Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бачурина с исправлениями .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

 

Цель – выявить  изменения, произошедшие в уроне сформированности пространственных представлений у детей участвующих в эксперименте.

Контрольный эксперимент  включал в себя ту же методику, которая  использовалась в констатирующем эксперименте.

Для того, чтобы вывить эффективность работы на формирующем  этапе исследования, сравним результаты контрольного и констатирующего эксперимента.

 

Таблица № 4

Таблица сформированности уровня ориентировки в пространстве детей на контрольном этапе эксперимента

 

ФИ ребенка

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Катя О.

В

С

В

В

В

С

В

Лера К.

Н

С

Н

Н

С

С

Н

Ваня К.

В

С

С

С

В

С

С

Никита Ч.

В

В

С

С

С

С

С

Рома А.

В

С

С

С

В

В

С

Лиза П.

С

С

С

С

С

С

С

Полина Б.

Н

С

С

С

С

С

С

Саша Л.

С

С

С

С

С

С

С

Данил К.

С

С

В

С

В

С

В

Коля Р.

С

В

В

С

В

С

В


 

 

Сравнительная характеристика уровня сформированности ориентировки в пространстве детей экспериментальной группы в ходе констатирующего и контрольного экспериментов

(МБДОУ Детский  сад № 45)

 

 Таблица № 5

Этапы экспериментального исследования

Уровни сформированности (в %)

высокий

средний

Низкий

Констатирующий

0

70

30

Контрольный

30

60

10


 

По данным таблицы  были составлена гистограмма.

 

Рисунок № 2 Сводная диаграмма  уровней сформированности ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы  на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

Итак, можно увидеть, что уровень сформированности пространственных представлений повысился. Если на констатирующем эксперименте средний уровень имели 7 детей, а высокий – ни одного ребенка, то на контрольном число увеличилось в обоих случаях до 9 детей и составила 90 % от общего числа детей.

Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем  эксперименте благоприятно повлияла на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Дети стали быстрее  отвечать на вопросы, меньше использовать показ при ответе. В большинстве случаев, они стали лучше понимать смысл слов, а значит и более правильно их использовать, т.е. адекватно ситуации.

По результатам проведенного исследования состоялся мини педагогический совет.

Методист МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида отметила, что игры, выбранные при планировании работы, ориентированы на показатели развития детей старшего возраста, сформулированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Вывод по главе II

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего  этапа исследование было изучение уровеня сформированности пространственных  представлений у детей старшего дошкольного возраста, задействованных в эксперименте.

Данные получены в  ходе исследования, обусловили необходимость  проведения формирующего этапа эксперимента.

Нами было разработано  перспективное планирование серии  дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возврата.

С целью проверки эффективности  проделанной работы, нами был проведен контрольный эксперимент.

Данные полученные в  ходе исследования говорят о том, что уровень сформированности пространственных представлений повысился.

Поэтому, можно говорить о том, что работа на формирующем  эксперименте благоприятно повлияла на формирование ориентировки в пространстве с использованием игр и упражнений у детей экспериментальной группы.    Дети стали быстрее отвечать на вопросы, меньше использовать показ при ответе. В большинстве случаев, они стали лучше понимать смысл слов, а значит и более правильно их использовать (т.е. адекватно ситуации). Поэтому, можно говорить, что предположение, выдвинутое в гипотезе подтвердилось.

Залючение

 

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться  в предметно-пространственном окружении  рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах: общеразвивающем и математическом.

    Работа по  формированию пространственных  представлений у детей включает  ориентировку в трехмерном (основных  пространственных направлениях) и  двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

    Вопросами  формирования у детей представлений  о пространстве занимался целый  ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков. ( Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М.Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану,

Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П.Новикова, А.А.Столяр, М.А. Фидлер и др.)

     В качестве  основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

С целью подтверждения  выдвинутой нами гипотезы о том, что работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если основные направления и содержание данной работы будут определены с учетом логики становления пространственных представлений в онтогенезе, также если работа будет реализовываться на основе учета индивидуальных особенностей детей и в качестве основного средства будет выступать игровая деятельность, нами было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида г. Новокузнецка с детьми подготовительной к школе группе и проходило с марта по октябрь 2012 года. Для чистоты эксперимента,  в число респондентов группы входило по одинаковому количеству девочек и мальчиков.

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного, и проходило с марта по октябрь 2012 года.

На первом этапе мы выявили уровень сфомированности  ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы и увидели, что он ближе к низкому.

Полученные результаты определили необходимость проведения формирующего эксперимента, который  заключался в подборе и применении серии дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

Разработанный комплекс мероприятий был предложен для  реализации в МБДОУ «Детский сад  № 45» комбинированного вида.

Результаты диагностики  на контрольном этапе эксперимента показали, что уровень сформированности пространственный представлений повысился.

Детей с низким уровнем  сформированности представлений стало  меньше (10%). Кроме того, появились  дети с высоким уровнем сформированности пространственных представлений (30%).

Таким образом, можно  сказать, что предположение, выдвинутое в гипотезе подтвердилось. Работа с использованием дидактических игр и упражнений успешно повлияла на формирование ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

              1. Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой [Текст] : / Н.Б. Аникеева. - М., 1987. – 122 с.
              2. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика - Синтез, 2006
              3. Березина Р.Л., Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учебное пособие для ВУЗов  / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова,  Р.Л. Непомнящая. - М., Просвещение, 1988г. – 236 с.
              4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: [Текст] : Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. А.С. Белкин - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
              5. Васильева С. А. Тематический словарь в картинках [Текст]: // Школьная пресса. – С.А. Васильева. 2003. –С 34-36.
              6. Венгер  Л.А.,  Игры  и упражнения  по  развитию – умственных способностей у детей дошкольного  возраста [Текст]: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.  - М.: Просвещение 1989 г. – 198 с.
              7. Гоголева М.Ю.  Логоритмика в детском саду [Текст]: М.Ю. Гоголева \ методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2006г.
              8. Данилова В.В. " Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях "[Текст]:В.В. Данилова.- /Москва "Просвещение" 1997.
              9. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л.  Чего на свете не бывает? [Текст]: О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.- М.: Просвещение 1991г.
              10. Дьязак А.З.  Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет [Текст]: А.З. Дьязак – М.: Новая школа, 1996г.
              11. Картушина М.Ю.  Логоритмика для малышей [Текст]: М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2004г. – 198 с.
              12. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: В.Г. Коваленко - М., 2000. – 155 с.
              13. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст] : / Методическое пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 79 с.
              14. Леушина Л.А. "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста". Л.А. Леушина. - /Москва "Просвещение" 2002.
              15. Математика от трех до семи [Текст] : / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов / . - М., 2001.
              16. Метлина Л.С. Математика в детском саду [Текст]:Л.С. Метлина. - М. : Просвещ<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st

Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста