Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподавания охраны природы.
Объект: процесс преподавания охраны природы.
Предмет: формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся
в процессе преподавания охраны природы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Современные методы контроля знаний учащихся в цикле естественно научных дисциплин……………………..………………………….5
1.1. Понятие о естественно научных дисциплинах……………………………..5
1.2. Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции……………..6
1.3. Современные методы контроля знаний…………………………………...10
ГЛАВА 2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы…………………………………...12
2.1. Понятие «Охрана природы» в школьном курсе биологии…………...12
2.2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы………………………………………………......13
2.3. Оценка знаний……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..23
ТАБЛИЦА 1…………………………………………………………………….24
Методы устного контроля – беседа, рассказ ученика, объяснение карты, схемы, диаграммы, описание иллюстрации и др. Их основа – монологическая речь ученика. Большое развивающее значение приобретает такая форма, как рецензирование. Это не простое дополнение ответа товарищей, но и указание на нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие обобщений, выводов и их обоснования.
Методы письменного контроля – составление плана в тетради и на доске, тематических и хронологических таблиц, схем, химические диктанты и др. Эти формы помогают активизировать при проверке весь класс. Письменные работы являются дополнительным средством выявления знаний, а главное, умений.
Целесообразной формой письменного контроля в старших классах может быть реферат, так как его выполнение требует комплекса знаний и умений ученика. Ученик показывает теоретические знания и применяет их для решения конкретных задач; хорошо видна степень владения письменной речью, умение логично выстраивать и составлять текст, излагать его, давать оценку явлениям, делать выводы. Но все это возможно, если ученик работает самостоятельно над литературными источниками, текстами. Сравнительно новым, но весьма широко используемым сегодня становится такой метод проверки знаний, как тестирование.
Методы самоконтроля. Чтобы сформировать эти навыки, используются приемы самопроверки:
- после знакомства с
текстом учебника
- ознакомившись с текстом
учебника раскрыть главное
- работа с контрольными вопросами в конце параграфа;
- работа с вопросами, которые формирует учитель при сообщении задания;
- составление своих контрольных вопросов по тексту (особенно эффективен этот прием в старших классах).
ГЛАВА 2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы
2.1. Понятие «Охрана природы» в школьном курсе биологии
В настоящее время ни в одном из школьных предметов нет определения самого понятия «охрана природы», хотя необходимость его очевидна.
В литературе встречается целый ряд определений понятия «охрана природы». Первый Всероссийский съезд по охране природы (1929 г.) в своей резолюции сформулировал: «Охрана природы в условиях социалистического строительства должна рассматриваться как единая система мероприятий, направленных на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны...».
Природоохранительная деятельность рассматривается как решение трёх основных задач: организацию рационального использования природных ресурсов, защиту природной среды от загрязнения, сохранение редких, уникальных или типичных объектов (памятников, эталонов) природы в их естественном состоянии. Эти современные научные данные позволяют использовать в школьном образовании следующее определение понятия «охрана природы»: охрана природы — это система научных знаний практических мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, защите природной среды от загрязнения и охранению отдельных природных объектов и комплексов от разрушения.
Изменение радиационного и теплового балансов атмосферы, истощение ряда природных ресурсов, опасность возрастающего химического и физического загрязнения окружающей среды — вот ведущие причины обострения проблем охраны природы. Эти факторы привели к необходимости более глубокого анализа и классификации последствий, оценки их с социально-классовых позиций. На первый план выдвинулась задача охраны среды, жизни и деятельности самого человека, как в настоящее время, так и с учетом интересов будущих поколений.
Отражение в учебном содержании взаимодействия природы и общества имеет исключительно важное значение, так как способствует формированию новой стороны в мировоззрении личности. Овладев такого рода знаниями, выпускник школы начинает понимать, что деятельность общества достигает планетарных масштабов и по своему объему соизмерима с масштабами естественных процессов в природе. Складывается новый тип отношения к природе, который исходит из понимания того, что сам человек является частью природы и оценивает ее как уникальное и универсальное вместилище человечества и всей его культуры. Формирование у подрастающего поколения способности к такой оценке природы предполагает и воспитание бережного отношения к ней, понимания необходимости постоянно соизмерять нужды общества и возможности природы в их удовлетворении.
2.2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы
При изучении охраны природы контролю подлежит усвоение понятий, теорий, фактов, связи между ними, а также связи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль за выработкой умений пользоваться терминологией, умений наблюдать и т. п., а также за усвоением прикладных знаний.
Особое внимание должно быть уделено контролю общих интеллектуальных умений - развития мыслительных приемов анализа, сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читать учебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное и т. д.
Текущий контроль осуществляется на аудиторных занятиях, а также на индивидуальных консультациях. При этом оцениваются:
· уровень теоретической подготовки учащихся;
· творческая активность учащихся;
· готовность учащегося к выполнению тестовой работы;
· своевременность сдачи отчета.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познаватель-
ной деятельностью учащегося на каждом уроке.
Рубежный контроль осуществляется в рамках контрольных работ. Рубежный контроль осуществляется по окончании периода обучения.
Данный вид контроля позволяет проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Назначение данного вида контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждой темы, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала.
Заключительный контроль
проводится в форме компьютерного
теста в рамках экзамена или зачета
в конце изучения курса с целью
выявления, насколько полны и
глубоки приобретенные
Заключительный контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.
Основными методами контроля знаний, умений и навыков являются: практическая, устная, письменная проверка, а также индивидуальная и фронтальная проверка.
Практическая проверка позволяет выяснить, насколько учащиеся умеют применять знания на практике.
Устная проверка наиболее широко используется в процессе обучения, она привычна для учащихся. Рассмотрим виды устной проверки.
- Рассказ ученика. Он позволяет учителю объективно и точнее определить знания учащихся, развить их мышление и устную речь. Во время устного ответа учащегося учитель имеет возможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, который поможет выявить состояние знаний и умений отвечающего. Индивидуальный контроль может проводиться уплотненно: каждый ученик получает карточку с вопросами, и, пока один отвечает, другие готовятся к ответу. Прежде чем вызвать учащегося, вопрос карточки оглашают в классе, чтобы сосредоточились и подготовились к ответу все. Отвечающему задают, кроме основного, дополнительный вопрос, который тоже связан непосредственно с темой урока и подготавливает класс к восприятию нового материала. Учитель продумывает его до урока, тогда как наводящий вопрос, естественно, возникает в том случае, если отвечающему нужна помощь. Все вопросы нужно формулировать кратко, точно, в понятных ученику терминах. Однако этот вид проверки требует много времени и приводит к активизации в основном тех учащихся, которые отвечают на уроке.
- Беседа, способствующая фронтальной проверке знаний учащихся и установления живого контакта между учителем и учащимися. Фронтальная контролирующая беседа, как правило, кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, и задавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако не следует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен весь класс. Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетом знаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работы заключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий в беседе, и учащихся, отвечающих у доски. Беседа должна быть прекращена в тот самый момент, когда один из отвечающих у доски подготовился к ответу. Иначе у доски начнется взаимное консультирование и подсказки. Беседа одновременно активизирует учащихся всего класса, стимулирует их внимание, память и мышление. Вместе с тем этот вид проверки позволяет в относительно короткий срок проверить знания учащихся по ряду вопросов и подготовить весь класс к восприятию нового материала. Четкая формулировка вопросов – одно из необходимых условий проверочной беседы.
- Зачёт. Одним из методов устной проверки знаний является зачет. Его проводят обычно в конце какой-либо большой и сложной темы. Зачет назначается во внеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которые приходят на зачет по очереди в разное время. Нередко учителя называют зачетом обычную контрольную работу, которую проводят на уроке в классе. Но это искажает смысл зачета. Зачет - это метод устного контроля, но ученикам предоставляется возможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. О зачете сообщают заранее, чтобы учащиеся могли к нему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется ли она в школьной библиотеке. Вопросы учащимся нужно продиктовать.
На зачете вопросы для подготовки должны быть выданы сразу всем учащимся, которых отпускают по мере сдачи зачета. Учащихся, часто и хорошо отвечающих в классе на уроке, можно от зачета освободить, объявив это в классе как поощрение. Сроки проведения зачета должны быть известны завучу школы, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся. На зачет можно пригласить представителя администрации школы или классного руководителя.
- Уроки-конкурсы. На таких уроках избирается жюри, и класс делится на две группы, им предлагается ряд вопросов. Такая форма выявления знаний нравится учащимся и повышает интерес к предмету. Результаты оцениваются жюри и учителем, который выставляет учащимся соответствующие отметки.
Разнообразные формы устной проверки имеют и ряд недостатков. Они не дают возможности сравнить ответы разных учащихся на один тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени, не приучает детей кратко, логично и доказательно излагать ответ. Преодолению этих недостатков способствует письменная проверка знаний.
Письменная проверка знаний позволяет выявить знания учащихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы темы. Систематически проводимая письменная проверка знаний стимулирует учащихся на изучение нового материала, усвоение его существенных вопросов так, как, давая письменные ответы, они должны суметь кратко, научно и орфографически правильно изложить свои знания. Письменные проверки могут быть проведены на любом этапе урока в зависимости от дидактических целей.
Письменная проверка знаний включает:
- Разного рода тестов, позволяющих выявить усвоение учащимися фактического материала. Сравнительно новая, но весьма широко используемая форма. Тест – набор стандартизированных знаний по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов – в объективности и возможности быстро проверять знания большого количества учеников и, следовательно, выяснить, что они усвоили, а что требует дополнительного объяснения и повторения. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообучения. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании. К тесту наука предъявляет высокие требования. Поэтому тест – дело специалистов. Печатная литература по предмету, выпущенная в последние годы, дает широкую возможность использовать на уроках этот метод контроля. Тем не менее, целесообразно предлагать учащимся создавать свои так называемые неформальные тесты. Самостоятельное составление тестов становится важным элементом самоконтроля учеником своих усвоенных знаний темы. Обращает на себя внимание и тот факт, что эта работа, а затем тестирование по собственным тестам своих товарищей очень нравится ученикам. Это создает своеобразную ситуацию успеха и способствует оптимизации процесса обучения в целом. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно действуют те педагоги, которые, используя письменные тесты, дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. В рамках классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели. Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке.