Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа
Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДСТВОМ ИГР – ДРАМАТИЗАЦИЙ
2.1 Изучение представлений
детей седьмого года жизни
о ценностных нравственных
Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №85 г. Белгорода. Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.
На констатирующем этапе эксперимента проводились беседы, в процессе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах (Г.А. Урунтаева), а также изучение представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали (А.Д. Кошелева).
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:
Результаты исследования занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Имя |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Ангелина Н. |
А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает; Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается; |
А) кто обещает и выполняет обещания; Б) кто всех обманывает и меня тоже; |
А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем; Б) ничего не дает; |
А) тот, кто вообще ничего не боится; Б) кто всего боится; |
Антон Т. |
А) кто ничего плохого не делает; Б) тот, кто ругается и делает все плохое; |
А) кто никогда не врет; Б) кто всех обманывает; |
А) тот, кто делится со всеми; Б) тот, кто ничего не дает; |
А) ничего на земле вообще не боится; Б) те, кому всегда страшно; |
Владик С. |
А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо; Б) когда кричит человек и ведет себя плохо; |
А) кто обещает и выполняет обещания; Б) тот, кто не выполняет обещания; |
А) тот, кто со всеми делится; Б) тот, кто совсем не делится ни чем; |
А) кто ничего не боится; Б) тот, кто боится всего; |
Вова Ш. |
А) Меня – я же все сразу выполняют, дома даже картошку принесу; Б) Антон – он прям на меня злится; |
А) кто не врет; Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес; |
А) кому не жалко дать что просят; Б) ничего не дает; |
А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс; Б) тот, кто боится и его надо защищать; |
Геля П. |
А) это хорошие люди, всегда смеются; Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво; |
А) кто никогда не врет; Б) тот, кто постоянно всем врет; |
А) кому ничего не жалко; Б) кто все сразу забирает; |
А) кто ничего не боится даже ночью ходить; Б) кто всего боится; |
Данил В. |
А) кто всех любит; Б) кто всегда злится; |
А) кто все обещает и выполняет; Б) тот, кто обманывает; |
А) не знаю; Б) кто не делится ни с кем; |
А) кто никого не боится; Б) тот, кто боится медведей и волков; |
Даша Ш. |
А) хороший; Б) кто всегда сердится; |
А) кто не обманывает; Б) кто всегда обманывает; |
А) кто все разрешает брать; Б) тот, кто жадничает; |
А) кто ничего не боится и не трусит; Б) кто всего боится; |
Максим С. |
А) тот, кто улыбается и любит даже плохих; Б) тот, кто дерется и ругается; |
А) тот, кто не обманывает; Б) настоящих обманщиков; |
А) кто делится; Б) тот, кто забирает все себе; |
А) он ничего не боится; Б) тот, кто всех, всех боится; |
Настя А. |
А) Геля она дает поиграть и не толкается; Б) Тимофей всегда злой; |
А) Света честная; Б) Тимофей обманывает детей; |
А) тот, кто дает игрушки; Б) тот, кто ничего не дает; |
А) кто ничего не боится; Б) кто всего боится; |
Света М. |
А) те, кто всегда дружат; Б) все дети, которые не слушают воспитателя; |
А) все кто дарят подарки, если обещают; Б) кто, всех обманывает; |
А) кто мне конфеты дает; Б) кто все себе забирает; |
А) тот, кто никого не боится; Б) кому всегда страшно. |
Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:
Анализируя ответы детей, следует отметить:
1. Обобщенное представление о
нравственном качестве
2. Нравственные качества «честный
- лживый» дети дифференцировали,
опираясь на совокупность
3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).
Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:
высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;
средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.
Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ |
Имя ребенка |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Итоги | ||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б | |||
1 |
Ангелина Н. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
2 |
Антон Т. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
3 |
Владик С. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
4 |
Вова Ш. |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
С |
5 |
Геля П. |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
6 |
Данил В. |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
С |
7 |
Даша Ш. |
Н |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
8 |
Максим С. |
Н |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
9 |
Настя А. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
В |
В |
В |
Н |
10 |
Света М. |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
Проанализировав ответы детей можно отметить, что:
Результаты исследования представлены в диаграмме (рис. 1):
Рис. 1 - Результаты беседы о нравственных качествах
Изучение представлений о нравственных ценностях осуществлялось в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 1), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.
Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Результаты проведенной беседы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Имя |
1 Вопрос |
2 Вопрос |
3 Вопрос |
4 Вопрос |
Ангелина Н. |
А) Лубяная. Б) Из льда. |
Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала. |
Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались. |
Помогла, наверное. |
Антон Т. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала. |
Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала. |
Я бы всем помог и не испугался никого. |
Владик С. |
А) Деревянная. Б) Конечно ледяная, она же растаяла. |
Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила. |
Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису. |
Если бы у меня была коса, я бы помог. |
Вова Ш. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома. |
Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже. |
Я сильный, я всех спасу. |
Геля П. |
А) Деревянная. Б) Ледяная. |
Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его. |
Петушок помог, больше ни кто не помог. |
Я не знаю, наверное, помогла бы. |
Данил В. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома. |
Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали. |
Я помог бы. |
Даша Ш. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Молчит |
Петушок помог. |
Я помогла бы. |
Максим С. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Лиса хитрая, перехитрила зайца. |
Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала. |
Я бы не испугался, я бы всем помог. |
Настя А. |
А) Деревянная. Б) Ледяная. |
Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца. |
Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок. |
Я бы помогла. |
Света М. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Заяц поверил лисе, а она его обманула. |
Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису. |
Я помогла бы всем. |
По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.
Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Даша Ш. молчала и пожимала плечами. Максим С. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».
Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые «помогали зайчику». Ангелина Н., Вова Ш., Геля П., Данил В. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Даша Ш. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.
Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Владик С. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.
Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.
На основе анализа делаем вывод:
Данные представлены на графике.
Рис. 2 - Результаты изучения представлений о нравственных поступках героев сказки
Во второй серии исследования нами было проведено наблюдение за обыгрыванием русской народной сказки «Заюшкина избушка» с целью изучения особенностей проявления нравственных ценностей в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Наблюдение проводилось с учётом следующих параметров: