Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:05, курсовая работа
Цель исследования: формирование нравственных качеств личности посредствам изучения литературы.
Предмет исследования – детская художественная литература как средство воспитания нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
Дать сущностную характеристику понятию «нравственность».
Проанализировать процесс нравственного воспитания личности.
Определить особенности восприятия художественных произведений детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать учебные программы по чтению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………… 5
1.1 Сущность и природа нравственности…………………………………….. . 5
1.2 Процесс духовно-нравственного воспитания личности…………………. .9
1.3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми младшего школьного возраста…………………………………………18
Глава 2. Методические основы формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на примере уроков литературы)…………...28
2.1 Анализ учебных программ по чтению (литературе) для начальных школ в контексте проблематики нравственного воспитания………………………….28
2.2 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………………36
2.3 Методические рекомендации………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованных источников…………………………………………...46
Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы. Во-первых, на этих уроках ученики знакомятся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что, как вид искусства способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений [15, С. 61].
Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ним.
Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.
Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное – необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками художественного текста – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их нравственным правилам[10, С. 46].
На уроке литературного языка дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.
Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и в конечном итоге воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
В процессе
начального обучения до
Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования"[8, С. 29]
Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко используются иллюстрации к тексту.
Н.Н. Светловская выделяет ведущую закономерность, регулирующую включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную деятельность. Она представляет собой подчинение детского чтения соблюдению трех аспектов подготовки младших школьников к самостоятельной деятельности в мире книг - это аспект раскодирования текста, аспект понимания прочитанного и аспект постижения значимости книги для читателя, необходимости сознательно выбирать и самостоятельно читать книги.
Развивая и совершенствуя систему дел, в которых дети-читатели получают возможность упражняться в нравственных поступках, учитель сталкивается с проблемой взаимосвязи чтения и общего развития ребенка. Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на ее отдельные стороны. З.Н.Романовская отмечает, что "никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература" [18, С. 56].
Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.
Размышляя о нравственном воспитании учащихся средствами художественной литературы, русские методисты В. и Ц. Балталон писали, что "Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели...
Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему" [4, С. 86].
Как известно, воздействие литературы на развитие личности осуществляется через восприятие. В психологической литературе термин "восприятие" понимается как "целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения, восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире" [8, С. 166].
Рассматривая постижение художественного произведения, Т.Д.Полозова указывает об эстетическом восприятии, называя его универсальной человеческой способностью. "Она выражает и проявляет не только специфические качества, характеризующие конкретную реакцию личности на факты искусства и реальной жизни, но и потенциальную творческую перспективу ее общего развития"
Эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
Для выбора методов и приемов работы с художественной литературой необходим учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний младшими школьниками.
Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников характеризуются динамичностью: "запоминание и запечатление превращается в деятельность заучивания, восприятие - целенаправленного и организованного наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения" [5, С. 49].
Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических процессов, без учета которых невозможно правильно организовать педагогический процесс усвоения исторического опыта предшествующих поколений. Для них характерна свежесть, эмоциональность, но малая диффиренцированность восприятия, неумение проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом, организовать процесс систематического наблюдения.
Психологи отмечают слабость, неустойчивость внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное, внимание к второстепенным деталям.
Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети младшего школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно. Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого усвоения системы исторических знаний.
Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии.
Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для изучения истории), оно становится более реалистичным.
Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта ребенок может создать необходимые образы.
Особенностями восприятия художественного материала младшими школьниками являются:
Свойственная ребенку
дошкольного и младшего
Для того, чтобы процесс воспитания личности искусством способствовал эстетическому отношению к действительности и самому себе необходимо "опираться на самопознание: на познание самого себя благодаря способности персонифицировать себя в образах и ступать в диалог с создателем образов".
Информация о работе Формирование нравственных качеств личности посредством изучения литературы