Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе. Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста 1.1 Особенности развития речи младших школьников 1.2 Письменная речь и задачи ее развития 1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника 2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей 2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников 2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника 2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей Заключение Список использованных источников
2. Формирование
письменной речи на уроках
русского языка в условиях
межпредметных связей
2.1 Анализ ГОСО
РК, программных требований по
русскому языку для 3 класса к
развитию письменной речи младших
школьников
Современная школа за последние
годы делает много для того, чтобы успешно
решать задачу подготовки творчески мыслящей
личности, способную к активной трудовой
и умственной деятельности в различных
областях общественной и государственной
жизни.
Задачи языкового образования
и речевого развития школьника сливаются
в настоящее время в единый учебно-познавательный
процесс, при этом усиливается внимание
к функциям языка как средству общения.
В условиях суверенного Казахстана
уроки русского языка должны способствовать
формированию творческой языковой личности,
способной к активной трудовой и умственной
деятельности в различных областях общественной
жизни.
Уроки по русскому языку следует
направить на осознание роли главных единиц
речи - слова, предложения, текста - в речевом
общении. Овладение русским языком как
средством общения, познания окружающего
мира, выражения чувств и эмоций позволяет
достичь основной цели обучения - развития
языковой личности школьника, выйти на
уровень не только конкретного объема
знаний по языку, но и речевой, коммуникативной,
когнитивной и эмоциональной компетенции,
сформировать практические умения использования
языковых знаний в речи, т.е., в курсе "Русский
язык" необходимо усилить функционально-семантический
аспект, при котором каждая единица языка
познается, исходя из смыслового содержания,
ее функции в речевом общении.
Основное содержание предмета
"Русский язык" на начальной ступени
школы определяется лингвистической наукой.
Программа по русскому языку предусматривает
последовательное овладение учащимися
методами и способами познавательной
деятельности, направленной на изучение
различных разделов в области языкознания.
В процессе изучения предмета
"Русский язык" учащиеся усваивают
ряд лингвистических понятий разных уровней
языка, которые предусмотрены Государственным
образовательным стандартом Республики
Казахстан. Так в разделе № 7 ГОСО РК по
русскому языку определены следующие
задачи по развитию речи младшего школьника:
- Практическое применение
изучаемого теоретического материала
всех уровней языка на основе
обогащения словарного запаса
учащихся.
- Связь развития речи
с мышлением. Развитие логического,
творческого мышления. Развитие
связной письменной речи (составление
предложений, текстов, написание изложений,
сочинений и т.п.).
- Текст как единица
речи. Виды текста (описание, повествование,
рассуждение). Тема и основная
мысль текста. Заголовок, части текста
[6].
Основная цель обучения русскому
языку в начальных классах, которая заложена
в программах по русскому языку для 2-4
классов - сформировать умения пользоваться
родным языком в различных ситуациях общения.
Задачи данной программы:
1) формирование учебной
деятельности детей младшего
школьного возраста (разносторонняя
мотивация и умение учиться, развитие
языковой личности, самостоятельность
мышления);
2) формирование и совершенствование
навыков сознательного, выразительного,
беглого чтения, грамотного письма,
развитой связной речи;
3) развитие языкового
чутья, эстетического вкуса, внимания
и интереса учащихся к чтению
книг;
4) изучение начального
курса грамматики: осознание учениками
системности и функциональности
явлений языка;
5) усвоение языка как
средства общения, умения работать
с текстом;
6) уточнение и расширение
представлений детей об окружающем
мире посредством уроков русского
языка;
7) воспитание культуры
речи, речевого этикета в общении
[7, с.3].
На начальной ступени школы
основные лингвистические понятия развиваются,
закрепляются, пополняются новым содержанием.
Учебная программа распределена по классам
и в 3 классе рассчитана на 136 часов.
Программа построена с учётом
присущих младшим школьникам эмоциональной
отзывчивости, любознательности и вместе
с тем способности овладевать определёнными
теоретическими знаниями. Успешность
обучения во многом определяется интересом
к изучаемому предмету. Добиться того,
чтобы дети учились с увлечением, с радостью
шли на урок удаётся не всегда. Особенно
трудно сформировать положительную мотивацию
у детей с небольшими способностями, слаборазвитой
эмоциональной сферой и волевыми качествами.
Мы считаем, что одним из средств решения
этой проблемы является проведение уроков
по русскому языку с использованием межпредметного
лексического материала, хотя в программе
их проведение не предусмотрено.
Проблема межпредметных связей
приобретает особую актуальность в период
перехода школы Казахстана на 12-летнее
образование. Дальнейшее совершенствование
образования обязывает на более качественном
уровне обеспечить реализацию межпредметных
связей не только при подготовке учебных
планов, программ, учебников, но и в повседневной
работе учителя. Оно нацеливает учителей
на необходимость использования всех
внутренних резервов для обеспечения
глубоких и прочных знаний учащихся, подготовки
их к будущей жизни.
В учебнике "Русский язык"
для 3 класса представлено достаточно
упражнений для формирования и развития
письменной речи, в том числе связной письменной
речи младшего школьника. Рассмотрим упражнения
для развития и формирования связной письменной
речи, представленные в учебнике "Русский
язык" для 3 класса в IIIчетверти:
1. с.174. - упр.658:
Составь рассказ на тему "На
бабушкином огороде". Употреби сочетания
слов.
Прочитай. Напиши изложение,
дополнив текст рассказом о Наурызе.
Март.
Март - это утро нового
года в природе. Все длиннее становятся
дни, теплее греет солнце. Двадцать второго
марта наступает день весеннего равноденствия:
день догоняет ночь. По старинному русскому
обычаю в этот день раньше пекли "жаворонков"
- булочки с носиком и изюминками вместо
глаз.
На юге Казахстана
весну первыми встречают подснежники.
Они зацветают на солнцепеках в конце
февраля.
На севере Казахстана
в марте еще холодно. Чернеют дороги. Капает
в полдень с крыш. Морозы и бураны бывают
как среди зимы. Но в конце месяца на солнцепеках
появляются первые "улыбки весны"
- проталины.
М. Зверев
8. с.264. - упр.987:
Прочитай рассказ. Подготовься
к краткому изложению. Назови антонимы.
Как Маша стала большой.
Маленькая Маша очень
хотела вырасти. Для этого она и в маминых
туфлях ходила, и прическу, как у тети Кати,
делала, и бусы примеряла. Даже часы на
руку надевала. Ничего не получалось. Только
смеялись над ней.
Маша подмела пол.
Мама даже удивилась: "Машенька! Да неужели
ты у нас большая становишься?" А когда
Маша чисто вымыла посуду да насухо вытерла
ее, тогда не только мама, но и отец удивился.
Он похвалил Машу при всех, за столом. Теперь
все маленькую машу называют большой.
По Е. Пермяку.
Итак , по содержательной наполняемости
курс "Русский язык" занимает одно
из ведущих мест среди учебных дисциплин
начальной образовательной ступени, так
как содержит лингвистические знания,
способствующие развитию коммуникативных
навыков общения, развития языковой творческой
личности младшего школьника, способной
действовать в ситуациях общения в учебной
и общественной деятельности.
2.2 Изложения и
сочинения - основные приемы развития
связной письменной речи младшего
школьника
Научить ребенка правильной
и красивой речи - сложная задача современной
начальной школы, требующая комплексного
подхода. Один из важнейших ее компонентов
- написание младшими школьниками изложений.
Передавая своими словами небольшие отрывки
художественных произведений, детские
впечатления окружающего мира, ребенок
обогащает свою устную и письменную речь,
развивает логическое мышление, учиться
содержательно и убедительно высказывать
собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная,
логичная, отвечающая всем языковым нормам
речь - основной показатель интеллектуального
уровня развития ребенка.
Анализ педагогической, методической,
лингвистической литературы показал,
что вопросы, связанные с работой над устным
пересказом и изложением в методике рассматриваются
параллельно. Под изложением М.Р. Львов
понимает "письменный пересказ образцовых
текстов" [37]. И.Д. Морозова определяет
изложение как "одно из средств обучения
связной речи, средство для формирования
и совершенствования умений, необходимых
для реализации коммуникативной задачи
в разных жизненных ситуациях общения"
[38]. По М.Е. Львовой изложение - это "вид
самостоятельной работы по развитию речи
в начальных классах" [39]. Роль письменных
изложений состоит в том, чтобы на фоне
разнообразной устной речевой деятельности
тренировать младших школьников в составлении
таких текстов, которые могли бы быть поняты
учеником.
М.Р. Львов особенно подчеркивает
роль изложения как "упражнения, приобщающего
детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные
тексты, написанные выдающимися мастерами
слова и затем письменно пересказанные
детьми, способствуют формированию правильных
речевых навыков, очищают речь, повышают
ее культуру, прививают художественный
вкус, развивают языковое чутье" [37,
с.98].
В методике преподавания русского
языка и развития речи сложились несколько
видов письменных изложений. В начальных
классах проводятся изложения: близкие
к тексту, сжатые, выборочные, с творческими
дополнениями.
По М.Р. Львову "самый простой
вид изложения - подробное, близкое к тексту,
изложение (по вопросам или по плану) небольшого
рассказа или отрывка, имеющего сюжет"
[37, с.99]. Он служит, средством закрепления
в детской памяти содержания прочитанного
во всех его деталях и связях и средством
усвоения логики образца и его языковых
средств. В подробном изложении школьники
привыкают обращать внимание на детали
в тексте, учатся строить повествование,
вводить элементы описания, передавать
диалог, использовать изобразительные
средства языка. Они учатся строить текст,
соблюдая временную последовательность,
причинно-следственные связи, правильные
пространственные соотношения.
Изложить тему нужно уметь не
только подробно (близко к тексту), но и
кратко, конспективно. Такой вид изложения
в методике принято называть сжатым, который
необходим для развития связной речи.
Следующий вид изложения - выборочное
изложение. Для него характерен пересказ
в соответствии с заданием не всего текста,
а какой-то его части. Как и при подробном
и сжатом изложении, ученик должен осмыслить
текст с точки зрения содержания, жанра,
языковых особенностей, а потом пересказать
его тем или иным способом. Специфика выборочного
изложения состоит в том, что дети учатся
выделять в тексте отдельные темы, вычленять
материал, относящийся к той или иной теме,
строить высказывание на основе собранного
материала. Выборочное изложение, по мнению
Т.Б. Кармановой, "связующее звено между
изложением и сочинением" [40].
Существует еще один вид изложения
- творческие изложения.В.И. Яковлева считает,
что творческие изложения способны "вызвать
у учеников эмоциональный отклик на произведение,
усилить воздействие образной системы
на читателя, т.е. осуществить те задачи,
во имя которых литература и создается"
[41]. Наиболее удобны для письменного оформления
пересказы с изменением лица рассказчика,
от лица одного из персонажей, с творческими
дополнениями. По мнению М.Р. Львова, "творческие
изменения и дополнения в письменном варианте
пересказа не должны быть большими"
[37, с.108]. Они могут быть правильно сделаны
лишь в том случае, когда школьники хорошо
поняли содержание рассказа, знают все
обстоятельства, в которых протекает действие.
Начинается работа над изложением
с речевой разминки, которая предполагает
проверку сформированности знаний учащихся
по разным уровням языка: морфемном, морфологическом,
лексическом, синтаксическом:
1. Речевая разминка.
1) Правильно построй предложение.
1. От груши
течет сладкий сок.
2. Река Ишим
после весеннего половодья уже
вошёл к обычному руслу.
-У осени у неё свое
рабочее расписание, как у весны, только
наоборот.
-Дедушка он дал грабли
внуку. Он показал, как сгребают сено.
2. Прослушивание текста.
В лесу.
Приходит весна.
Лес просыпается после длинного зимнего
сна. В эту пору оживает каждое дерево.
Где-то глубоко в земле корни уже вбирают
в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние
соки могучим потоком поднимаются вверх
по стволу к сучьям, наполняют собой почки,
а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые
лопнуть и развернуть первую зелень листвы.