Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий. В более узком смысле этот термин «Универсальные учебные действия» (УУД) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Стандарты второго поколения для начального общего образования предполагают, что каждой школой будет разработана Программа развития универсальных учебных действий для начального образования.

Содержание

Глава 1. Характеристика учебного комплекта раннего изучения информатики авторов Бененсон Е.П. и Паутовой А. Г.
1.1. Состав методического комплекта
1.2. Особенности методического комплекта
1.3. Содержание курса
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе
2.1. Личностные универсальные учебные действия
2.2. Регулятивные универсальные учебные действия
2.3. Познавательные универсальные учебные действия
2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 187.78 Кб (Скачать файл)

Открытка №1

Открытка №2

Открытка №2

     

Задания №27, 31 (учебник 4 класса, ч. 2) Текстовый процессор MS Word. Создай на компьютере поздравительную открытку и запиши её в свою личную папку.

Макеты открыток содержатся в учебнике, а также на диске  в виде заготовок текстовых файлов и файлов с рисунками, которые  ученик может вставить в текстовый  документ.

Действие нравственно-этического оценивания

Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Этические нормы  работы с информацией, информационная безопасность личности» (2-4 классы), а  также в процессе создания различных  информационных объектов с помощью  компьютера (4 класс).

Результатом развития УУД  нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

Изучение правил поведения  в компьютерном классе (2-4 классы) и  этических норм работы с информацией (3, 4 классы) развивает умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при  работе с любой информацией и  при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Хотя изложению этого  материала в программе курса  в сумме отводится всего несколько  часов, к нему ученики постоянно  возвращаются перед тем, как начать работу на компьютере, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного  выполнения как общепринятых моральных  и этических норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия

 

В процессе изучения курса  «Информатики и ИКТ» выпускник научится:

  • ставить учебные цели,
  • использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

В процессе изучения курса  «Информатики и ИКТ» ученик получит  возможность для формирования действий:

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
  • осознание качества и уровня усвоения.

Все элементы двух названных  списков составляют перечень регулятивных универсальных учебных действий.

 

Универсальные учебные  действие планирования и целеполагания

Система заданий, непосредственно  связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию УУД планирование. Это задания  типа «Составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…». Содержанием этих заданий является:

  • планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
  • планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.

Начинается обучение с  развития функции принятия внешнего плана (2 класс). Цель при этом задаётся учителем или учебником. В третьем  и четвёртом классах формируется  действие самостоятельного целеполагания. Приведём примеры заданий на определение  последовательности действий.

Задание № 4(учебник 2 класса, ч. 2) Чтобы сварить манную кашу, надо выполнить следующие шаги алгоритма:

a. Пронумеруй шаги алгоритма  по порядку. Если ты не знаешь, как варить манную кашу, посоветуйся  с взрослыми.

b. В кашу можно положить  ягоды, варенье или какао. Если  хочешь, дополни алгоритм приготовления  манной каши.

Задание № 15 (учебник 4 класса, ч. 1) Программа «Лаборатория». При  стрельбе из пушки дальность полёта снаряда зависит от угла подъёма  ствола. Угол может меняться от 0 до 90 градусов с шагом 15 градусов. Проводя  опыты, можно выяснить, при каком  угле наклона ствола пушки дальность  полёта ядра самая большая.

А. Составь циклический  алгоритм выполнения лабораторной работы.

Цель: определить, при каком  угле наклона ствола пушки дальность  полёта ядра самая большая.

В. Программа «Лаборатория»  позволяет перенести пушку на другие планеты Солнечной системы. Составь укрупнённый алгоритм, который  позволит выяснить, зависит ли дальность  полёта ядра от того, на какой планете  находится пушка.

Система заданий, связанных  с одновременным анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации стимулирует действия по формированию внутреннего плана. Хотя в явном виде они не требуют составления плана, желание ученика выполнить их успешно понуждает его к планированию деятельности в рамках такого задания. Приведём примеры таких заданий:

Задание № 5 (учебник 2 класса, ч. 1) Прочти рассказ Михаила Михайловича  Пришвина «Речки чёрные и голубые».

В лесах я люблю речки  с чёрной водой и жёлтыми цветами  на берегах; в полях реки текут  голубые, и цветы возле них  разные.

На основе информации рассказа: дай название иллюстрации; дорисуй  рисунок.


 

Универсальные учебные  действия контроля и коррекции

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (2-4 классы) создаёт информационную среду для  составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Исполнив алгоритм, ученик сличает  способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния  исполнителя поставленной в задании  цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм. Если на уроке используется компьютер  и рекомендованный набор программ, каждый сеанс работы на компьютере заканчивается сличением способа  действия и его результата с заданным эталоном и итерационного внесения необходимых изменений.

Создание информационных объектов (4 класс) предполагает самостоятельное  планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с  заданием (эталоном) и внесение изменений  в случае необходимости.

Универсальное учебное  действие оценивания

Наличие раздела «Твои  успеха», а также заданий, для  выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие, способствует самостоятельному осознанию уровня усвоения и выделение того, что  ещё необходимо усвоить.

Задание на стр. 80 – III странице обложки (учебник 2 класса, ч. 1)

Раскрась ёлку, игрушки  и флажки. Раскрашивая, соблюдай правило: «Игрушки и флажок с её описанием  должны быть одного и того же цвета».

Во флажках дефиниции  понятий, изученных за первое полугодие  второго класса. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Познавательные универсальные учебные действия

 

В процессе изучения курса  «Информатики и ИКТ» выпускник научится:

осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию  информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому.

Общеучебные универсальные  действия

Действие «поиск и выделение  необходимой информации». Для развития действия поиска и выделения информации в учебники 3 и 4 класса введён справочный раздел, содержащий выдержки из справочников, энциклопедий, интернет сайтов с указанием  источников информации, в том числе, адресов сайтов. Учебники содержат также систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию в справочном разделе, в гипертекстовых документах, входящих с состав методического комплекта, а также других источниках информации, определяемых учениками.

Действие «знаково-символическое  моделирование». Действие развивается  на протяжении всего срока обучения. Во втором классе составление знаково-символических  моделей рассматривается в теме «Кодирование информации». Пространственно  графические модели реальных объектов ученики используют и видоизменяют при изучении тем «Устройство  компьютера» и «Алгоритмы и исполнители».

В третьем и четвёртом  классах учащиеся используют готовые  графические модели процессов для  решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители. Ветвление». К таким моделям относятся  алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются табличные модели. Таблицы используются для записи условия и решения  логических задач, а также для  описания группы объектов живой и  неживой природы и объектов, созданных  человеком.

В четвёртом классе используются опорные конспекты, которые являются знаково-символическими моделями среды  офисных компьютерных программ.

Действие «смысловое чтение». В процессе изучения курса во втором классе ученики выполняют целый  ряд заданий, направленных на развитие смыслового чтения. Эти задания основаны на совместном анализе коротких литературных текстов и графических объектов и отбора необходимой текстовой  и графической информации. В третьем  и четвёртом классах развитие действия смыслового чтения продолжается в процессе работы с различными справочными  информационными источниками.

Выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий. Развитие действия выбора эффективных способов решения  задач начинается в третьем классе и связано с составлением алгоритмов формальных исполнителей. Критерии эффективности  вначале задаются учителем, а затем  формулируются учениками.

Постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем творческого характера. В четвёртом классе при создании различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ ученики решают творческие задачи (создание поздравительных открыток, конструирование роботов и создание презентаций сконструированных  роботов). В процессе подготовки к  выполнению заданий учащиеся развивают  действие постановки и формулирования проблем и планирования собственной  деятельности по решению проблемы.

Общеучебные универсальные  действия формируются при помощи следующих заданий:

2 класс

Задания, формирующие навыки знаково-символического моделирования: ч. 1, задания № 21, 22, 49, 60, Д8; ч. 2 задания 23, 47.

Задания, формирующие навык  смыслового чтения: ч. 1, задания №№ 5, 9, 10, 70 и др.

3 класс

Поиск и выделение необходимой  информации, применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств: ч. 1, задания  №№ 51, 55, 59, Д20.

Знаково-символическое моделирование: ч. 1, задания №№ 46, 47, 57, Д16, ч. 2 задания  №№ 23, 47.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем творческого и поискового характера: ч. 2, задание 24.

Выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости  от конкретных условий: ч. 2, задания  №№ 47, 48, 55, 60.

4 класс

Поиск и выделение необходимой  информации; применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью  компьютерных средств: ч. 1, задания  №№ 24, 56, задание 2 на стр. 63; ч. 2, здания №№ 11, 15, 19, 27, 43, 47, 64.

Анализ двух – трёх разнородных  информационных объектов (текст, таблица, дерево, список, рисунок, схема) с целью  выделения необходимой информации: ч. 1, задание №№ 16, 29, Д5; ч. 2, задание 61.

Знаково-символическое моделирование: ч. 1, задания №№ 25, 26, 27, 32, 56, , ч. 2 задания  №№ 7, 20, 47.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем творческого и поискового характера: ч. 2, задание 43, 47.

 

Универсальные логические действия

Анализ объектов с целью  выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается во втором классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием смыслового чтения. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».

Выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов. Во втором классе развитие действия выбора оснований и критериев для  сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи  последовательность». Рассматриваются  численные, символьные и графические  последовательности. Задания выполняются  с полным устным комментарием учеников с использованием слов «предыдущий», «последующий», «все кроме одного». В третьем классе данное УУД развивается  в рамках тем «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».

Стр. 47 (учебник 3 класса, ч. 1). В двух таблицах одна и та же информация о хвойных деревья. Отличаются таблицы  только порядком записей.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе