Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)
    • Наличие специальной обучающей программы, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни
    • Знание детей о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

2.1.  Диагностика  уровня сформированности представлений  о здоровом        

образе жизни  у детей дошкольного возраста

С целью определения  уровня представлений у детей  дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой  исследования выступило МАДОУ ЦРР д/с №5 «Ёлочка». В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений  старших дошкольников по следующим  показателям: 1) представление дошкольника  о понятии «здоровый образ  жизни»; 2) представление дошкольника  о вреде нездорового образа жизни  на организм и психику человека.

Были рассмотрены  уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного  возраста о здоровом образе жизни  с опорой на следующие показатели:

- высокий уровень:  ребенок имеет четкое представление  о понятии «здоровый образ  жизни»; отрицательно относится  к вредным привычкам; настроен  на здоровый образ жизни;

- средний уровень:  ребенок имеет смутное представление  о понятии «здоровый образ  жизни»; имеет небольшое представление  о вредных привычках; не всегда  стремится «настроить себя» на  здоровый образ жизни;

- низкий уровень:  ребенок не имеет представления  о понятии «здоровый образ  жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен  вести здоровый образ жизни.

Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических  методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

С целью определения  уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой деятельности [Приложение 1] и анкетирование [Приложение 2].

 

Таблица 1: Уровни сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.

 

Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

 

Абсолютное

число

 

Относительное

число

 

Абсолютное

число

Относи-

тельное

число

 

Высокий

 

2

 

8,3%

 

1

 

4,2%

 

Средний

 

6

 

25%

 

8

 

33,3%

 

Низкий

 

4

 

16,6%

 

3

 

12,5%


 

Анализ проведенных  методов наблюдения и анкетирования  позволил сделать вывод о том, что уровень представлений  дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.

Результаты начала эксперимента показали необходимость  и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем  реализации выделенных нами педагогических условий:

- организация целенаправленной  трудовой деятельности дошкольников;

- учет индивидуальных  и возрастных особенностей детей;

- эмоциональный  комфорт для каждого ребенка;

- установление тактики  сотрудничества при взаимодействии  детей и взрослых;

- уважение прав  ребенка на развитие индивидуальности;

- использование  разнообразных целенаправленных  методов и форм формирования  здорового образа жизни, их  оптимальное использование;

- системный и  систематический характер методической  и воспитательной работы, направленный  на формирование здорового образа  жизни детей.

Для реализации выделенных психолого-педагогических условий  необходимо внести необходимые изменения  в воспитательно-образовательный  процесс:

- ввести в содержание  воспитания детей трудовой аспект;

- отказаться от  прямых указаний и перенести  акцент на косвенные воздействия  через организацию здорового  образа жизни;

- рационально и  эффективно использовать средства  трудовой деятельности детей.

До начала формирующего этапа мы разграничили детей на две  группы: экспериментальную – 12 человек (это дети, которые принимали участие  в формирующем эксперименте). В  контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия  в формирующем эксперименте –  следующие 12 человек.

Формирующий эксперимент  проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать  себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.

Процесс формирования представлений детей  дошкольного возраста о здоровом образе жизни потребовал организации специальных занятий, посвященных этой проблеме, на которых широко использовались средства труда:

1. Наблюдение за  детьми во время их игровой  и трудовой деятельности [Приложение 1].

2. Анкетирование  [Приложение 2].

3. Проведение мероприятия  [Приложение 3].

После того, как  было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить  эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

С этой целью проведено  контрольное обследование исследуемых  детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего  эксперимента.

При определении  уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора  на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.

Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и  контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.

В исследовании приняли  участие контрольная и экспериментальная  группы детей старшего дошкольного  возраста.

Определив уровень  сформированности представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив  их в таблице 2:

 

Таблица 2: Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

Уровни представлений

старших дошкольников

 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

 

В начале эксперимента

 

В конце

эксперимента

 

В начале эксперимента

 

В конце

эксперимента

 

 

Абс.

число

 

%

 

Абс.

число

 

%

 

Абс.

число

 

%

 

Абс.

