Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
в период дошкольного детства……………………………
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………
Введение.
В последние годы проблема
формирования представлений о здоровом
образе жизни рассматривается на
государственном уровне в связи
с негативной тенденцией к ухудшению
состояния здоровья всех социально-
демографических групп
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базой образовательного учреждения и семьи.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии [В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков], психологии [О.С.Осадчук], экологии [З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд] и педагогики [В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.]. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов [А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.], - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, СО. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников ДОУ и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.[36]
Современные исследования по валеологическому
образованию дошкольников связаны
с рассмотрением вопроса
Вопросы формирования представлений у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако теоретическое осмысление формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в научной литературе и их практическая реализация представлены недостаточно.
Актуальность нашего исследования определяется противоречием потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.
Формирование здорового образа жизни особенно значима в дошкольный период детства- наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
При определении актуальности проблемы мы исходили из конкретного опыта работы специалистов дошкольного образования, анализа литературных источников по рассматриваемой проблеме.
На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста».
Актуальность темы определяется необходимостью:
На формирование системы
знаний и умений в области здорового
образа жизни у ребенка, возможностей
и способов их развития наибольшее
влияние оказывают
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Гипотеза исследования согласно которой формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников может осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос; анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий ); изучение документации; количественная и качественная обработка материалов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап - поисково-теоретический,
на котором изучались и
Второй этап - опытно-экспериментальный.
На этом этапе систематизировался получ
Третий этап - итогово-аналитический - был посвящен систематизации и обобщению данных опытно-экспериментальной работы, уточнению выводов, оформлению результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что с целью формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста предлагается следующая совокупность педагогических условий: включение детей в оздоровительную деятельность в виде экспериментирования; использование метода проектной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в образовательном процессе ДОУ.
База исследования осуществлялась в МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка»
Структура и объем исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения, текст иллюстрируют таблицы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «здоровый
образ жизни» в психолого-педагогической
Проблемы здорового образа
жизни вызвана возрастанием и
изменением характера нагрузок на организм
человека в связи с усложнением
общественной жизни, увеличением рисков
техногенного, экологического, психологического,
политического и военного характера,
провоцирующих негативные сдвиги в
состоянии здоровья. Проблема формирования
здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста - актуальна
в современном обществе, о чем
свидетельствуют психолого-
Рассмотрим сущность понятия «здоровье».
По определению Б.Я. Солопова,
здоровье- «индивидуальное
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).
Выделяют три типа здоровья:
В соответствии с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.
Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.
Согласно исследованиям
Л.А.Абромян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное
благополучие» детей
По мнению М.Ю.Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей- физическое здоровье». [35,4с.]
Относясь к сфере
Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста