Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования: разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс по технологии.
Предмет исследования – методика формирования практических умений у учащихся на уроках технологии.
Ведение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии…………………………………………………………..5
1.1. Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»………….5
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии………………………………………………………………………..…9
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием…………………………………………………………………….16
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе……………………………………………………….16
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской…………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………….28
Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление.
Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:
· Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
· Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться.
· Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.
Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.
Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.
До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.
При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.
Вывод по второй главе
Во второй главе рассматривается методика формирования практических умений и навыков по деревообработке. Результаты проведённого нами педагогического исследования подтверждают справедливость гипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Заключение
Практическим результатом данной курсовой работы явились разработки методического материала для учителя технологии по проведению уроков, практических работ и дидактического обеспечения для проведения занятий. Разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя технологии на уроках. Проведение наблюдения было ориентировано на цели и задачи исследования.
В ходе педагогического наблюдения рассматривается выбор объекта труда, совпадающих с желанием учащихся их изготавливать, обеспеченный материально и охватывающий тематику разделов программы.
В значительной степени зависимость преподавателя от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда школьников.
Мы пришли к выводу, что разработанные нами приемы разделения труда способствуют формированию практических умений и навыков на уроках технологии.
Результаты проведённого нами педагогического наблюдения подтверждают справедливость гипотезы исследования, а именно, что приемы разделения трудовых операций учащихся обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования.
Данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками практических умений и навыков; предусматривает использование в процессе обучения метода проектов и поэтому обеспечивает получение школьниками технологического образования.
Список используемой литературы
1. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом « Университет», 2000. 112 с.
2. Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Проф. учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк. М.: Просвещение, 1988. 159.:ил.
3. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 462 с.
4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
5. Лаптев Г.Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. 2003. №5. с 84 – 85
6. Обучение технологии в средней школе: 5 – 11 кл.: Метод. Пособие. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.
7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
8. Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / Школа и производство. 2004. № 3. С. 24-26.
9. Степанов Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. С. 336.
10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.
11. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко М.: Вентана-Графф, 2003. 256 с.
12. Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.: Вентана-Граф, 2008. 304с. (Современное образование).
13. Тхоржевский Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2008 «Преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобр. школы». М.: Просвещение, 1980. 112с.
14. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 287 с.
15. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
Информация о работе Формирование профессиональных умений и навыков на уроках технологии