число

 

%


 

Высокий

 

 

2

 

8,3

 

4

 

16,6

 

1

 

 

4,2

 

 

2

 

 

8,3

 

 

Средний

 

 

6

25

7

29,3

8

33,3

8

33,3

 

Низкий

 

4

16,6

1

4,2

3

12,5

2

8,3


 

Данные Таблицы 2. показывают, что создание и организация  педагогически-целесообразной предметно-воспитательной среды позволили в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни, по сравнению с контрольной группой: высокий уровень представлений детей повысился на 12,4%, средний уровень повысился на 4,3%, низкий снизился на 16,6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рекомендации  по организации процесса формирования  представлений дошкольников о  здоровом образе жизни .

 

Оптимизировать  процесс формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности означает придать этому процессу наилучшие варианты. Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного  возраста о здоровом образе жизни  в трудовой деятельности должен быть подчинен следующим задачам:

- налаживание активного,  тесного педагогического взаимодействия  с родителями дошкольников, соблюдение  синхронности нравственных и  педагогических требований к  ребенку;

- обеспечение позитивной  основы для развития представлений  детей о здоровом образе жизни;

- установление взаимных, доверительных и уважительных  отношений с детьми.

- систематическое  разностороннее педагогическое  просвещение родителей о значимости  здорового образа жизни и о  значении трудовой деятельности  в формировании такого образа  жизни;

- привлечение родителей  к активному участию в учебно-воспитательном  процессе;

- формирование у  родителей потребности в самообразовании;  ознакомление воспитателей с  разнообразными методами формирования  здорового образа жизни детей,  отбор и обобщение лучшего  опыта.

Педагогам ДОУ следует  помнить, что процесс формирования здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста включает в  себя учет не только физического, но и  психического здоровья детей. Поэтому  важно знать педагогические показатели психического здоровья и благополучия старших дошкольников, в числе  которых следующие:

- поведение, мысли  и чувства ребенка, адекватные  окружающим условиям и событиям;

- социально приемлемые  способы самоутверждения и самовыражения;

- положительный  эмоциональный фон, оптимистический  настрой, способность к эмоциональному  сопереживанию;

- равномерное и  своевременное развитие основных  психических процессов, устойчивая  познавательная активность;

- доброжелательное  отношение к окружающим, полноценное  общение, характер которого соответствует  возрастным нормам.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической  поддержки детей.

В процессе формирования здорового образа жизни детей  рекомендуем выделить следующие  задачи их психологической поддержки:

1. Обучение положительному  взаимоотношению и принятию других  людей.

2. Обучение рефлексивным  умениям;

3. Формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими  формами и методами формирования психологического здоровья детей являются: проведение специально разработанных  психологических занятий с детьми; упражнения; психологические игры; этюды; разрешение проблемно-практических ситуаций; элементы арттерапии; игры-драматизации; подвижные игры; чтение и анализ сказок; беседы; творческие игры; сочинение  сказок; коллективный радостный труд.

С целью теоретической  и практической подготовки родителей  к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей  необходима организация специальной  работы с ними. Представляется наиболее целесообразным подобную работу проводить  в форме организации родительского  клуба, в заседании которого включаются элементы тренинга. Также уместно  проведение традиционных теоретических  консультаций, деловых игр.

С целью оптимизации  процесса формирования представлений  детей дошкольного возраста о  здоровом образе рекомендуем широко применять эту деятельность в  практике ДОУ и в семье ребенка, а также проводить следующие  мероприятия:

- помощь детей  в ремонте книг и игрушек;

- чтение книг  о труде;

- ухаживание за  комнатными цветами, рыбками и  т.п.;

- встречи с героями  труда, людьми различных профессий;

- беседы о пользе  труда;

- показывать детям  характер труда и его значение  в жизни и здоровье людей;  воспитывать уважение к труду  и людям труда.

Успех трудовой деятельности и ее роль в формировании здорового  образа жизни зависит от правильной ее организации и соблюдения следующих  педагогических условий:

- подчинение труда  младших школьников учебно-воспитательным  задачам и целям воспитания;

- задачи формирования  здорового образа жизни детей  в трудовой деятельности детей  должны решаться комплексно: в  детском саду, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования и т.п.;

- следует сочетать  общественную и воспитательную  значимость труда с личными  интересами ребенка старшего  дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного  возраста должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей трудовой деятельности для общества, для семьи  и себя. Объяснение смысла труда  доводится до детей с учетом их возраста, индивидуальных интересов  и потребностей.

Эффективность соблюдения данного педагогического условия  наглядно показывает педагогический опыт В.А.Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. «Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а  когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам  войны и труда, пенсионерам, жителя села» [31,56]. Таким образом, труд детей  стал средством нравственного воспитания.

Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста