Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика
уровня сформированности
образе жизни у детей дошкольного возраста
С целью определения уровня представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило МАДОУ ЦРР д/с №5 «Ёлочка». В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-
Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:
- высокий уровень:
ребенок имеет четкое
- средний уровень:
ребенок имеет смутное
- низкий уровень:
ребенок не имеет
Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
С целью определения
уровня представлений старших
Таблица 1: Уровни сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.
Уровни сформированности представлений |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абсолютное число |
Относительное число |
Абсолютное число |
Относи- тельное число | |
Высокий |
2 |
8,3% |
1 |
4,2% |
Средний |
6 |
25% |
8 |
33,3% |
Низкий |
4 |
16,6% |
3 |
12,5% |
Анализ проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.
Результаты начала
эксперимента показали необходимость
и целесообразность проведения определенной
работы по повышению уровня сформированности
представлений старших
- организация целенаправленной
трудовой деятельности
- учет индивидуальных
и возрастных особенностей
- эмоциональный комфорт для каждого ребенка;
- установление тактики
сотрудничества при
- уважение прав
ребенка на развитие
- использование
разнообразных
- системный и
систематический характер
Для реализации выделенных
психолого-педагогических условий
необходимо внести необходимые изменения
в воспитательно-
- ввести в содержание
воспитания детей трудовой
- отказаться от
прямых указаний и перенести
акцент на косвенные
- рационально и
эффективно использовать
До начала формирующего этапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (это дети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 12 человек.
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.
Процесс формирования представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни потребовал организации специальных занятий, посвященных этой проблеме, на которых широко использовались средства труда:
1. Наблюдение за детьми во время их игровой и трудовой деятельности [Приложение 1].
2. Анкетирование [Приложение 2].
3. Проведение мероприятия [Приложение 3].
После того, как было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
С этой целью проведено
контрольное обследование исследуемых
детей. Методика контрольного обследования
совпадала с методикой
При определении уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.
Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.
В исследовании приняли
участие контрольная и
Определив уровень сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 2:
Таблица 2: Уровни сформированности
представлений старших
Уровни представлений старших дошкольников |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Высокий |
2 |
8,3 |
4 |
16,6 |
1 |
4,2 |
2 |
8,3 |
Средний |
6 |
25 |
7 |
29,3 |
8 |
33,3 |
8 |
33,3 |
Низкий |
4 |
16,6 |
1 |
4,2 |
3 |
12,5 |
2 |
8,3 |
Данные Таблицы
2. показывают, что создание и организация
педагогически-целесообразной предметно-воспитательной
среды позволили в
2.2 Рекомендации
по организации процесса
Оптимизировать процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности должен быть подчинен следующим задачам:
- налаживание активного,
тесного педагогического
- обеспечение позитивной
основы для развития
- установление взаимных, доверительных и уважительных отношений с детьми.
- систематическое
разностороннее педагогическое
просвещение родителей о
- привлечение родителей
к активному участию в учебно-
- формирование у
родителей потребности в
Педагогам ДОУ следует помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста включает в себя учет не только физического, но и психического здоровья детей. Поэтому важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе которых следующие:
- поведение, мысли
и чувства ребенка, адекватные
окружающим условиям и
- социально приемлемые
способы самоутверждения и
- положительный
эмоциональный фон,
- равномерное и
своевременное развитие
- доброжелательное
отношение к окружающим, полноценное
общение, характер которого
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
В процессе формирования здорового образа жизни детей рекомендуем выделить следующие задачи их психологической поддержки:
1. Обучение положительному
взаимоотношению и принятию
2. Обучение рефлексивным умениям;
3. Формирование потребности в саморазвитии.
Основными педагогическими
формами и методами формирования
психологического здоровья детей являются:
проведение специально разработанных
психологических занятий с
С целью теоретической
и практической подготовки родителей
к пониманию важности проблемы формирования
психологического здоровья у детей
необходима организация специальной
работы с ними. Представляется наиболее
целесообразным подобную работу проводить
в форме организации
С целью оптимизации процесса формирования представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе рекомендуем широко применять эту деятельность в практике ДОУ и в семье ребенка, а также проводить следующие мероприятия:
- помощь детей в ремонте книг и игрушек;
- чтение книг о труде;
- ухаживание за комнатными цветами, рыбками и т.п.;
- встречи с героями
труда, людьми различных
- беседы о пользе труда;
- показывать детям характер труда и его значение в жизни и здоровье людей; воспитывать уважение к труду и людям труда.
Успех трудовой деятельности и ее роль в формировании здорового образа жизни зависит от правильной ее организации и соблюдения следующих педагогических условий:
- подчинение труда
младших школьников учебно-
- задачи формирования здорового образа жизни детей в трудовой деятельности детей должны решаться комплексно: в детском саду, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования и т.п.;
- следует сочетать общественную и воспитательную значимость труда с личными интересами ребенка старшего дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей трудовой деятельности для общества, для семьи и себя. Объяснение смысла труда доводится до детей с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.
Эффективность соблюдения
данного педагогического
Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста