Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
В настоящее время в ДОУ складывается система работы с родителями воспитанников, которая предполагает поиск путей и создание условий для становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных особенностей. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы.
I.Введение …………………………………………………………..…………..3
II. Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности.................. 7
§ 1 Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте…………………………………………………………………………….7
§2 Формирование толерантности у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема………………………………………………………….11
III. Глава 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста ……………………………………………………….…….17
§1 Пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста ……………………………………..………………………………………17
§2 Методические рекомендации по формированию толерантности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….24
IV. Заключение ……………………………………………………………………31
V. Список используемой литературы ………………………………………......33
Формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
2) эмоционально –
оценочный – осознание того, что
мир неоднороден и
3) поведенческо – рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
ГЛАВА 2. Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста
§1. Пути и средства формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
В содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте выделяют три этапа.
На первом этапе формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно,
чтобы полученные знания
И на третьем этапе ребенок
уже сам обращает внимание
на свое поведение,
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным. Воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов. Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить. С целью воспитания толерантности старших дошкольников задействован большой спектр средств. Первым, самым объёмным средством является:
- социальная действительность, которая понятна, доступна, лично значима для ребёнка семилетнего возраста (семья, детский сад, библиотека, школа, улицы города, музей и т.д.);
- общение;
- предметы рукотворного мира: игрушки разных народов, технические;
- изобразительное искусство стран мира;
- музыка стран мира;
- случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности;
- художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности. Существуют разные формы работы на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, но их объединяет одно – они дают дошкольнику возможность поделиться радостью пережитого, вводят ребёнка в мир человечности, красоты и доброты. На занятиях дети знакомятся с таким жанром, как сказки, которые позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.
«Нестандартные» занятия - путешествие, занятие - экскурсия, занятие - ролевая игра, занятие - выставка, занятие - сказка представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций. Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть в детском саду говорит нам, что работа даёт результаты.
Формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам формирования межэтнической толерантности можно отнести:
- традиции;
- общение;
- художественная литература;
- сказки;
- пословицы и поговорки;
- национальные куклы;
- подвижные игры, с
использование национальных
- проектная деятельность;
- произведения искусства и др.
Рассмотрим каждое средство формирования межэтнической толерантности более подробно. Традиции, облаченные в форму привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения, по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого» [16, с.41]. Традиция-передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость. Широко и разнообразно практическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса, общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническую принадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации. Для нас в рамках затронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов как одной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесно связанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную систему поведения. Важнейшее качество этноса - сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широко известными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственные представления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередки несоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принято понимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение. В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости и эмоционального характера. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно скажется на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. Роль отечественной традиции в жизни современного общества становится малозначимой. В итоге не только прерывается естественная связь поколений, но и становится произвольным выбор той информации, тех сведений и знаний, которые передаются новым поколениям. Устойчивость, стабильность, консерватизм обычаев, традиций, обрядов, их неискоренимость были важным условием сохранения и преумножения достижений культуры. Благодаря этому народ оставался самим собой. Традиции выступают важнейшим элементом духовности. Национального самосознания, материализованным в поведении. Народный календарь - памятник духовной педагогической культуры. В нем заключена ритмическая память народа, воплощены опыт земледелия, хозяйственная сметка и мудрость, наблюдательность и поэтическое восприятие жизни, религиозные воззрения, обычаи и обряды, приметы. Важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. Общественные отношения возникают и существуют объективно. В.Г.Белинский утверждал, что «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т.е. тем более его должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, основывая все, преимущественно на привычке».
М.И. Богомолова считает, что общение детей разных
национальностей также оказывает благотворное
влияние на развитие толерантности у детей.
Дети получают знания о быте, искусстве,
культуре другого народа. Систематическое
непосредственное общение сказывается
на формировании многих сторон личности.
Живое общение с людьми разных национальностей
воспитывает у детей доброжелательность,
дает возможность практически выразить
свою симпатию к представителям другой
национальности - сверстникам и взрослым,
и сохранить такое отношение ко всем народам.
В детских садах в основном используются
два вида общения детей с людьми другой
национальности. В первом случае, по мнению
В.А.Глухова, происходит систематическое
этнотолерантное воспитание детей. На
сближение детей разных национальностей
в этом случае оказывают влияние общие
игры, прогулки, участие в общественно
полезной работе. Но при таком объединении
детей необходимо продуманное, целенаправленное
руководство всем педагогическим процессом.
Большие требования здесь предъявляются
к педагогу. Он должен располагать значительным
запасом знаний в области толерантного
воспитания, проявлять такт и чуткость
по отношению к детям любой национальности.
Когда ребенок одной национальности попадает
в группу детей другой национальности,
то отношение воспитателя к такому ребенку
не остается не замеченным детьми. Подражая
педагогу, они начинают проявлять заботу,
чуткость, внимание, ласку по отношению
к сверстнику другой национальности. Это
подражание постепенно переходит в привычку,
становится нормой поведения. Второй вид
общения осуществляется при организации
встреч детей односоставных по национальности
детских садов с людьми другой национальности.
При налаживании дружеского контакта
детского сада с иным национальным составом,
наиболее ценным является непосредственное
общение детей. Такая возможность есть
во всех дошкольных учреждениях, но сначала
необходимо продумать план работы. Важно
помимо повседневного общения организовывать
встречи, заранее продумывать их цель
и содержание. Наиболее реальный путь
в толерантном формировании - практическое
участие в жизни другого человека. Как
утверждает Богомолова М.И., наилучшее
воздействие на формирование дружеских
чувств к детям других национальностей
оказывает общение с ними в быту и детском
саду. В тех случаях, когда нет условий
для непосредственного общения, следует
организовать совместные праздники, чтение
детской литературы и беседы по рассматриванию
картин серии «Наши маленькие друзья»;
при проявлении симпатии к детям другой
национальности. Э. Суслова считает, что
общеизвестна огромная роль детской художественной
литературы в познании ребенком окружающего
мира, обогащении его представлений о
добре и зле, пробуждении и развитии социальных
чувств, углублении жизненного опыта,
формировании начатков мировоззрения
и первоначальных основ социальной активности.
Составленные и выдержавшие несколько
изданий хрестоматии для малышей и старших
дошкольников, куда вошли произведения
поэтов и писателей разных народов, несомненно,
оказали положительное влияние на формирование
личности ребенка. Благодаря им, дети уже
двухлетнего возраста приобщаются к многонациональной
советской литературе. Художественные
произведения в образной форме знакомят
детей с жизнью общества, помогают ему
познать внутренний мир человека, его
чувства, поступки, отношения к другим
людям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия,
которая более основательно, полней знакомила
бы с художественной многонациональной
литературой, лучшими произведениями,
подобранными через призму тех нравственных
общечеловеческих ценностей, которые
с одной стороны, вызывают симпатию, интерес
и уважение к людям различных национальностей,
а с другой - закладывают основу человеческой
духовности. М.И. Богомолова считает, что
формированию толерантных чувств способствует
национальная кукла. Ее ценность заключается
в том, что с ее помощью можно в доступной
форме ознакомить детей с бытом народов,
природными особенностями национальных
республик, пробудить в детских сердцах
искреннюю дружбу и любовь к людям всех
национальностей. Естественно, что к национальной
кукле предъявляются высокие требования:
1. В ее облике должны быть представлены
черты, свойственные представителям определенной
национальности;
§2. Методические рекомендации по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.
Элементы национального самосознания появляются у детей уже к 4 годам. Поэтому педагогам необходимо заботиться о том, чтобы детям дошкольного возраста дать первые элементарные знания, сведения о культуре людей, привить навыки толерантного взаимодействия. Чтобы профессионально строить воспитательную работу с детьми, самому педагогу необходимо разобраться с таким основополагающим понятием, как толерантность. В первой статье Декларации принципов толерантности, принятой государствами – членами ООН 16 ноября 1995 г. в Париже, содержание термина раскрывается следующим образом: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступок чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».
Целесообразно построить эту работу по двум основным направлениям.
Первое связано с
ознакомлением детей с
Второе направление ориентировано на то, чтобы научить детей конкретным способам и формам толерантного взаимодействия с представителями других национальностей, приемам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций (практическая составляющая компетентности в вопросе этнической и конфессиональной толерантности). Реализация толерантного поведения на практике предполагает соблюдение нескольких принципов.
Осознавая себя носителем определенной культуры и языка, признавать это право за другими. Г. Сковорода писал, что каждый должный познать свой народ и в народе познать себя. Лишь осознав себя частицей своего народа, своей культуры и языка, человек может признать за другим право гордиться своим народом, и открыто проявлять свою этничность. Только в зеркале иной культуры человек может осознать свою собственную, увидеть ее ярче, объемнее, многообразнее, ощутить себя частью целого, хранителем и продолжателем традиций.
Изучать другого. Поскольку толерантность базируется на уважении достоинства взаимодействующих субъектов, то для партнеров становится обязательным изучение того, что каждый из них считает в себе наиболее ценным, значимым для общения. К сожалению, в современном обществе само желание, а тем более умение изучать другого человека как интересного, своеобразного субъекта, редко присутствует и у взрослых, и у детей. Между тем подобная деятельность развивает познавательный интерес и познавательную активность детей, что ведет к развитию творческой личности. Этот аспект чрезвычайно важен для педагогов. Ознакомление детей с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Это, в свою очередь, предполагает активный поиск разными людьми того ценного, что может быть основой для их совместного существования. Тем самым у личности формируется способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений, способов поведения, а также плюралистичность восприятия окружающего мира и отношения к нему. Человек лучше может узнать свою собственную культуру через призму непохожести, увидев ее в зеркале других.
Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию не должны стремиться переделать друг друга, а воспринимать другого как нечто целостное со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее, а лишь потом фиксировать внимание на отличительных особенностях в положительном эмоциональном контексте, формируя тем самым позитивные этнические стереотипы.
Общие методологические подходы к построению педагогического процесса:
- от восприятия к идеям и обобщениям;
- накопление опыта различных контактов с объектами окружающего мира, рефлексия этого опыта, интеграция впечатлений в целостную картину мира;
- через приобщение к духовной сокровищнице своей нации к пониманию того, что мир прекрасен своим многообразием;
- этнокультурный компонент (фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство, природа) позволяет создать необходимый для детского восприятия эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению. Это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности народа. Это путь к культуре отношений между людьми. Доброжелательное отношение к человеку иной расы, национальности и конфессиональной группы формируется с учетом трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого (волевого). Современные примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования («Успех», «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.) рассматривают задачу воспитания толерантности у дошкольников как одну из основных задач образовательной области «Социализация». В последнее десятилетие стали появляться дополнительные образовательные программы, разработки серий развивающих занятий, комплексы различных авторских игр, направленных на воспитание определенных качеств, характеризующих формирование толерантной личности в дошкольном возрасте. С целью формирования у педагогов дошкольных образовательных учреждений комплекса необходимых знаний и умений целесообразно организовать цикл занятий по психологии и педагогике толерантности, семинары-практикумы, мастерские педагогического общения, мастер-классы, деловые игры.
Информация о работе Формирование толерантности как качества личности детей дошкольного возраста