Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игрдраматиз.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Дам и зернышек.

Петух выглянул в окошко, а лиса его в когти. Закричал петух громким голосом:

- Понесла меня лиса, понесла  петуха за темные леса, за дремучие  боры, по крутым бережкам, по высоким  горам. Кот Котофеевич, выручай меня!

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и спас петуха.

- Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко - съест  тебя лиса и косточек не  оставит! Смотри же, слушай меня! Я завтра далеко пойду

Вот опять кот ушел на в лес за дровами. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит.

- Что это, - говорит лиса, - ныне  Петя совсем онемел!

- Нет, лиса, не обманешь меня! Не  выгляну в окошко.

Лиса бросила в окно горошку да пшенички и снова запела:

- Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головка,

Выгляни в окошко,

У меня-то хоромы,

Хоромы большие,

В каждом углу

Пшенички по мерочке:

Ешь, сыт, не хочу!

Потом добавила:

- Да, посмотрел бы ты, Петя, сколько  у меня всяких диковинок! Полно, не верь коту! Если бы я хотела  тебя съесть, то давно бы это сделала. А то видишь - я тебя люблю, хочу тебя в люди показать да уму-разуму научить, как надо на свете жить. Да покажись же, Петя! Вот я за угол уйду!

И притаилась за стеною...

Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти - и была такова! Петух закричал во все горло, но кот был далеко и не слыхал его крика. Пришел домой, петушка нет. Взял он гусли и пошел к лисе. Сел у нее под окошком и запел. Лиса вышла на крылечко посмотреть, кто там поет, а петушок выскочил за ней. Тут котик схватил петушка, да наутек.

С тех пор петушок слушается котика. Теперь они живут поживают, да добра наживают.

 

Приложение 4

 

Теремок. Русская народная сказка (пересказ М. Булатова)

 

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт

- Я, мышка–норушка! А ты кто?

- А я лягушка–квакушка.

- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка!

- Я, лягушка–квакушка. А ты кто?

- А я зайчик–побегайчик

- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка–сестричка.

- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- Я, лисичка–сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок – серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем–теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка–норушка.

- Я, лягушка–квакушка.

- Я, зайчик–побегайчик.

- Я, лисичка–сестричка.

- Я, волчок – серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез - никак не мог влезть и говорит:

- Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю.

- Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.

- Только уселся - трах! - раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

 

Приложение 5

 

Изучение представлений детей о нравственных качествах

 

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы.

1.Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

2.Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3.Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4.Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3 – 7 лет задают вопросы.

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети одного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что ссылается ребенок:

• обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

• на конкретных людей как носителей определенного нравственного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

•на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

•на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

• на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

•на конкретные действия («Жадный тот, кто не дает попить»);

•на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный…он плохой»);

•на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Уровни сформированности представлений о нравственном качестве:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

 

Приложение 6

 

Изучение представлений о нравственных ценностях

 

Подготовка исследования. Приготовить сказку «Заюшкина избушка», вопросы для беседы.

Проведение исследования. Исследование осуществляется в ходе двух серий. Проводится индивидуально с каждым ребенком. Участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Детям предлагается послушать сказку «Заюшкина избушка» и ответить на вопросы:

1.Какая в сказке была избушка у зайца? У лисы?

2. Как перехитрила лиса зайца?

3.Кто помогал зайчику? Как?

4.Как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?

Параметры обследования результатов беседы.

•правильно понимают смысл сказки;

•правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца»;

•правильно определяют, «кто помог зайчику и как»;

•помогли бы, попавшим в беду.

Вторая серия. Проводится наблюдение за игрой – драматизацией по сказке «Заюшкина избушка» детей 3 – 7 лет.

Обработка данных. Протоколы наблюдения анализируют с учетом следующих параметров:

1) подготовка и использование атрибутов;

2) взаимоотношения со сверстниками  во время игры;

3) эмоциональная передача нравственных  качеств персонажей с помощью  вербальных средств;

4) эмоциональная передача нравственных  качеств персонажей с помощью невербальных средств.


Информация о работе Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации