Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе. Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.
Содержание
Введение 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста 1.1 Особенности развития речи младших школьников 1.2 Письменная речь и задачи ее развития 1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника 2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей 2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников 2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника 2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей Заключение Список использованных источников
Критерии оценивания письменных
работ учащихся нами отобраны в результате
анализа нормативных документов (ГОСО
РК, программа по русскому языку для 2-4
классов) и методической литературы по
развитию письменной речи младшего школьника,
т.е. при выполнении всех нижеприведенных
положений, сочинение (письменное) оценивается
на "5", при несоблюдении некоторых
норм - оценка снижается.
Знать:
признаки звуков, гласных и
согласных: ударные и безударные гласные;
йотированные звукобуквы; согласные твердые
и мягкие, звонкие и глухие; слог, правила
переноса слов; названия букв русского
алфавита;
части слова; некоторые способы
словообразования;
части речи: имя существительное,
имя прилагательное, личное местоимение,
глагол, предлог;
предложение и словосочетание,
главные и второстепенные члены предложения;
текст, его виды; основная мысль,
опорные слова текста;
изученные орфограммы и пунктограммы.
Уметь:
производить фонетический анализ,
каллиграфически правильно писать буквы,
делить слова на слоги, правильно переносить
слова;
разбирать слова по составу;
анализировать имена прилагательные и
существительные;
характеризовать изученные
части речи (по данной схеме);
определять синтаксическую
функцию частей речи;
производить разбор по членам
предложения (по данному порядку);
устанавливать связь между
словами в предложении, вычленять в них
словосочетания;
правильно писать безударные
гласные; буквы и, у, а после
шипящих; звонкие и глухие согласные на
конце и в середине слова; сочетания чк, чн; слова
с удвоенными и непроизносимыми согласными;
слова с разделительным ь и ъ ; предлоги
со словами; большую букву в именах собственных;
приставки с-, от-, о-, об-, до-,
про-, над-, под-, за-, на-, в-, вы-, пере-;
суффиксы - ик-, - ек - и ь после
шипящих в именах существительных и глаголах;
падежные окончания имен существительных
и прилагательных;
правильно ставить знаки препинания
в повествовательных, вопросительных,
восклицательных предложениях;
работать с текстом, определять
тип текста, делить текст на части, выделять
опорные слова, озаглавливать текст;
писать под диктовку текст (55-60
слов);
писать изложение по коллективно
составленному плану (60-70 слов);
писать сочинения повествовательного
характера по сюжетной картине, личным
наблюдениям (55-60 слов);
в соответствии с правилами
культуры общения выражать просьбу, благодарность,
извинение, отказ приглашение, поздравление;
распознавать и употреблять
в тексте изученные лексические единицы;
соблюдать гигиенические навыки
письма, правильно писать буквы русского
алфавита (в соответствии с графическим
обликом заглавных и строчных букв), правильно
соединять буквы в словах [8, с.14].
Для диагностирования сформированности
знаний, умений и навыков, предполагаемых
программой по русскому языку для 3 класса
нами анализировались письменные работы
учащихся (сочинения).
Статистическая обработка полученных
и анализируемых данных показала, что
54% младших школьников написали сочинения
повествовательного характера по сюжетной
картине, по личным наблюдениям (в норме:
55-60 слов, положительные оценки "4",
"5"); 76% работают с текстом, определяют
тип текста, делят текст на части, выделяют
в нем опорные слова, озаглавливают текст;
48% составляют устный рассказ по заданному
сюжету (10-12 предложений); 42% составляют
диалог на заданную тему.
Таким образом, мы получили
следующие критерии:
1. Соответствие содержания
теме сочинения, полнота раскрытия
темы.
2. Количество микротем.
3. Текст сочинения: содержательный,
лаконичный, орфографически грамотный,
стилистически правильный (выдержанный
в одном стиле).
4. Оригинальность и выразительность
повествования. Использование экспрессивно-выразительной
лексики.
5. Правильность употребления
значений слов.
6. Последовательность излагаемой
мысли.
7. В норме 55-60 слов.
Результаты констатирующего
этапа эксперимента представлены в таблице
3 и на рисунке 1.
Таблица 3.
Показатели выполнения сочинений
(констатирующий этап)
Результаты творческих работ
3 кл. - 15 чел.
сш с. Большая Малышка
3 кл. - 15 чел.
Соколовская сш
кол-во - %
кол-во - %
"Отлично"
4 - 27
3 - 20
"Хорошо"
7 - 54
9 - 60
"Удовлетворительно"
3 - 20
3 - 20
"Неудовлетворительно"
1 - 7
0 - 0
Оценки "5" "4" "3"
"2"
- Средняя школа с. Большая
Малышка 3 кл. - 15 чел.
- Средняя школа с. Соколовка
3 кл. - 15 чел.
Рисунок 1 - Показатели выполнения
письменных сочинений (констатирующий
этап)
Таким образом, мы видим, что
результаты данного этапа экспериментального
исследования показали незначительные
различия в сформированности письменной
речи третьеклассников, что позволяет
определить контрольный и экспериментальный
класс следующим образом:
3 класс сш с. Соколовка Кызылжарского
района - контрольный класс;
3 класс сш с. Большая Малышка
Кызылжарского района - экспериментальный
класс.
Вывод: констатирующий этап экспериментального
исследования подтвердил необходимость
развития письменной речи у учащихся обоих
классов. Для более эффективного процесса
развития письменной речи младшего школьника
нами предлагается использование межпредметных
связей.
Формирующий этап
опытно-экспериментальной работы.
Цель : Целенаправленно и планомерно
использовать межпредметный материал
при написании сочинений для эффективного
развития письменной речи младшего школьника,
образцы сочинений в 3 классе с использованием
межпредметного материала представлены
в Приложении В [45, 46, 47, 48, 49].
Чтобы подтвердить выдвинутую
нами гипотезу, мы провели опытное обучение
в экспериментальном классе, в контрольном
классе данная работа осуществлялась
по традиционным планам и программам.
В процессе работы над сочинениями
нами предлагается использовать межпредметные
связи русского языка с такими учебными
предметами как: "Литература", "Изобразительное
искусство", "Познание мира", "Музыка".
Для того, чтобы показать как
реализуется межпредметная связь русского
языка с уроками "Литература", "Познание
мира", "Изобразительное искусство",
"Музыка", рассмотрим примеры творческих
работ (сочинения и изложения) в 3 классе.
1) Тема: " Сочинение-описание
"Ромашка".
Цель урока: формировать умение строить
текст в определенной композиционной
форме, определять основную мысль сочинения;
путем речевой подготовки предупреждать
недочеты, грамматические ошибки в сочинениях
учащихся; воспитывать творческую активность,
эстетическое восприятие окружающей действительности
и произведений живописи; развивать способность
точного употребления слов в устной и
письменной речи.
Оборудование : учебник "Литературное
чтение" (3 класс), "Познание мира"
(3 класс), книги для внеклассного чтения.
В уроке удачно реализованы
межпредметные связи (русский язык - литература
- познание мира).
1. Речевая задача: Сегодня
мы отправимся в поле, где растут
красивые цветы - ромашки, а представить
их нам помогут рассказы разных
авторов. Постарайся из предложенных
рассказов запомнить описание
этих цветов.
2. Прочитай тексты. О чем
рассказывается в текстах?
Текст 1. Ромашка (отрывки из
текста учебника "Познание мира").
Ромашка - травянистое
растение семейства сложноцветных, с цветками,
состоящими из белых лепестков и желтой
трубчатой середины. Ромашка обычно растет
на полях, на пустырях, на больших лугах,
у дорог. Листья у ромашки рассеченные.
Ромашка - лекарственное растение.
Текст 2. Х.К. Андерсен. Ромашка
(отрывки из текста учебника "Литературное
чтение", с.81 - 86).
…Неподалеку от
дачи, у самой канавы, росла в мягкой зеленой
траве ромашка. Солнечные лучи грели и
ласкали ее наравне с роскошными цветами,
которые цвели на клумбах перед дачей,
и наша ромашка росла не по дням, а по часам.
В одно прекрасное утро она распустилась
совсем - желтое, круглое, как солнышко,
сердечко ее было окружено сиянием ослепительно-белых
мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть
не заботило, что она такой бедненький,
простенький цветочек, которого никто
не видит и не замечает в густой траве…
Ромашка была так
весела и счастлива, … наша ромашка тоже
смирно сидела на своем стебельке и училась
у ясного солнышка и у всей окружающей
природы…
Ромашка также не
могла больше свернуть своих лепестков
и заснуть, как накануне: она была совсем
больна и стояла грустно повесив головку…
3. Чем описание ромашки в первом
тексте отличается от описания цветка
во втором тексте?
4. Выбери из предложенных
текстов слова, которые описывают
и характеризуют ромашку.
Межпредметный лексический
минимум, отобранный из текстов: растение; белые
лепестки; желтая середина, как солнце;
мягкая, зеленая трава и др.
5. Речевая подготовка.
а) Подберите синонимы к словам:
легкий (невесомый, воздушный), создает
(пишет), картина (полотно, репродукция).
б) Название каких цветов и оттенков
можно употребить при описании "ромашки"?
в) Найдите неточно употребленное
слово и замените его.
Солнечные лучи ярко греют /
освещают цветок.
г) Обратите внимание на правописание
слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи,
вдали, вверху.
6. Составление и запись
плана.
- Какой цветок необходимо
описать?
- Какое впечатление оно
на вас производит?
- Какие настроения преобладают
в рассказах?
7. Речевая ситуация:
Представь, что ты увидел в поле ромашку.
Опиши ее своей маме (бабушке) или Представь
себе, что ты писатель и сочиняешь сказку
о ромашке.
8. Написание первого варианта
сочинения.
9. Домашнее задание: отредактировать
написанное в классе, написать
окончательный вариант сочинения.
2) Изложения с творческим
дополнением:
Изложение № 1.
1. Речевая разминка.
1) Определи границы предложения.
Наступили первые дни весны
солнышко ярче светит и сильнее греет
теплые лучи рушат снежные крепости у
крыльца лужи всюду звенит капель на ветках
набухли душистые почки распустились
кустики ивы на ветку клена села ворона
она хрипло кричит галка ищет место для
гнезда.
2) Правильно построй предложение.
- Витя и Сережа сели
поиграть шашками.
- Сильные порывы ветра
срывали листья от деревьев.
- Кот сердито дернул
кончиком хвостом.
3) Творческое
задание.
В тексте пропущен отрывок.
Его отсутствие нарушает логичекую связность.
Найди это место и восстанови (придумай
и запиши) текст.
Мы возвращались на машине с
дачи. Машину вел мой папа. После дождя
дорогу сильно развезло. Мама пересела
за руль, а папа вышел из машины. Ему пришлось
долго толкать автомобиль, прежде чем
мы смогли ехать дальше.
Нашей кошке Мурке не разрешается
лежать на подушке. Но Мурка любит спать
на мягком. Вот киска прыгает на диван
и укладывается на подушку. Но ей нельзя
там лежать. Я ласково беру Мурку на руки
и пересаживаю на кресло.
2. Прослушивание
текста.
Друг.
Маша давно мечтала
о собаке. И вот на день рождения родители
подарили ей щенка таксы. Он был черный
с рыжими лапками. На маленькой остренькой
мордочке выделялись крупные карие глаза
с длинными черными ресницами. Маша была
счастлива. Она осторожно прижимала к
груди теплый живой комочек. Щенок лизал
ей лицо и руки. Девочка назвала своего
нового друга Кингом. Она заботилась о
нем, водила щенка на прогулку, оберегала
от крупных собак. А щенок рос. Постепенно
он вырос в красивую таксу. Кинг стал замечательным
Машиным другом.
3. Вопросы по тексту.
1. Как еще можно озаглавить
этот текст?
2. Как исполнилась Машина
мечта?
3. Каким был щенок?
4. Как Маша растила
Кинга?
5. Какие чувства вы
испытали, читая этот рассказ?
4. Прочитай текст.
Перескажи. Раздели его на абзацы.
Озаглавь каждый абзац. Составь
план.
5. Орфографическая
подготовка.
1) Подбери проверочные
слова. Вставь буквы.
д. вно - , р. ждения - , р. дители
- , щ. нка, ла. ками - , выд. лялись - , гл за
- , счас лива - , приж. мала - , ж. вой - ,
к…мочек - , л. зал - , л…цо - , назв. ла - ,
в…дила - , об. р. гала - , щ. нок - , выр. с -
, кр. сивую - .