Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.
Цель данного исследования: выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7
1.1 Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
1.2 Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
1.3 Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
1.4 Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА «Я И УКРАИНА........................30
2.1. Состояние организации контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
2.2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
2.3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
2.4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Мой 0Word.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И  СПОРТА

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ „КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (Г. ЯЛТА)

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений

 

„Допущено к  защите”

Заведующая  кафедрой

____________ Горбунова Н.В.

„____” ___________ 2011 г.

 

 

Регистрационный № _____-

„_____” ___________ 2011 г.


 

 

 

ОЦЕНКА  ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ

 «Я  И УКРАИНА»

 

 

Квалификационная

работа

на соискание 

образовательного 

уровня  „бакалавр”

студентки 4 курса,

специальность

„Начальное обучение”

 Рак Татьяны   Владимировны

 

Научный

руководитель:

  старший преподаватель

Якупова Вера                                                                      Борисовна

Ялта – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......……………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ  I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА» ……………….….7

  1. Объекты, функции и виды контроля и оценивания учебных достижений учеников начальной школы……….. …………………………………….....7
  2. Методы и формы организации контроля учебных достижений учеников на уроках «Я и Украина»……………………………………...……….......15
  3. Педагогические требования к контролю и оцениванию знаний учащихся начальной школы…………………………………………………………...22
  4. Выводы по 1 разделу……………………………………………………….28

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ  УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ПРИИЗУЧЕНИИ КУРСА  «Я И УКРАИНА........................30

  1. Состояние  организации  контроля  учебных  достижений учащихся при   изучении курса «Я и Украина» ……………………………………..…….30
  2. Проведение и результаты экспериментального исследования по организации и проведению контроля учебных достижений учащихся  при изучении курса «Я и Украина» в 3 классе……………………..….…36
  3. Выбор и оптимальное сочетание разных видов, методов и форм контроля учебных достижений учеников по природоведению в третьем классе..............................................................................................................42
  4. Выводы по 2 разделу.....................................................................................53

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...57

ПРИЛОЖЕНИЯ….………………………………………………………………62

                                      

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным условием повышения  эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно- познавательной деятельности. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, то есть определение объёма, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в обучении, пробелов в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основное задание контроля - выявление уровня правильности, глубины и практичности усвоенных учащимися знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их обучения.

Контроль имеет важное образовательное и развивающее  значение. Психолого-педагогические функции  контроля состоят в выявлении  недостатков в работе учащихся, в  установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учащимися знаний, так и о том, каким путём они добыты. Контроль выполняет важную воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за работу, которая выполняется, не только учащегося, а и учителя, приучает учащихся к систематической работе и аккуратности во время выполнения учебных заданий. Вообще, проверка знаний является формой закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая товарища, который отвечает, учащиеся вместе с ним как бы снова повторяют то, что они выучили сами' накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний является формой педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что основное учебное задание учителя состоит в том, чтобы весь программный объём знаний был усвоен детьми, то станет понятным, что без специальной проверки знаний не обойтись. Кроме того, её следует организовать так, чтобы реальные знания были выявлены как можно глубже и полнее. Проверка - стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. Контроль учебных достижений учащихся является объективной формой самоконтроля учителя. Хорошо организованный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися материала, который изучается, но и увидеть свои успехи и ошибки. Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предусматривает систематическое наблюдение учителя за ходом обучения на всех этапах учебного процесса.

Модернизация общего среднего образования в соответствии с Законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании» предусматривает реализацию принципов гуманизации образования, её демократизации, методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности учащегося, формирование его основных компетентностей.

В 2001 году начался процесс перехода образования на 12-летний срок обучения. Вместе с тем были разработаны новые нормы и критерии оценивания знаний младших школьников. В соответствии с этим меняются и подходы к оцениванию учебных результатов младших школьников. Оценивание должно основываться на позитивном принципе, что прежде всего предусматривает учёт уровня достижений каждого учащегося, а не степени его неудач.

Определение уровня учебных достижений учащихся является особенно важным с позиции того, что учебная деятельность в конечном результате должна не только вооружить ребёнка определённой суммой знаний, умений и навыков, а и сформировать его компетентности как способность к оптимальным действиям.

Компетентность - это способность, которая базируется на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретённых благодаря обучению. Понятие компетентности не сводится только к знаниям, умениям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности.

Компетентности  как интегрированный результат  учебной деятельности учащихся формируется  прежде всего на основе овладения  многокомпонентным содержанием  начального общего образования путём  соответствующих педагогических технологий.

Реализация  контроля в обучении даёт возможность  учителю оперативно учитывать готовность ребёнка к изучению нового материала, обеспечивать для каждого учащегося  оптимальный характер познавательной деятельности на всех этапах обучения, одновременно создать компенсирующие условия для отстающих в развитии школьников и одарённых детей при соблюдении обязательного объёма программных требований.

Именно приведенные факты и обусловили выбор темы и актуальность данного исследования.            

Объект  исследования - процесс обучения в начальной школе.  
    Предмет исследования - виды, формы и методы контроля учебных достижений учеников начальных классов по природоведению.  
      Цель данного исследования:  выявить актуальность форм и методов проверки знаний учащихся  и условия их наибольшей эффективности при изучении курса «Я и Украина.

 

                                               

 

                                                     Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую  литературу  и нормативную документацию по проблеме исследования.
  2. Охарактеризовать особенности разных видов, методов и форм  организации контроля и оценивания знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.
  3. Выявить роль контроля и оценивания  учебно – познавательной деятельности учащихся, на уроках «Я и Украина».
  4. Разработать задания для разных видов контроля знаний умений и навыков учащихся 3 классов при изучении курса «Я и Украина».
  5. Экспериментально проверить влияние систематического использования разных видов, методов и форм контроля знаний, по природоведению на повышение уровня  учебных достижений младших школьников.

         Практическое значение бакалаврской работы обуславливается необходимостью совершенствования качества учебной деятельности младших школьников. Материалы исследования могут быть использованы для интенсификации учебной, воспитательной и развивающей деятельности учащихся.

Исследование имеет теоретико-экспериментальный характер и проводится в два этапа. На первом этапе определялась область и проблема исследования, анализировалась психолого-педагогическая литература, формулировалась гипотеза. На втором этапе осуществлялся отбор различных форм организации контроля и оценивания знаний учащихся начальной школы по курсу «Я и Украина». На итоговом этапе обобщались результаты экспериментальной работы, формулировались общие выводы исследования.

Структура работы: введение, два раздела, выводы, список использованной литературы и приложения.

 

 

РАЗДЕЛ  I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И

НАВЫКОВ  НА УРОКАХ «Я И УКРАИНА»

 

 

1.1. Объекты,  функции и виды контроля и  оценивания учебных достижений  учеников начальной школы

 

Контроль за учебно-познавательной  деятельностью школьников – составляющая  часть образовательного процесса. Он является обязательной функцией управления учебно-воспитательным процессом, на уровне директоров школ и учителей. Контроль как административно-управленческая  функция реализуется путем педагогического анализа, результаты которого принимаются во внимание при принятии решений относительно результатов обучения образовательного стандарта.

Контроль со стороны  учителей, за результатами деятельности учеников трактуется как педагогическая диагностика и выходит за рамки  проверки и оценки знаний, умений и  навыков. По педагогической диагностике, которая в большинстве применяется к воспитанию, учитываются индивидуальные особенности учеников: их интересы, потребности, мотивы, увлечения, способности и возможности; особенности психических процессов — речи и мышления, внимания, воображения и фантазии, памяти, воли и т.д. [13].

Про необходимость контроля за учебно-познавательной деятельностью  учеников, свидетельствует такой  факт: А.И. Липкина и Л.Я Рыбак  в своем исследовании описывают  эксперимент: 106 человек решали тесты. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрения, вторая -  предупреждение, третья ни как не оценивалась. Результаты показали: улучшение работы было связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора, а наихудший результат получился у тех учеников, которые ни как не оценивались [37].

 В результате  проведения  специальных исследований Б.Г.  Ананьев пришел к выводу, что  для формирования личности школьника  существенным фактором есть оценка  его знаний [4].

Итак, контроль  и оценка  учебных достижений учащихся способствует:

  •   выявлению учебных достижений учащихся;
  • раскрытию причин слабого усвоения учащимися содержательной стороны образования и использования рациональных мер для ликвидации выявленных в ходе проверки знаний школьников, недостатков как в работе учащихся, так  и в работе учителей  [38].

Таким образом, систематический  контроль является одним из условий  движения вперед, чтобы ученик мог  иметь представления о том, что  он знает, что им достигнуто и на что стоит обратить внимание в  дальнейшей работе.

Школьный бал, как отмечает Амонашвили, есть также определенным регулятором социальных отношений  в жизни ребенка, потому  что  формирует отношения в классном коллективе, с учителем, с родителями, характеристики ученика как личности [2].

Какие же «компоненты контроля»?

По мнению В.И. Лозовой  и  Г.В. Торцко, контроль за результатами учебно-познавательной деятельности учащихся включает в себя:

  • проверку,  т.е. выявление знаний, умений и навыков;
  • оценку – измерения знаний, умений и навыков, взгляд на их уровень;
  • учет – фиксацию результатов оценивания в виде балов [38].

Покажем это  графически (см.Рис.1).


Рис. 1. Компоненты контроля

В специальной педагогической литературе, в отдельных учебных  пособиях по  педагогики еще не до конца раскрыты понятия: контроль, проверка, оценка, бал. Часто «оценка» и «бал» используются как равнозначные понятия. Можно согласиться с Ш.О. Амонашвили, что уподобление понятий «оценка» и «бал» равносильна отожествлению процесса решения задачи с его результатом. Оценка не всегда находит свое отражение в балах. В частности она может быть выражена словом, жестом, мимикой  учителя, в коротком суждении, в оценочном выражении [3]. В истории образования, древнейшей, является словесная оценка. В Киевской духовной академии в первой половине XVII века использовали следующие оценки: обучение хорошее, надежно-оживленное, охотное,  тщательное, надежное, низкое обучение,  скверное, малонадежное [46, с. 214].

Информация о работе Оценка знаний умений и навыков на уроках "я и Украина"