Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38
Эффективное формирование представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.
Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [35,15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.
Положительное
влияние на формирование представлений
дошкольников о здоровом образе жизни
оказывают прогулки и дневной
сон. Помимо оздоровительного значения,
они способствуют развитию движений
ребенка, его физической активности;
создают зоны отдыха и расслабления;
укрепляют нервную систему
Здоровый образ жизни ребенка — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Педагогу следует учитывать,
что отношение ребенка к
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [7].
В среднем дошкольном возрасте
у детей формируется
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [7].
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах [1, c. 7]:
Таким образом, содержанием
представлений дошкольников о здоровом
образе жизни следует считать
такие представления, которые отражают
объективную зависимость
Анализ содержания программ «Радуга», «Истоки», «Детство» по разделу здоровый образ жизни позволил прийти к выводу о том, что элементы валеологических знаний детей реализуются, как правило, через физическую культуру.
Программы содержат материалы, предлагающие знакомство и выполнение физических упражнений через различные виды деятельности. Представлен примерный режим дня в детском саду и рекомендации по его организации, даются знания о культурно- гигиенических навыках.
Наиболее удачной для формирования представлений о здоровом образе жизни, на наш взгляд, является программа оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон., дополнительной программой по социальному развитию «Я – человек», Козловой. С.А
В программе «Радуга» раздел «Здоровье» представлен следующими задачами:
- формировать предпосылки здорового образа жизни;
- укреплять здоровье детей;
- организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка;
- закреплять потребность в чистоте и аккуратности, совершенствовать культурно - гигиенические навыки, продолжать формировать навыки культурного поведения.
Реализация образовательной области «Здоровье» осуществляется в режимных моментах в процессе интеграции таких образовательных областей, как:
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека);
- «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)
- «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)
- «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
- «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, организуются следующие закаливающие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, занятия физической культурой в помещении и на улице.
Комплекс закаливающих процедур проводится с использованием природных факторов. Пребывание детей на воздухе осуществляется в соответствии с режимом дня.
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Проанализируем условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении (Приложение 1).
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребенка возможно при соблюдении следующих условий [12]:
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Микросреда дошкольного
учреждения должна отвечать не только
санитарно-гигиеническим
Вторым по важности условием
воспитания у детей потребности
в здоровом образе жизни является
наличие в дошкольном учреждении
специальной обучающей
Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни [12].
Потребность в здоровье и
здоровом образе жизни у ребенка
формируется также на основе представлений
о самом себе, своих физических
и личностных возможностях, о том,
что для здоровья вредно, а что
полезно. Например, вредно не чистить
зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Эти знания дети приобретают на специальных
занятиях. Становясь активными
Четвертым условием формирования
у детей потребности в здоровом
образе жизни является реализация принципа
резонанса при организации
Таким образом, формирование
основ здорового образа жизни
— цель системы воспитания в дошкольных
заведениях. Дошкольное учреждение сможет
успешно решить поставленную валеологией
задачу формирования у дошкольников
навыков здорового образа жизни
при условии, если оно станет «учреждением
здорового стиля жизни» дошкольников,
где любая их деятельность (образовательная,
спортивная, досуговая, а также прием
пищи и двигательная активность и
др.) будут соответствовать
Нами были выделены следующие условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста:
Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста