Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Эффективное формирование представлений детей  дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное  физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [35,15]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений  дошкольников о здоровом образе жизни  оказывают прогулки и дневной  сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Здоровый образ жизни  ребенка — это не просто сумма  усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных  ситуациях, дети могут оказаться  в неожиданных ситуациях на улице  и дома, поэтому главной задачей  является развитие у них самостоятельности  и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в  реальной жизни.

Педагогу следует учитывать, что отношение ребенка к здоровью как ценности трансформируется на протяжении всего дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного  возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого  никакого отношения к нему у маленьких  детей практически не складывается [7].

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление  о здоровье как «не болезни». Они  рассказывают о том, как болели, у  них проявляется негативное отношение  к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и  чувствовать себя здоровым, они объяснить  еще не могут. Отсюда и отношение  к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым —  значит не болеть. На вопрос, что нужно  делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих  собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [7].

В старшем дошкольном возрасте благодаря  возрастанию опыта личности отношение  к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий  «здоровый», как большой, хороший  и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [7].

Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах [1, c. 7]:

  • повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
  • выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
  • учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
  • организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
  • санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, фитопрепараты);
  • использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
  • профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
  • организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на воздухе и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
  • организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное
  • число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и сделает работу намного эффективнее.

Таким образом, содержанием  представлений дошкольников о здоровом образе жизни следует считать  такие представления, которые отражают объективную зависимость здоровья от образа жизни и окружающей среды  и нацеливают ребенка на гармоничные  отношения с окружающей средой и  активное отношение к своему здоровью.

Анализ содержания программ «Радуга», «Истоки», «Детство» по разделу  здоровый образ жизни позволил прийти к выводу  о том, что элементы валеологических знаний детей реализуются, как правило, через физическую культуру.

Программы содержат материалы, предлагающие знакомство и выполнение физических упражнений через различные  виды деятельности. Представлен примерный  режим дня в детском саду и  рекомендации по его организации, даются знания о культурно- гигиенических  навыках.

Наиболее удачной для  формирования представлений о здоровом образе жизни, на наш взгляд, является программа оздоровления детей в  дошкольном образовательном учреждении «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон., дополнительной программой по социальному развитию «Я – человек», Козловой. С.А

В программе «Радуга» раздел «Здоровье»  представлен следующими задачами:

- формировать предпосылки здорового образа жизни;

- укреплять здоровье детей;

- организовывать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий физический и психологический комфорт ребенка;

- закреплять потребность в чистоте и аккуратности, совершенствовать культурно - гигиенические навыки, продолжать формировать навыки культурного поведения.

Реализация образовательной области «Здоровье» осуществляется в режимных моментах в процессе интеграции таких образовательных областей, как:

- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека); 

- «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)  

- «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)  

- «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье») 

- «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, организуются следующие закаливающие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика после сна;

- подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности, занятия  физической культурой в помещении и на улице.

Комплекс закаливающих процедур проводится с использованием природных факторов. Пребывание детей на воздухе осуществляется в соответствии с режимом дня.

Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

    1. . Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Проанализируем условия  формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении (Приложение 1).

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребенка возможно при соблюдении следующих условий [12]:

  1. Организация оздоровительного режима.
  2. Организация двигательного режима с преобладанием циклических упражнений.
  3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.
  4. Реализация системы эффективного закаливания.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка  в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в  здоровом образе жизни. Учитывая, что  значительную часть своей жизни  ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики  своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность  за возникновение и развитие этой потребности.

Микросреда дошкольного  учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям  гигиены нервной системы, психологической  безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей  в соответствующее по режиму время  укладывают спать, а то, как это  делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении [12].

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности  в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков  и привычек ухода за собой, своим  телом, бережного отношения к  окружающим людям, дело в том, что  многие потребности связаны с  привычками [12].

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые  они гарантированно сумеют воспитать  у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся  привычек, как полезных, так и  вредных. И в первую очередь избавлять  детей от вредных. Система мер, которая  для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. В программе, формирующей  у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди  родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение  системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни [12].

Потребность в здоровье и  здоровом образе жизни у ребенка  формируется также на основе представлений  о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что  полезно. Например, вредно не чистить  зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных  занятиях. Становясь активными участниками  образовательного процесса, ощущая его  органичную связь с тем, что требуют  от них в плане ухода за своим  телом дети полнее осознают связь  между состоянием своего организма  и их собственной заботой о  нем.

Четвертым условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является реализация принципа резонанса при организации физического  воспитания детей. Сущность его заключается  в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей [12].

Таким образом, формирование основ здорового образа жизни  — цель системы воспитания в дошкольных заведениях. Дошкольное учреждение сможет успешно решить поставленную валеологией  задачу формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни  при условии, если оно станет «учреждением здорового стиля жизни» дошкольников, где любая их деятельность (образовательная, спортивная, досуговая, а также прием  пищи и двигательная активность и  др.) будут соответствовать возрастно-половым  физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических  условиях.

Нами были выделены следующие  условия формирования представлений  о здоровом образе жизни у детей  дошкольного возраста:

Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста