Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о

здоровом образе жизни  у детей дошкольного возраста

    1. Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
    2. Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни

в период дошкольного детства………………………………….... 12

    1. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19

ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

2.1.  Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом        

образе жизни у детей  дошкольного возраста……………………22

2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27

 

Заключение………………………………………………………………..33

Библиографический список………………………………………………35

Приложение……………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи  с негативной тенденцией к ухудшению  состояния здоровья всех социально- демографических групп населения  России и, особенно, детей дошкольного  возраста.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция  непрерывного роста общего уровня заболевания  среди дошкольников. Это связано  с массой негативных явлений современной  жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения  и воспитательной базой образовательного учреждения и семьи.

В настоящее время проблемой  формирования здорового образа жизни  занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии [В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков], психологии [О.С.Осадчук], экологии [З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд] и педагогики [В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер  и др.]. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс  довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние  и ориентация семейного воспитания.

Большое значение в создании благоприятных  условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного  образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд  авторов [А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.], - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так  как правильно организованная воспитательно-образовательная  работа с детьми нередко в большей  степени, чем все медико-гигиенические  мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - категория  экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления  о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей  и врачей, но и от влияния экологических  факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом  социализации индивида. Развитие и  социализация ребенка происходит в  определенной социальной среде, которая  является важным фактором регуляции  его поведения. В исследованиях  Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, СО. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в  решении проблемы формирования здорового  образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической  культуры работников ДОУ и валеологизации педагогического процесса посвящены  труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.[36]

Современные исследования по валеологическому образованию дошкольников связаны  с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового  образа жизни в процессе физического  воспитания [.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С  Шнейдер]. Эколого-валеологическая  направленность физического воспитания старших дошкольников актуализирована  в диссертационном исследовании Т.В. Поштаревой. Теоретические основы валеологического сопровождения воспитательного  процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Педагогические условия эколого-валеологического образования в ДОУ выявлены и  обоснованы Е.Г. Кушниной. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию  взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И.Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое  воспитание и образование, поскольку  здоровье, по ее мнению, является критерием  взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов [Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева], способствует раскрытию  взаимосвязи среды и организма  человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности  с природой.

Вопросы формирования представлений у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако теоретическое осмысление формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в научной литературе и их практическая реализация представлены недостаточно.

Актуальность нашего исследования определяется противоречием потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.

Формирование здорового образа жизни особенно значима в дошкольный период детства- наиболее благоприятный  для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его  представлений об образе жизни.

При определении актуальности проблемы мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.

На основании обозначенного  противоречия и проблемы была сформулирована тема: «Формирование представлений  о здоровом образе жизни у детей  дошкольного возраста».

Актуальность темы определяется необходимостью:

    1. Включить самого ребенка в формирование здоровьесберегающего поведения, развитие самооценки своих действий;
    2. Определить круг знаний о функционировании органов и систем для обеспечения осознанного отношения к своему поведению.

На формирование системы  знаний и умений в области здорового  образа жизни у ребенка, возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные  учреждения, на которые возлагаются  задачи по формированию культуры здорового  образа жизни, исходя из социальных основ  здоровья и осознания ответственности  общества за здоровье детей.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом  образе жизни у дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Гипотеза исследования согласно которой формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников может осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:

    • Возрастные и индивидуальные особенности детей;
    • Наличие в ДОУ специальной обучающей программы, учитывающей поэтапное выполнение.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены его задачи:

    1. Изучить состояние проблемы в научной литературе;
    2. Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
    3. Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
    4. Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос; анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий ); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.

Исследование проводилось  в несколько этапов:

Первый этап - поисково-теоретический, на котором изучались и анализировались  философские, психолого-педагогические исследования в контексте воспитания здорового ребенка и формирования здорового образа жизни. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза.

Второй этап - опытно-экспериментальный. На этом этапе систематизировался полученный материал. Выяснялись и структурировались первоначальные представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Работа включала разработку педагогической технологии формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы.

Третий этап - итогово-аналитический - был посвящен систематизации и обобщению данных опытно-экспериментальной работы, уточнению выводов, оформлению результатов исследования. 

Научная новизна исследования состоит в том, что с целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста предлагается следующая совокупность педагогических условий: включение детей в оздоровительную деятельность в виде экспериментирования; использование метода проектной деятельности.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в образовательном процессе ДОУ.

База исследования осуществлялась в МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка»

Структура и объем исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения, текст иллюстрируют таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о

здоровом образе жизни у детей дошкольного  возраста

1.1 Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической                литературе.

Проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и  изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением  общественной жизни, увеличением рисков  техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в  состоянии здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста - актуальна  в современном обществе, о чем  свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Г.С.Шаталовой  и др.

Рассмотрим сущность понятия  «здоровье».

По определению Б.Я. Солопова, здоровье- «индивидуальное психоматическое (душевно - телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные  потребности» [31,176с.] По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье- это «естественное состояние  организма, характеризующееся его  уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных изменений; состояние  полного  телесного, душевного и  социального благополучия, наличие  у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для  выполнения или завершения дела»[32,90c.]

Здоровье характеризуется  биологическим потенциалом (наследственными  возможностями), физиологическими резервами  жизнедеятельности, нормальным психическим  состоянием и социальными возможностями  реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три типа здоровья:

  1. «индивидуальное здоровье» (человек, личность);
  2. «здоровье группы» (семья, профессиональная группа);
  3. «здоровье населения» (популяционное, общественное).

В соответствии с типом  здоровья выработаны показатели, посредством  которых дается качественная и количественная характеристика.

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное  благополучие человека.

Согласно исследованиям  Л.А.Абромян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного  возраста можно определить как устойчивое эмоционально- положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю.Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей- физическое здоровье». [35,4с.]

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все  проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или  же, наоборот, ослабляя или даже блокируя ее.

Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста