Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Введение
Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста
.1 Онтогенез словообразования
.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальное исследование
.1 Методики констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования
.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы
.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования
Заключение
Библиографический список
Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры
Работу выполнила:
студентка 407 группы 4 курса
дневной формы получения образования
Огурцова Мария Сергеевна
Научный руководитель:
Доцент
Логинова Инна Николаевна
Минск 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста
.1 Онтогенез словообразования
.2 Особенности словообразования
у детей старшего дошкольного
возраста с общим
Глава 2. Экспериментальное исследование
.1 Методики констатирующего эксперимента
.2 Анализ результатов
Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования
.1 Возможности игровой
деятельности, как средства коррекционно-
.2 Использование дидактических
игр в развитии умения
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
В современной науке
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С.Н. Цейтлин., К.И.Чуковский, А.Н Гвоздев, Т.Н Ушакова, М. Кольцовой, В. Штерн и др.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Многие ученые, изучавшие
вербальное и невербальное развитие
детей с ОНР, неоднократно указывали
их трудности в овладении
Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.
Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.
Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста и разработка фрагмента коррекционной работы с использованием дидактической игры в виде конспектов занятий.
Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Согласно поставленной цели, выделенному объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования.
. выявить закономерности
. экспериментально выявить
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент);
Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста
.1 Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова [6, 8, 29] описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц.
В соответствии с пониманием
самого термина «словообразование»
его рассматривают не только как
основной путь и средство пополнения
словарного состава языка новыми
словами, но и как механизм создания
производных слов. Их появление в
речи ребенка указывает на значительное
продвижение в познании действительности
и языка, то есть отражает переход
на новый уровень когнитивного и
языкового развития. Таким образом,
словообразование теснейшим образом
связано с развитием
собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);
конструктивная (изменение синтаксического построения речи);
компрессивная (производство более краткой номинации);
экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);
стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с определенной сферой речи) [17, с. 37]:
Как в норме, так и при
патологии, развитие словообразования
представляет собой сложный многообразный
процесс. Дети не сразу и не вдруг
овладевают лексико-грамматическим строем,
слоговой структурой слов, словоизменением
и т.д. Поэтому на различных стадиях
развития детской речи одни элементы
языка оказываются уже
Процесс развития словообразования
у детей в норме начинается
в младшем дошкольном возрасте и
заканчивается уже в младшем
школьном возрасте. В этот период проявляется
чрезвычайная активность в многообразных
словообразованиях и
Современные исследователи (Т.В. Туманова, Э.А. Федеравичене) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:
Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;
Второй период - активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 - 4 лет до 5,5-6 лет);
Третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [17, с. 21].
На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования производных, слов в работе Т.В. Тумановой выделяются следующие ступени овладения словообразованием:
Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.
Вторая ступень. Формируется
начальное осознание отношений
«форма - значение». Постепенно осуществляется
формирование «моделей - типов» словообразования.
Наблюдается как
Третья ступень. Происходит
освоение «формы семантики». Семантический
анализ ситуации постепенно «сворачивается»
и переходит во внутренний план.
Однако в трудных и малознакомых
речевых ситуациях ребенок
Четвертая ступень. Степень развития словообразовательной компетенции уже настолько высока, что внешний речевой анализ ситуации уступает место внутреннему; результатом мысленного семантического анализа и синтеза являются производные слова, в большинстве случаев совпадающие с нормами «взрослого» языка [19, с. 74.].
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [29].
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О.М. Вершинина [2, с. 36] выделяет несколько способов словообразования в русском языке:
. Лексико-семантическим,
когда разные значения слова
превращаются в отдельные
Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку - «за» и корень - «вод».
.Морфолого-синтаксическим,
который представляет собой
Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик».
. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.
Например, слово «тяжелораненый» появилось на базе двух слов - «тяжело» и «раненый».
. Морфологическим,
По данным исследования Т.Б. Уваровой [20, с. 49] дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова - морфем (приставка, корень, суффикс, окончание).
Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев [5, с. 12].
Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются часто и правильно по значению.
Суффиксы -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.
Раннему появлению этих суффиксов способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.
После 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности. После 2, 6 изредка появляются другие суффиксы (увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству). После 3, 4 суффиксы действующего лица и отвлеченного действия [5, с.12].
Особенно широко развертывается собственное словотворчество в поздний возраст (от 5 до 8 лет). Начиная от 4, 6 отмечаются попытки ребенка прийти к объяснению значения слов на основе их состава. Обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.
Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование одних глагольных форм от других и образование глаголов от других частей речи.
При самостоятельном образовании
отдельных форм одного глагола ярко
сказывается тенденция к
Самостоятельное образование глаголов от других частей речи появляется много позже. Так, первые случаи отмечены около 2, 1, и вначале эти образования редки; зато в более позднем возрасте (от 5 до 9 лет) они очень часты и разнообразны. Это говорит о том, что такой тип словотворчества является более сложным и требует большого языкового развития.