Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.
Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Содержание
Приложения
Введение
Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформированность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих в последствие неуспеваемость в школе.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейбова, Ф.Н. Шемякин и др.) определили, что несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений и ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений показало, что отсутствует системность в обучении ориентации в пространстве детей с помощью дидактических игр и упражнений.
Противоречие между задачами формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и недостаточно раскрытыми эффективными средствами осуществления этого процесса.
Проблема: Каковы эффективные средства формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста?
Тема исследования: "Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности.
Объект исследования: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: средства формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного.
Гипотеза: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость заключается в том, что были описаны особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста, описана методика и средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмперических данных на прктике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по формированию ориентировки в пространстве у детей.
Столяр А. А. писал:
“ Пространственная
Ориентировка в пространстве
— это очень ёмкое понятие.
Оно включает в себя ориентировку
в большом и малом
Начальная ориентировка в большом пространстве – это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении,на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди,сзади, далеко, близко и т.д.).
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
В более узком значении выражение«пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справаот дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.
В возрасте от года до трёх лет, по мнению Венгера Л.А., развитие ориентировки в пространстве у детей идёт через занятия конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием. Занимаясь такими видами деятельности, усваивают такие внешние свойства предметов, как форма, размерные и пространственные отношения.
В трёхлетнем возрасте, считает Васильева М.В., дети способны различать пространственные направления от себя: справа — слева, впереди (спереди) —позади (сзади), вверху — внизу. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром,«точкой отсчёта», по отношению к которой ребёнок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая».Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удаётся ребёнку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает её, отводит в сторону и т.п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое»и «левое» кажутся ребёнку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева
Другие направления
пространства (спереди, сзади) ребёнок
тоже относит только к себе. Дети
соотносят пространственные направления
с определенными частями
Умение различать части своего тела развивается в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит различать правую и левую руку, во время обеда — держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо — там, где правая.
Дети четырехлетнего возраста, по мнению Васильевой М.В., могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди — сзади,справа — слева. Через некоторое время дети справляются с подобным заданием, но уже с большим количеством игрушек (до четырёх). Также дети этого возраста умеют передвигаться в заданном направлении.
В пятилетнем возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом,перед окном), передвигаться в заданном направлении.
Большое значение в образовании
представлений о
Мусейибова Т.А. рассмотрела генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста и выделила несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношений между предметами на ней1. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства:
1. на первом этапе ребёнок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство ещё не выделяется;
2. на втором этапе
ребёнок начинает активно
3. третий этап характеризуется осмыслением удалённых от ребёнка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве;
4. на четвёртом этапе
отражение пространства носит
уже более целостный характер,
когда дети расширяют
Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдалённые друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нём.
А.А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории усваиваемых ребёнком знаний о пространстве2:
1. понимание удалённости предмета и его местоположения;
2. определение направлений;
3. отражение пространственных отношений.
Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста