Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы.
I.Введение …………………………………………………………..…………..3
II. Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности.................. 7
§ 1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте…………………………………………………………………………….7
§2 Формирование толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема………………………………………………………….11
III. Глава 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста ……………………………………………………….…….17
§1 Пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста ……………………………………..………………………………………17
§2 Методические рекомендации по формированию толерантности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….24
IV. Заключение ……………………………………………………………………31
V. Список используемой литературы ………………………………………......33
Формы работы по формированию
навыков личностно-
Следующим необходимым
педагогическим условием воспитания толерантности
у дошкольников является включение
ребенка в творческую деятельность
по созданию и трансформации специальной
развивающей предметно-
Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается. Так, например, программа «Детский сад – дом радости» (В.Т. Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью содействовать всестороннему развитию индивидуальности ребенка. Программа «Наследие» (М. Новицкой, Е.В. Соловьевой) вводит детей в современную русскую культуру. Чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире, природе, других людей, других народов.
Нам представляется очевидным, что в рамках данных программ воспитание толерантности будет проходить более успешно, так как изначально авторы заложили в них некоторые условия, в которых могут реализовываться принципы толерантности.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в дошкольном возрасте.
1. Методы, обеспечивающие
формирование нравственного соз
- метод беседа (материал:
маленькие рассказы, сказки с
ярко выраженным этническим
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других. Преимущество искусства как средства воспитания гуманности – в эмоциональной оценке действительности. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности.
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка
положительным формам
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого,
но он будет эффективен, только
если человек обладает
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
- никогда не наказывать детей;
- не сравнивать друг с другом;
- не выставлять на позор;
- не укорять;
- не жаловаться на них родителям;
- не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестко;
- обеспечит успех
во всех делах, особенно в
творчестве через разумную
- хвалить от души;
- верить;
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне.
Цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основа толерантности – признание права на отличие.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения. Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности. На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Итак, выделенные задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу. Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве. Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Содержание, пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста были обоснованны.
Список использованных источников:
1. Александрова
З.В. Планета толерантности /
2. Асмолов А.Г. Историческая культура и
педагогика толерантности / «Мемориал»:
вестник Ленинградского общества. М., 2001,
- № 24. - С. 134-140.
3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии
к реальности / На пути к толерантному
сознанию // Под ред. Л.Г. Асмолова. М., 2000.
- С. 149-152.
4. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова
Л.А. О смыслах понятия толерантность /
Век толерантности: научно-публицистический
вестник. М., 2001.-С. 35-36.
5. Бардиер Г.JI. Социальная психология толерантности.
СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с.
6. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность.
Введение в проблему. М.: МПСИ; НПО «МОДЭК»,
2003. - 240с.
7. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.
8. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.
9. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.
10. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. –№40. -С. 7.
11. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.
12. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.
13. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
14. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11.
15. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.
16. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
17. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
Информация о работе Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста