Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:05, курсовая работа
Цель исследования: формирование нравственных качеств личности посредствам изучения литературы.
Предмет исследования – детская художественная литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Дать сущностную характеристику понятию «нравственность».
Проанализировать процесс нравственного воспитания личности.
Определить особенности восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать учебные программы по чтению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………… 5
1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5
1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9
1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18
Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………...28
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………36
2.3 Методические рекомендации………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………...46
Сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания:
Одним из основных произведений является Библия – Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.
Центральная тема Библии – это личность Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя и Владыки мира.
В Библии рассказывается не только о том, как произошло грехопадение человека, его отлучение от Бога и осуждение на вечную погибель, но также и о Божьем замысле спасения человечества. О том, как Бог послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы Он принес искупительную жертву, приняв смерть за грехи людей, указав им истинный путь жизни.
Евангельская проповедь принесла надежду опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем "согласии"; оно осудило угнетателей, искоренило рабство. Позднее оно стало опорой гуманности, просвещения, высокой нравственности.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, А. Милна, А. Линдгрен, стихи Д. Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.
Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
В первой главе мы выяснили, какие нравственные качества формируются у детей в младшем школьном возрасте на уроках литературы. Поэтому опытная работа была нацелена на определение уровня сформированности нравственных качеств младших школьников.
Эксперимент проводился на базе четвертого класса «Средней общеобразовательной школы №10» г. Рузаевка.
Нам надо было выяснить категориальную структуру нравственности, поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос, какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие» и «свобода», в более позднюю историческую эпоху – «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 12 категорий.
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 четвероклассника: 13 девочек и 11 мальчиков. Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов первоклассников представлена в Приложении 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).
Итак, четвероклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании «зла» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
«Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых – с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро – это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что нравственные качества личности школьников плохо развиты. Ребята не видят проявления нравственных качеств в жизни, не различают чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную или ложную помощь товарищу.
2.3 Методические рекомендации
В связи с данными исследования мы предложили учителю начальных классов составить и использовать на уроках литературного чтения этический словарик.
В методической литературе нет подробного описания данного приема, как и нет самого понятия этический словарь. Какое же определение можно дать этическому словарику?
Рассмотрим вначале понятие словарь и его значение уроках в начальной школе.
В словаре С. И. Ожегова приводится следующие определение словарю – это собрание слов, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями, или с переводом на другой язык.
В большой педагогической энциклопедии выделяется понятие учебный словарь – это словари, обучающей направленности, также используемые как средство обучения.
Учебные словари имеют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую. На уроках в начальной школе используются различные виды словарей, как учебных, так и обычных: грамматические, орфоэпические, орфографические, морфемные, словообразовательные, фразеологические, толковые. На уроках литературного чтения чаще всего используются толковые словари, которые являются хорошими помощниками в организации словарной работы как отдельного этапа урока.
Понятие же этика означает неистощимый источник нравственного осмысления в жизни человека, его бытования в обществе, становление человеческого Я, осознание его ценности через познание сущности этических понятий.
Исходя из данных понятий, можно вывести следующее определение Этическому словарику – это собрание нравственных и этических понятий с этих толкованием, способствующее формированию у человека нравственных качеств, а вследствие этого и нравственной воспитанности.
Значение применения этического словарика на уроках литературного чтения очень велико. Огромную роль в организации процесса осмысления проблем играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания, а эмоциональные переживания являются условием восприятия нравственных ценностей. Используя данный метод можно добиться более высокого понимания и осмысления нравственных ценностей и мотивов через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.
На наш взгляд этический словарь должен состоять из следующих пунктов:
- нравственное качество;
- определение данного качества;
- произведение, герой, обладающий этим качеством;
- признаки, поступки, по которым
было определено данное
- наличие данного качества у близких людей, одноклассниках;
- наличие данного качества у самого ребенка;
- иллюстрация, показывающая наглядно качество.
Работа с этическим словариком организуется на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Ученики в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком. Работа с пунктами 5 и 6 ориентирована на то, чтобы ученик начал переосмысливать выделенное понятие и «примерять» его на себя: « А кто из моих близких такой? А можно ли про меня так сказать? Могу ли я быть таким же? Способен ли я так поступать?» Работа со словариком продолжается и дома. Ученики подбирают рисунки, фотографии, на которых представлена ситуация, эпизод, иллюстрирующий проявление записанного в словарик на уроке литературного чтения нравственного качества. Эта работа способствует лучшему пониманию и осмыслению качества.
В качестве основных нравственных качеств, которые могу анализироваться и записываться в этический словарик можно выделить следующие:
Работа с этическим словариком может вестись в соответствии со следующим перспективным планом изучения литературных произведений в 4 классе, ориентированных на развитие представлений о нравственных качествах. Данный план был разработан в ходе анализа учебника Н. А. Чураковой «Литературное чтение» [22]
№ |
Произведение |
Герой |
Нравственное качество |
Признаки |
1 четверть | ||||
1 |
Пословицы о земледелии |
Трудолюбие |
Положительное отношение к труду, желание и умение работать | |
2 |
Морской царь и Василиса Премудрая |
Василиса Премудрая |
Взаимопомощь |
Василиса Премудрая помогала Ивану-Царевичу выполнять наказы морского царя |
3 |
Ф.Тютчев. «Весенние воды» |
Весенняя природа |
Любовь к природе |
Автор восхищается приходом весны |
4 |
Н.Матвеева. «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» |
Ручеек, Весна |
Любовь к природе |
Автор видит красоту весенней природы и восхищается ею |
5 |
Б.Пастернак. «Опять весна» |
Образ Весны |
Любовь к природе |
Автор радуется приходу весны |
6 |
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
Лирический герой |
Любовь к природе |
Автор ярко описывает свои воспоминания, связанные с приходом весны |
7 |
Л. Андреев. «Петька на даче» |
Петька |
Сострадание |
Автор сочувствует герою произведения |
8 |
А. Чехов. «Ванька» |
Ванька |
Сочувствие |
Автор жалеет героя, сочувствует ему, показывает безысходность его положения |
9 |
В. Берестов. «Разлука» |
Мальчики – друзья |
Товарищество |
Герой переживает разлуку с лучшим другом |
10 |
В. Берестов. «Братья» |
Два брата |
Братская любовь |
Брат защищает брата во дворе |
2 четверть | ||||
11 |
Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» |
Мари |
Сострадание |
Мари испытывает жалость к Щелкунчику |
12 |
Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» |
Мари, Щелкунчик |
Смелость |
Мари и Щелкунчик проявляют смелость во время битвы с мышами и их королем |
13 |
М.Волошин. «Зеленый вал отпрянул» |
Образ Моря |
Любовь к природе |
Автор любуется красотой морского пейзажа |
14 |
Д.Самойлов «Красная осень» |
Осенний лес |
Любовь к природе |
Автор восхищается красотой осеннего леса |
15 |
А. Пушкин. «Зимняя дорога» |
Лирический герой |
Сочувствие, сострадание |
Внутренние переживания героя, оказавшегося в трудной ситуации |
16 |
А. Белый. «Весна» |
Весна |
Любовь к природе |
Автор радуется приходу весны |
17 |
Ф.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», |
Гроза летом |
Любовь к природе |
Автор восхищается величием грозы |
18 |
С.Маршак. «Как поработала зима…» |
Образ Зимы |
Любовь к природе |
Автор восхищается красотою зимы |
19 |
А.Фет. «Это утро, радость это…» |
Образ Весны |
Любовь к природе |
Автор в красках описывает весну |
3 четверть | ||||
20 |
С.В.Михалков «Гос. гимн РФ» |
Патриотизм |
В стихах воспевается мощь и величие России | |
21 |
М. Лермонтов. «Бородино» |
Лирический герой |
Патриотизм |
В стихах воспевается мощь русской армии в Отечественной войне 1812г. |
22 |
В.Берестов. «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир» |
Лирический герой |
Патриотизм |
В стихах герой размышляет о страшных годах в жизни России – Годы Великой Отечественной войны. |
23 |
М. Метерлинк. «Синяя Птица» |
Митиль, Тильтиль, Душа Света, Пес, Радость Материнской любви |
Доброжелательность, доброта, преданность, любовь, целеустремленность |
Герои, несмотря на испытания, стараются найти синюю птицу, пес проявляет преданность Тильтилю, Душа Света помогает детям в поисках птицы |
Информация о работе Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы