Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Идея разработки возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой оббьем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы,

Содержание

1. Введение. Стр. 3-4
2. Мотивация учения. Стр.5-7
3. Проблемное обучение. Стр.8-10
4. ИКТ на уроках технологии. Стр.10-12
5. Решение технологических задач. Стр.12-13
6. Применение творческих заданий на уроках технологии. Стр.13
7. Заключение. Стр.14
8. Литература. Стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

                Ясно, что всему в школе научить   нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.      

 

 

 

3.Проблемное обучение.

                                      « … Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение

заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг…»

  К.Д. Ушинский.

          В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.

         Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

       Проблемное обучение  предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение  методами добывания знаний.

       Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

1.      Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;

2.      Умение учителя создавать проблемную ситуацию;

3.      Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;

4.      Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном  материале проблемных вопросов;

   

          Чтобы  «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация  содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в  новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

          Осуществление проблемного обучения требует не только особой  организации деятельности  учителя, но и особой организации деятельности  учащихся.

        Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической  последовательности:

- анализ проблемной ситуации;

- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие   формулировки учителем;

- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы;

доказательство гипотезы; проверка правильности решения;

       В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:                                                                                    1). Постановка проблемного вопроса.

 

2.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.  

  Например: Урок технологии в 7 классе. Тема: «Снятие мерок». 

В сказке «Гулливер», лилипутки, измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Возможно ли такое?              

Ученики должны ответить на этот вопрос.

           Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта.

 

3.Аналитический способ.

         Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

         Так,  при изучении раздела «Материаловедение» учащиеся из рассказа учителя узнают, что волокна разных материалов при горении и намокании обнаруживают различные свойства.

Формулируется проблемная задача, решаемая с помощью лабораторной работы «Определение свойств материалов»

4.Сообщение  факта, выдвижение гипотез, предположений.                                                          

    Например:                                                                                                           Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал  побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.

Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…

Как связаны эти 2 факта?

(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)

5.Прием научного спора.                                                                                                         На уроке  создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.                                                                                                                 Учитель в данном споре является судьей. 

6.Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко формулирование ее и  аргументирование ее решение.

    ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного  решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

               Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся  системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое  «личное»  мнение по данному вопросу.

 

 

4.Применение ИКТ на уроках технологии.

 

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется

не деятельностью, а ее однообразием”

 

К.Д. Ушинский

           «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя технологии.

          Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Поэтому в своей педагогической работе я  использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

          Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

        В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

-детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

       Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

        При   внедрении   мною   информационных   технологий   в   учебный   процесс предпочтительными в  условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер  используется в демонстрационном варианте, (компьютер + мультимедиадиапоектор) Использую возможности компьютера для создания своих версий    компьютерных  разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

           При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только  краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с  сайтов.

           На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках  усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом использовала в основном презентации. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу.

               Урок  6 классе раздел: « Рукоделие».

После определения темы я предлагаю уч-ся посмотреть красивые кадры и послушать красивую музыку. А после просмотра ответить на вопросы, которые уч-ся видят также на слайдах.

              Урок в 6 классе тема: «Машиноведение»

Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах ecть вопросы, которые задаются учителем. В конце презентации вопросы для закрепления.

           Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал презентаций. Дополнением к презентациям становятся материалы  к уроку приготовленные учащимися.

             Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда  важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения  последующих тем или курсов технологии.

Например, обобщающий урок по теме: "Конструирование и моделирование". В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы "Моделирование поясного изделия", "Моделирование плечевого изделия".

              

       В своей практике я также применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения  дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью стараюсь  использовать все имеющиеся у меня электронные учебники.

                                                                                                                 

               Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. В своей практике я использую, как напечатанные в M.S. WORDE тесты, так и тесты созданные в программ Tester.

                Использование ИКТ на уроках позволило  мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.

                С использованием информационных технологий, на уроках технологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся.

 

 

 

 

5.Решение технологических задач.

 

           В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.

           Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

           Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.

             В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)

б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.                Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью.Какими опытами можно проверить свежесть яйца?                                                                                 -

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим образец ткани.

Информация о работе Формирование познавательной активности учащихся на уроках технологии