Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы.
I.Введение …………………………………………………………..…………..3
II. Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности.................. 7
§ 1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте…………………………………………………………………………….7
§2 Формирование толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема………………………………………………………….11
III. Глава 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста ……………………………………………………….…….17
§1 Пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста ……………………………………..………………………………………17
§2 Методические рекомендации по формированию толерантности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….24
IV. Заключение ……………………………………………………………………31
V. Список используемой литературы ………………………………………......33
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
Факультет психолого-педагогический
Отделение дошкольной педагогики и психологии
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста
Выполнила:
студентка 3 курса
заочного отделения
______________
Научный руководитель:
К.п.н. доцент
Никулина Е.Б.
____________________
Работа защищена ________________________ Оценка ________________ |
Самара 2013
Содержание
I.Введение …………………………………………………………..…………..
II. Глава 1. Теоретические основы формирования
толерантности.................
§ 1 Понятие «толерантность»
в философском и социальном контексте………………………………………………………
§2 Формирование толерантности у детей
дошкольного возраста как педагогическая
проблема…………………………………………………………
III. Глава 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста ……………………………………………………….…….17
§1 Пути и средства формирования толерантности
у детей дошкольного возраста ……………………………………..……………………………………
§2 Методические рекомендации по формированию
толерантности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….
IV. Заключение ……………………………………………………………………31
V. Список используемой литературы ………………………………………......33
Введение
В настоящее время
в ДОУ складывается система работы
с родителями воспитанников, которая
предполагает поиск путей и создание
условий для становления
Необходимо разработать
простые и привлекательные
Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста».
Объект нашего исследования – процесс формирования толерантности.
Предмет – средства формирования толерантности у детей возраста дошкольного возраста.
Цель – теоретически разработать проблему формирования и воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: толерантность как качество личности детей дошкольного возраста будет сформировано при адекватном выборе средств формирования и воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить сущность
понятия «толерантность» на
2. Выявить особенности формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
3. Отобрать средства формирования толерантности в дошкольном возрасте.
4. Разработать методические рекомендации по формированию толерантности в дошкольном возрасте.
Структура исследования:
- Введение
- Глава 1 « Теоретические основы формирования толерантности»
- Глава 2 «Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста»
- Заключение
- Список использованных источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
§1. Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте.
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:
- в английском языке
толерантность — «готовность
и способность без протеста
воспринимать личность или
- во французском —
«уважение свободы другого,
- в китайском — быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
- в арабском толерантность
— это «прощение, снисхождение,
мягкость, снисходительность, сострадание
- в персидском — «терпение, терпимость, выносливость».
С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание — это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности — это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). Психологические качества, обеспечивающие толерантность, — это все возможные формы самовыражения людей, допускающие или ограничивающие паритетность проявления социальных различий (свободно это делается или нет).
Потребность поиска элементов,
способствующих «сглаживанию» противоречий
и конфликтов реальной жизни привела
к возникновению понятия «
А. Шопенгауэр и А. Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы». Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину. И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.
Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества. На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.
Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом, каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности. Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. Признание права на отличие – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств. Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
§2. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на наш взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация. Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов. Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого. (Г.С. Батищев).
На протяжении детства
объективно осуществляется и субъективно организовывается
социальное развитие растущих людей. Это
сложно структурированный процесс, обусловленный
особенностями, условиями, степенью развития
общества, характером его ценностных установок,
целей, с одной стороны; с другой – реальным
состоянием индивидуальных характеристик
детей от младенческого до юношеского
периодов. Этот многопланово протекающий,
подчиняющийся определенным закономерностям
и осуществляющийся во времени процесс
имеет различные, четко определенные изменения,
фиксирующие уровни, через которые по
своему проходит каждый ребенок. (Д.И. Фельдштейн,
1995). Одним из важных моментов в характеристике
социального развития ребенка выступает
развертывание явления «социализации
– индивидуализации», поступательно осуществляемого
от осознания растущим человеком своих
социальных возможностей, через становление
личностных новообразований, к проявлению,
укреплению, качественному изменению
социальной позиции в результате собственной
творческой активности. Наиболее заметно
эта позиция проявляется на межвозрастных
переходах, кризисных периодах, где отправной
точкой служит особый уровень социального
развития ребенка в отношении «Я и общество».
Специфика различных переходных периодов
заключается в качественных особенностях
той системы отношений, которая складывается
в конкретном возрасте между ребенком
и обществом. В первые 3-6 лет возникает
относительно устойчивое соподчинение
мотивов, опосредованных образцами деятельности
взрослых. (Л.И. Божович, 1979). Ребенок осознает
в соответствии с его общим уровнем развития
своё «Я» среди других, стремиться «примерить»
себя к другим, активно воздействовать
на ситуацию. Он овладевает социальным
опытом, социально зафиксированными действиями,
их социальной сущностью, которая и определяет
развитие его «социализации-
Информация о работе Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста