жизненные ситуации. В воображении чтеца в процессе подготовки возникают определенные картины жизни.
В лирическом произведении
основным содержанием являются
мысли и переживания
Однако характер при чтении эпоса и лирики бывает различен. В первом случае в воображении читающего последовательно развертывается «кинолента» логически связанных картин жизни. При исполнении лирических произведений в воображении чтеца часто возникают лишь отдельные образы. Эти образы у разных лиц могут сильно отличаться.
Многие лирические стихотворения дают очень мало конкретного материала для воображения. В этих произведениях мы находим выражение мыслей и чувств как результат каких-то событий, жизненных явлений, часто очень сложных. Чтец, все, продумав и представив себе в процессе подготовки, в момент чтения не может воспроизводить в сознании весь комплекс представлений. Нафантазированные картины живут в памяти чтеца и являются той основой, на которой держится правильное отношение.
Настроенность чтеца при исполнении лирики оказывает решающее влияние на успех чтения. Комплекс жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, вызвавших переживание, переданное в данном произведении, должен быть в сознании чтеца, прежде чем он начнет читать стихотворение. Свойственная лирическим произведениям краткость не позволяет надеяться на постепенное овладение определенным душевным состоянием.
Каким же образом осуществляется настроенность чтеца? Вспоминать ли ему все, что он узнал, представил себе в период работы над этим стихотворением? Нет, это невозможно и ненужно. Воспоминания могут затянуться, а ведь подготовка чтеца, когда он уже находится перед слушателями может длится лишь 1-2 секунды. Чтец должен уметь сосредоточиться («собраться»). Чтобы помочь себе, он в процессе работы отбирает мысли, факты, образы, которые вызывают у него необходимое настроение.
Таким образом, чтобы выразительно прочитать лирику, необходимо правильно уметь пользоваться интонационными средствами, как и при чтении других жанров, но, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним. Жестокий и равнодушный человек вряд ли сумеет выразительно прочитать лирику, т.е. понять и передать все те чувства, которые бушевали в душе автора.
Выразительно прочитать стихотворение – трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.
Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий (21,с.53).
Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово, написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.
В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».
Ясная и правильная передача мыслей автора – первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.
Часто, когда делят исполнителей на одаренных и неодаренных, ссылаются на темперамент, который является врожденным, так как определяется природными особенностями нервной системы. Экспериментальные исследования показали, что динамика психической деятельности ребенка обусловлена не только темпераментом, но и другими свойствами личности и ситуацией (прежде всего заинтересованностью). Один и тот же исполнитель тем ярче передает эмоциональный подтекст, чем больше он заинтересован, увлечен содержанием. Темперамент не является абсолютно неизменным. «На основании имеющихся экспериментальных фактов, - утверждает исследователь, - можно с достаточной обоснованностью утверждать, что путем соответствующих методов и приемов тренировки возможно увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности»(24,с.91).
Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. «Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.(9, с.24)
Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. М.А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это первая и основная форма конкретного наглядного обучения литературе».
Выразительное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения звучащей речи. Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, то есть слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. (23, с.56)