Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игрдраматиз.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА  ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВОМ ИГР – ДРАМАТИЗАЦИЙ

 

2.1 Изучение представлений  детей седьмого года жизни  о ценностных нравственных качествах

 

Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №85 г. Белгорода. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.

На констатирующем этапе эксперимента проводились беседы, в процессе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:

  1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Результаты исследования занесены в таблицу 1.

 

Таблица 1

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Ангелина Н.

А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает;

Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается;

А) кто обещает и выполняет обещания;

Б) кто всех обманывает и меня тоже;

А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем;

Б) ничего не дает;

А) тот, кто вообще ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Антон Т.

А) кто ничего плохого не делает;

Б) тот, кто ругается и делает все плохое;

А) кто никогда не врет;

Б) кто всех обманывает;

А) тот, кто делится со всеми;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) ничего на земле вообще не боится;

Б) те, кому всегда страшно;

Владик С.

А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо;

Б) когда кричит человек и ведет себя плохо;

А) кто обещает и выполняет обещания;

Б) тот, кто не выполняет обещания;

А) тот, кто со всеми делится;

Б) тот, кто совсем не делится ни чем;

А) кто ничего не боится;

Б) тот, кто боится всего;

Вова Ш.

А) Меня – я же все сразу выполняют, дома даже картошку принесу;

Б) Антон – он прям на меня злится;

А) кто не врет;

Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес;

А) кому не жалко дать что просят;

Б) ничего не дает;

А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс;

Б) тот, кто боится и его надо защищать;

Геля П.

А) это хорошие люди, всегда смеются;

Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво;

А) кто никогда не врет;

Б) тот, кто постоянно всем врет;

А) кому ничего не жалко;

Б) кто все сразу забирает;

А) кто ничего не боится даже ночью ходить;

Б) кто всего боится;

Данил В.

А) кто всех любит;

Б) кто всегда злится;

А) кто все обещает и выполняет;

Б) тот, кто обманывает;

А) не знаю;

Б) кто не делится ни с кем;

А) кто никого не боится;

Б) тот, кто боится медведей и волков;

Даша Ш.

А) хороший;

Б) кто всегда сердится;

А) кто не обманывает;

Б) кто всегда обманывает;

А) кто все разрешает брать;

Б) тот, кто жадничает;

А) кто ничего не боится и не трусит;

Б) кто всего боится;

Максим С.

А) тот, кто улыбается и любит даже плохих;

Б) тот, кто дерется и ругается;

А) тот, кто не обманывает;

Б) настоящих обманщиков;

А) кто делится;

Б) тот, кто забирает все себе;

А) он ничего не боится;

Б) тот, кто всех, всех боится;

Настя А.

А) Геля она дает поиграть и не толкается;

Б) Тимофей всегда злой;

А) Света честная;

Б) Тимофей обманывает детей;

А) тот, кто дает игрушки;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Света М.

А) те, кто всегда дружат;

Б) все дети, которые не слушают воспитателя;

А) все кто дарят подарки, если обещают;

Б) кто, всех обманывает;

А) кто мне конфеты дает;

Б) кто все себе забирает;

А) тот, кто никого не боится;

Б) кому всегда страшно.


 

Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:

  • у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);
  • носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);
  • носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
  • в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
  • нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);
  • при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);
  • ребенок ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);
  • у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о  нравственном качестве сформировано  у большинства детей. Такие качества  как «добрый - злой» почти все  объясняли правильно, то есть  «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». У троих детей Вовы Ш., Гели П., Насти А. конкретные люди выступают в роле носителя определенного качества («Тимофей всегда злой»; «Дедушка и бабушка злые, когда пиво пьют»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных  ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Только Настя А. и Вова Ш. закрепляют эти качества за конкретными людьми («Стас… не принес машинку», «Тимофей обманывает детей»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном  качестве - «смелый» практически  у всех детей сформировано  обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно  закреплено конкретно за ним  самим («Я сам, я тренируюсь, пойду  на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Имя ребенка

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Итоги

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Ангелина Н.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

2

Антон Т.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

3

Владик С.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Вова Ш.

С

С

В

С

В

В

С

В

С

5

Геля П.

С

С

В

В

В

В

В

В

С

6

Данил В.

В

В

В

В

Н

В

В

С

С

7

Даша Ш.

Н

В

В

В

В

В

В

В

С

8

Максим С.

Н

В

В

С

В

В

В

В

С

9

Настя А.

Н

Н

Н

Н

С

В

В

В

Н

10

Света М.

Н

С

С

В

Н

С

С

В

С


 

Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

  1. к высокому уровню относятся – 3 ребенка (Ангелина Н., Антон Т., Владик С.), что составляет 30 %;
  2. к среднему уровню относятся – 6 детей (Вова Ш., Геля П., Данил В., Даша Ш., Максим С., Света М.), что составляет 60%;
  3. к низкому уровню относятся – 1 ребенок (Настя А.), что составляет 10%.

Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1):

 

Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах

 

Изучение представлений о нравственных ценностях осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?
  2. Как перехитрила лиса зайца?
  3. Кто помогал зайчику? Как?
  4. Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной беседы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Имя

1 Вопрос

2 Вопрос

3 Вопрос

4 Вопрос

Ангелина Н.

А) Лубяная.

Б) Из льда.

 Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала.

 Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались.

 Помогла, наверное.

Антон Т.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала.

 Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала.

 Я бы всем помог и не испугался никого.

Владик С.

А) Деревянная.

Б) Конечно ледяная, она же растаяла.

 Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила.

 Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису.

 Если бы у меня была коса, я бы помог.

Вова Ш.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома.

 Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже.

 Я сильный, я всех спасу.

Геля П.

А) Деревянная.

Б) Ледяная.

 Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его.

 Петушок помог, больше ни кто не помог.

 Я не знаю, наверное, помогла бы.

Данил В.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома.

 Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали.

 Я помог бы.

Даша Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

Молчит

 Петушок помог.

 Я помогла бы.

Максим С.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Лиса хитрая, перехитрила зайца.

 Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала.

 Я бы не испугался, я бы всем помог.

Настя А.

А) Деревянная.

Б) Ледяная.

 Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца.

 Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок.

 Я бы помогла.

Света М.

А) Из дерева.

Б) Ледяная.

 Заяц поверил лисе, а она его обманула.

 Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису.

 Я помогла бы всем.


 

По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами. Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

На основе анализа делаем вывод:

  • правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);
  • правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);
  • правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);
  • помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

Данные представлены на графике.

 

Рис. 2 - Результаты изучения представлений о нравственных поступках героев сказки

 

Во второй серии исследования нами было проведено наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

 Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров:

  1. подготовка и использование атрибутов;
  2. взаимоотношения со сверстниками во время игры;
  3. эмоциональная передача нравственных качеств персонажей с помощью вербальных средств;
  4. эмоциональная передача нравственных качеств персонажей с помощью невербальных средств.

Информация о работе Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации