Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:30, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподавания охраны природы.
Объект: процесс преподавания охраны природы.
Предмет: формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся
в процессе преподавания охраны природы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. Современные методы контроля знаний учащихся в цикле естественно научных дисциплин……………………..………………………….5
1.1. Понятие о естественно научных дисциплинах……………………………..5
1.2. Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции……………..6
1.3. Современные методы контроля знаний…………………………………...10
ГЛАВА 2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы…………………………………...12
2.1. Понятие «Охрана природы» в школьном курсе биологии…………...12
2.2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы………………………………………………......13
2.3. Оценка знаний……………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..23
ТАБЛИЦА 1…………………………………………………………………….24
- Контрольные работы. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Практика показывает, что контрольные работы порождают у детей определенную неуверенность, боязнь получить двойку. Такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины знаний. Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения темы или раздела (модуля). Сроки их проведения необходимо определять таким образом, чтобы избежать перегрузки учащихся. Целесообразно составлять график проведения, рационально распределив все запланированные учебным планом работы в течение отчетного периода.
- Самостоятельная проверочная работа. Проверочные работы на 10-15 мин проводятся на уроке довольно часто. При их проведении учащихся заранее не предупреждают. Проводить их можно даже после объяснения нового материала для проверки его усвоения или закрепления.
- Сравнительно новым методом контроля, вошедшим во многие технологии обучения, стал взаимоконтроль. В начале урока каждой паре учащихся, сидящих за одним столом, выдают опросный лист, в котором содержится 10-14 небольших вопросов. На каждый из них можно ответить одной двумя фразами. Ученики задают эти вопросы друг другу и по очереди отвечают на них. На половину вопросов отвечает один из сидящих рядом учеников, а на другую половину - другой. Иногда между учениками возникает дискуссия, которая может быть разрешена либо при помощи учебника, либо листа с готовыми ответами, который выдают ученикам по окончании работы (через 7-10 мин.). Правильные ответы получают, таким образом, подкрепление.
Поскольку каждый из способов проверки знаний учащихся имеет свои достоинства и недостатки и позволяет эффективно проверить лишь определённый круг знаний и умений, нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из них. Целесообразно лишь оптимальное их сочетание.
Обнаруженные пробелы в знаниях учащихся восполняются заключительными комментариями и обобщениями учителя. Вкратце учитель говорит о своём впечатлении от опроса, затем в меру необходимости обстоятельно останавливается на разъяснении того, что в результате плохого ответа ученика осталось недостаточно ясным. Пробел восполнен, знания в меру возможностей опроса закреплены.
2.3. Оценка знаний
Любой контроль знаний, умений и навыков завершается оценкой и вы-
ставлением отметки по 10-балльной системе. Объективность выставляемых
учащимся отметок при оценке процесса и результатов их учебно-познавательной деятельности с учетом развития индивидуальности обеспечивается установлением соответствующих критериев. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Основными критериями оценки знаний являются их полнота, обобщенность и системность. Оценка качества обучения имеет свои критерии.
Предметно-содержательные – полнота, обобщенность, систематичность, правильность, осмысленность знаний и др.
Содержательно-деятельные – прочность, действенность знаний, мыслительные операции, интеллект, общеучебные умения и т.д.
Индивидуальные (личностные) – активность, самостоятельность, самооценка, мотивация учения и т.д.
Во всей своей полноте критерии оценки качества обучения могут быть применены на том этапе, когда учащимися осуществлены в необходимом объеме все учебные действия, обеспечивающие усвоение знаний и способов деятельности.
В основе 10-балльной системы оценивания заложена возможность овладения учащимися учебным материалом на пяти уровнях учебной деятельности (табл. 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематический
контроль знаний и умений
В результате
проведения нетрадиционных
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А.Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980. 560 с.
2. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 1994.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, 2001.
4. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978.
5. Ильина Т.А. Педагогика – М.,1984.
6. Качество знаний учащихся и
пути его совершенствования /
Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. – М., 2004. 255 с.
7. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. – М., 1999.
8. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.
9. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
10. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.
11. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.
10-балльная шкала оценки
Уровни |
Баллы |
Показатели оценки |
0 |
Отсутствие ответа | |
Низкий |
1 |
Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде. |
2 |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде. | |
Удовлетворительный |
3 |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных действий по образцу. |
4 |
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу | |
Средний |
5 |
Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу. |
6 |
Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий. |
Достаточный |
7 |
Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу). |
8 |
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания). | |
Высокий |
9 |
Оперирование программным |
10 |
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения задания, выполнение творческих заданий). |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А.Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980. 560 с.
2. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю. Мн., 1994.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика, 2001.
4. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1978.
5. Ильина Т.А. Педагогика – М.,1984.
6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред.: М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М., 1978.
Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. – М., 2004. 255 с.
7. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. – М., 1999.
8. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.,1978.
9. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
10. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.
11. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.