Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа
Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах
Данные наблюдения за игрой – драматизацией представлены в таб. 4.
Таблица 4
Имя |
Параметры наблюдения | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Ангелина Н. - исполняла роль лисы |
активно принимала участие в изготовление атрибутов; |
подсказывала текст по ходу игры другим «персонажам», с удовольствием примеряла на себя разные роли, охотно уступала свою роль другим детям; |
в речи выражаются эмоции, голосом пыталась показать, какая лиса хитрая; |
ходила на цыпочках, «виляла хвостиком», руки согнуты в локтях; |
Антон Т. - исполнял роль петуха |
в изготовлении атрибутов участия не принимал, но использовал маски по ходу игры; |
делиться этой ролью без вмешательства взрослого не хотел; |
речь, подражал голосу петушка: смелый, важный; |
шагал маршевым шагом, помогая при этом руками; |
Владик С. - исполнял роль собачки |
помогал раскрашивать маски, использовал в игре; |
советы сверстников не слушал; |
пытался изобразить голос персонажа; |
не использовал невербальные средства выразительности; |
Вова Ш. - исполнял роль собачки |
атрибуты охотно использовал в игре, принимал участие в изготовлении; |
советовался с Антоном как лучше изобразить голос собачки; |
изображал голос персонажа. лицо выражало уверенность, смелость; |
гордо шагал, походка была уверенная; |
Геля П. - исполняла роль зайца |
в изготовлении атрибутов участие не принимала, но использовала в игре; |
принимала активное участие в распределении ролей среди ребят, на себя взяла одну из ведущих; |
мимикой передавала страдание, боль, огорчение, страх; |
прыгала легко на носочках, с согнутыми руками в локтях перед грудью; |
Данил В. - исполнял роль медведя |
помог делать маски, только после просьбы взрослого; |
не взаимодействовал со сверстниками, к советам не прислушивался; |
пытался подражать голосу медведя; |
ходил, подняв руки, переваливаясь с одной ноги на другую; |
Даша Ш. - исполняла роль медведя |
пыталась помочь в изготовлении атрибутов сразу всем, но до конца ничего не доводила, охотно использовала атрибуты в игре; |
подсказывала всем, помогала выбрать роль, подсказывала текст; |
интонацией голоса пыталась подражать голосу персонажа, говорила грозно и томно; |
шагала тяжело, переваливалась с ноги на ногу; |
Максим С. - исполнял роль петушка |
проявлял любопытство к изготовлению атрибутов, активно использовал в игре; |
подсказывал текст по ходу всей игры, сотрудничал со сверстниками; |
старался кукарекать, говорил четко, уверенно, пытаясь изобразить смелость; |
шагал уверенно, гордо, помогая руками; |
Настя А. - исполняла роль лисы |
в изготовлении атрибутов участие не принимала, но активно использовала их в игре; |
в процессе игры контактировала со сверстниками; |
мимикой и голосом пыталась показать, какая лиса хитрая и как она ни кого не боится; |
старалась показать походку лисы при помощи рук; |
Света М. - исполняла роль зайца |
помогала делать атрибуты, использовала в игре; |
помогала исполнять роли сверстникам; |
мимикой и голосом передавала эмоциональное переживание персонажа; |
прыгала с согнутыми в локтях руками, пыталась изобразить плач персонажа; |
По итогам наблюдений отмечаем проявление нравственных качеств, в процессе передачи характера, эмоционального состояния сказочных героев с помощью вербальных и невербальных средств.
1. Подготовка и использование атрибутов.
В подготовке атрибутов для игры – драматизации принимали участие 7 детей, Даша Ш. пробовала помогать всем, по мере заинтересованности к тому или иному виду изобразительной деятельности: рисование, раскрашивание, вырезывание, но до конца ничего так и не доделала. Проявлял любопытство Максим С., он с интересом наблюдал за процессом изготовления атрибутов и лишь время от времени подходил и что-либо подсказывал. Три ребенка отказывались помогать, аргументируя это тем, что они заняты и им это не интересно. Но в процессе игры маски использовали все дети.
2. Взаимоотношения со сверстниками во время игры.
Необходимо отметить, что не все дети взаимодействовали друг с другом. Антон Т., Владик С. и Данил В. не хотели принимать советы от сверстников, комментируя это так: «Я сам знаю, как правильно», « Я всё умею сам». Остальные 7 детей активно участвовали в обсуждении ролей, подсказывали друг другу текст и характерные движения в процессе всей игры. Практически на протяжении всего времени, которое длилась игра, Данил В. не контактировал с детьми, только наблюдал за их действиями и многие советы, которые давали другим детям применял непосредственно к себе.
3. Эмоциональная передача нравственных качеств персонажей вербальными средствами.
Следует обратить внимание на то, что некоторые дети в той или иной мере использовали интонацию, подражание голосу персонажей для передачи нравственных качеств, присущим сказочным героям. Антон Т. пытался подражать крику петушка, «чтобы лиса испугалась сразу». Изображая плачущего зайчика, Света М. сама чуть не заплакала, объясняя это так: «Если бы меня выгнали из дома, я бы тоже плакала и просила мне помочь». После чего некоторые из детей тоже представили, что такое случилось с ними и сделали вывод, что нельзя пускать посторонних людей домой.
4. Эмоциональная передача нравственных качеств персонажей невербальными средствами.
Следует отметить, что большинство детей старились при помощи характерных движений, жестов, мимики отчетливее и эмоциональнее передать нравственное качество, которое характерно для сказочного героя. Исполняя роль «зайчика», Геля П. прыгала легко на носочках с согнутыми в локтях руками, прижатыми к груди, на лице были ярко выражены грусть, страх. Максим С. исполняя роль «петушка», изображал смелого героя, маршировал уверенным шагом, помогая при этом руками.
Таким образом, анализ результатов проведенного наблюдения показал:
Данные представлены в графике:
Рис. 3 - Результаты наблюдения за игрой-драматизацией
Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальных исследований на контрольном этапе, мы можем отметить, что использование игры – драматизации в старшем дошкольном возрасте, способствует формированию нравственных ценностей. При помощи игры – драматизации в специально созданных условиях формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер и способствует умению старших дошкольников переносить приобретенный опыт полученный в игре в социальную действительность. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик.
2.3 Опытная работа с детьми по формированию нравственных ценностей средством игр – драматизаций и её результаты
Для организации целенаправленной работы с детьми седьмого года жизни в МДОУ №85 г. Белгорода был разработан проект, целью которого является формирование нравственных ценностей средством игр – драматизаций. Данный проект содержит четыре блока, включающих в себя создание развивающей среды для игр – драматизаций, чтение художественной литературы, игры – драматизации, работа с родителями.
№ п/п |
Название оборудования и атрибутов |
Варианты использования |
1 |
Оборудование для сказки «Три поросенка»:
|
|
2 |
Атрибуты к сказке «Теремок»:
|
Игры – импровизации «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку»; игра – драматизация в групповой комнате; |
3 |
Оборудование для сказки «Кот, петух и лиса»:
|
игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика»; рисование на тему «Как котик спасает петушка»; драматизация в групповой комнате. |
4 |
Атрибуты к сказке «Заюшкина избушка»:
|
1.Разыгрывание этюдов «Лиса 2.пересказ произведения; показ сказки |
5 |
Атрибуты к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
|
Игра – беседа «С Алёнушкой»; рисование героев сказки по выбору детей с помощью трафарета; разыгрывание этюдов. |
6 |
Оборудование к сказке «Айболит»:
|
Игра – беседа «С Айболитом»; игра – импровизация «Вылечи друга»; драматизация отрывка сказки. |
№ |
Название |
Автор |
Цели |
Работа с текстом |
1 |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
русская народная сказка |
Развивать осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь; формировать произвольное поведение; стимулировать желание следовать законам добра. |
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки. |
2 |
«Кот, петух и лиса» |
русская народная сказка |
Воспитывать у детей доброту, сострадание, умение оказывать помощь и сопереживать. |
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; рисование на тему «Лиса под окошком». |
3 |
«Три поросенка» |
английская народная сказка |
Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться. |
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; аппликация на тему «Три поросенка». |
4 |
«Теремок» |
русская народная сказка |
Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание в оказании помощи. |
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; лепка героев сказки. |
5 |
«Айболит» |
К.И. Чуковский |
Воспитывать у детей сострадание, доброту, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности. |
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка отрывка произведения; рисование на тему «Айболит». |
3. Блок игры – драматизации
№ |
Название |
Цель |
Содержание |
1 |
«Три поросенка» (Приложение 2) |
Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей. |
Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф); установление декораций (домики, деревья); разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью); - дети имитируют строительство домиков и поют песню: «Нам не страшен серый волк»; - появляется волк и ломает домики двух поросят; -поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка; - волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро кипятка и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке. |
2 |
«Кот, петух и лиса» (Приложение 3) |
Закрепить представления детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость и сострадание. |
Распределение ролей (кот, петух и лиса); установка декораций (деревья, дом); разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью); - кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие; - появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»; - петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес; - петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»; - кот бежит в погоню и отнимает петушка; - история повторяется; - кот играет на гуслях возле лисьего дома; - лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает с ним. |
3 |
«Заюшкина избушка» (Приложение 1) |
Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадание; воспитывать желание помогать попавшим в беду. |
Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь); установка декораций (деревья, дом); разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью); - избушка лисы таит, и она идет к зайчику; - зайчик пускает лису свою в избушку, она его выгоняет; - зайчик сидит на пеньке и плачет; - к зайчику подходит собачка и предлагает помощь, но лиса её пугает и собачка убегает; - зайчик опять плачет, к нему подходит медведь, история повторяется; - зайчик плачет, к нему подходит петушок и предлагает помощь; - петушок пугает лису, она убегает из избушки; - зайчик возвращается домой. |
4 |
«Айболит» |
Воспитывать у детей желание заботиться о тех, кто слабее, жалость к заболевшим зверям. |
Распределение ролей (Айболит, барбос, лиса, зайчиха); - установление декораций (дерево); - разыгрывание сюжета произведения (появляются герои произведения и произносят слова в соответствии с ролью); - к Айболиту подходят животные и просят вылечить их и своих детенышей. |
5 |
«Теремок» (Приложение 4) |
Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание. |
Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь); установление декораций (деревья, теремок); разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью); - к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»; - приходит медведь и ломает теремок; - дети строят новый теремок. |