Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бачурина с исправлениями .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников

1.1. Особенности развития ориентировки  в пространстве у детей дошкольного возраста

1.2.  Методика формирования ориентировки  в пространстве у старших дошкольников

1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

    1. Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников

2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников

2.3. Изучение эффективности работы  по формированию ориентировки  в пространстве у детей старшего  дошкольного возраста

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих в последствие неуспеваемость в школе.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Изучавшие пространственные представления и ориентировку в  пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.) определили, что несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений и ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений показало, что отсутствует системность  в  обучении ориентации в пространстве детей с помощью дидактических игр и упражнений.

Противоречие между задачами формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно раскрытыми эффективными средствами осуществления этого процесса.

Проблема: Каковы эффективные средства формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста?

Тема исследования: "Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:  изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности.

Объект исследования: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: средства формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного.

Гипотеза: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:

  • будет учтена логика становления пространственных представлений в онтогенезе;
  • работа будет реализовываться на основе учета индивидуальных особенностей детей;
  • в качестве основного средства будет выступать игровая деятельность,  а, именно, использование дидактических игр и упражнений.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, беседа.

Теоретическая значимость заключается в том, что были описаны особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста, описана методика и средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Практическая  значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмперических данных на прктике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по формированию ориентировки в пространстве у детей.

Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников

1.1. Особенности  развития ориентировки в пространстве  у детей дошкольного возраста 

 Столяр А. А. писал:  “ Пространственная ориентировка  осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.

Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве. Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:

    • ориентировка на собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположения частей своего тела соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);
    • на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);
    • на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).

Начальная ориентировка в большом пространстве – это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении,на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди,сзади, далеко, близко и т.д.).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения  предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение«пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справаот дома»);

• определение местонахождения  объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

• постановка цели и выбор  маршрута движения (направление);

• сохранение направления  движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок  овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

На протяжении всего  дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.

В возрасте от года до трёх лет, по мнению Венгера Л.А., развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения.

В трёхлетнем возрасте, считает  Васильева М.В., дети способны различать  пространственные направления от себя: справа — слева, впереди (спереди) —позади (сзади), вверху — внизу. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром,«точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая».Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удаётся ребёнку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает её, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое»и «левое» кажутся ребёнку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева

Другие направления  пространства (спереди, сзади) ребёнок  тоже относит только к себе. Дети соотносят пространственные направления  с определенными частями собственного тела (вверху — там, где голова, а внизу — где ноги; впереди - где лицо, глаза,а сзади — где спина; слева — где левая рука, справа —где правая), так же различают противоположные направления (внизу — вверху, спереди — сзади, слева —справа).Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим,перед другим, слева, справа от него, между другими и т.д.).

Умение различать части  своего тела развивается в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.

Дети четырехлетнего возраста, по мнению Васильевой М.В., могут  определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных  от них направлениях: впереди —  сзади,справа — слева. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх). Также дети этого возраста умеют передвигаться в заданном направлении.

В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом,перед окном), передвигаться в заданном направлении.

Большое значение в образовании  представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги. Дети, как считает Васильева М.В., должны уметь ориентироваться на листе бумаги. Они овладевают умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе —дальше, около, из-за, вдоль).

Мусейибова Т.А. рассмотрела генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста и выделила несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношений между предметами на ней1. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства:

1. на первом этапе  ребёнок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство ещё не выделяется;

2. на втором этапе  ребёнок начинает активно использовать  зрительную ориентировку, расширяя  границы воспринимаемого пространства  и отдельных участков в нём;

3. третий этап характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве;

4. на четвёртом этапе  отражение пространства носит  уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку  в разных направлениях, местоположение объектов в их взаимосвязи и обусловленности.

Если на первом этапе  дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдалённые друг от друга  и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нём.

А.А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории усваиваемых  ребёнком знаний о пространстве2:

1. понимание удалённости  предмета и его местоположения;

2. определение направлений;

3. отражение пространственных  отношений.

Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста