Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Идея разработки возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой оббьем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы,

Содержание

1. Введение. Стр. 3-4
2. Мотивация учения. Стр.5-7
3. Проблемное обучение. Стр.8-10
4. ИКТ на уроках технологии. Стр.10-12
5. Решение технологических задач. Стр.12-13
6. Применение творческих заданий на уроках технологии. Стр.13
7. Заключение. Стр.14
8. Литература. Стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

ТЕМА РАБОТЫ:

 

Формирование и развитие познавательной

активности учащихся на уроках

технологии

 

 

                                                                                         

                                                                                                                                             

                                                                                                                                              

                                                                                                  Выполнила:

  Кочарян Наталья Бариевна,

учитель технологии МОУ гимназии№7 г. Волгограда

 

 

Волгоград

2010

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Введение. Стр. 3-4

2. Мотивация учения. Стр.5-7

3. Проблемное обучение. Стр.8-10

4. ИКТ на уроках технологии. Стр.10-12

5. Решение технологических задач. Стр.12-13

6. Применение творческих заданий на уроках технологии. Стр.13

7. Заключение. Стр.14

8. Литература. Стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети                                    в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему                                   легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и                                   методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

1.Введение.

        Идея разработки возникла в связи с тем, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой оббьем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

               Поэтому основными задачами своей работы считаю:

1).Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса  к предмету на основе  активизации мыслительной деятельности  школьников в процессе обучения.                                                                                              2).Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей .                                                                                                       3).Формирование ИКТ  -    компетентности учащихся.                                    4).Возрождение желания ребенка учиться.

         Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:                                                                                                                      - повышение мотивации обучения.                                                                               - выполнение практических и творческих заданий.

- решение технологических задач.

- проведение уроков с применением ИКТ.

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр.

- осуществление межпредметных  связей.

- практическая направленность обучения.

- создание ситуации успеха.

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

 

      Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».

         Моя разработка по формированию и развитию познавательной активности учащихся  на уроках технологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.     (Теория проблемного обучения), И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

 

Результативность:

 

- формируются такие качества, как  ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения  ученика;

- развивается  устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого;

 

 

 

 

2.Мотивация учения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и                                         учебная, никогда не будет эффективной.»

Э.М.Браверман.

         К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся  нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей?

             В свете  модернизации образования в РФ  принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов  и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.                                                                                                                                                           К созданию условий  относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива.                                                                                     Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что  это  один из самых важных компонентов урока.

         И  для этого на своих уроках использую  познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)  методы.                                              

         При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии  я стараюсь создать такие условия, при которых  учащийся оказался  бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.                                                                                                                                                                         Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.                                                                                                                                              Прием «Удивляй!»

            Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.  Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором  даже обыденное становится удивительным.                                                             Пример1. Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий». Кулинария. (6 класс)                                             

Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под  Новый год глава семейства покидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно! 

                                                                                                                                   Пример 2.Конструирование и моделирование (6 класс) Тема: «Поясное изделие. Юбка».                                

Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую.                                                                                

Пример 3. Кулинария. Тема: «Блюда из яиц». (5 класс)                                                                                Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!

            Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.

Прием «Отсроченная загадка».

Пример. Тема: « Блюда из молока». ( 6 кл.)                   

Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать  с нее следующий урок.                                                                                                                      Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!  

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Прием  «Лови ошибку».   

            Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.                                                                                                              

Прием « Практичность теории».

           При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.                                                                                                              

Пример 1 Тема: «Ткани из искусственных волокон». (6 кл.)

Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком.                                                                                                                                                                                                                    Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?                                                                                                             

Пример 2:   Тема: « Витамины».(8класс).                                                                  - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?

                                                                                                                                                                                       Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.                                                           Прием «Занимательность»                                                                                                                                            

Пример: Обобщающий урок по теме «Кулинария» (8кл.)                                                                                                          Учитель: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…                                                                                      Что ответил философ?  

                  При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им. С этой  целью для каждой темы формулирую  тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений и навыков. 

Информация о работе Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии