Формы контроля и регулирование системы профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Основы профессиональной подготовки.Красильниковай Марины.docx

— 851.88 Кб (Скачать файл)

Принцип объективности заключается в том, что каждая отдельная оценка должна быть объективной, т.е. соответствовать истинному количеству и качеству усвоенных знаний, умений и навыков, отражать истинную картину успеваемости обучаемого. В противном случае оценка теряет не только свое педагогическое значение, но и приносит вред учебно-воспитательной работе.

Принцип единства требований заключается в том, что один и тот же уровень знаний, умений, навыков должен оцениваться всеми преподавателями одинаково. Отсутствие единых требований порождает ряд отрицательных явлений, что несовместимо с государственными интересами и с педагогическими задачами контроля знаний, умений, навыков. Напротив, воспитательное воздействие преподавателей на учащихся усиливается, если они выступают “единым фронтом”.

 Содержание контроля определяется  теми общими и частными дидактическими  задачами, которые ставятся перед  каждым занятием и предметом  обучения в целом. С изменением  дидактических задач изменяется  и содержание контроля. Содержание  контроля изменяется также в  зависимости от места его осуществления  на занятии, в процессе изучения  темы, раздела, программы и всего  курса в целом.

С учетом вышеизложенного выделяют следующие виды контроля:

  • Текущий контроль. Проводится в повседневной учебной деятельности, всесторонне осуществляя внутреннюю и внешнюю обратную связь. Отличается гибкостью и оперативностью.
  • Тематический контроль. Охватывает материал системы уроков, составляющих определенную тему учебной программы. Его основной целью является определение степени освоенности основных понятий изучаемой темы и связей между ними.
  • Периодический контроль. Охватывает материал нескольких тем, входящих в учебную четверть. Состоит из системы тематического контроля, однако носит более обобщающий характер.
  • Заключительный (итоговый) контроль. Проводится по всему курсу. Его основная цель – систематизация знаний, умений, навыков.

Под методами контроля понимают способы, при помощи которых обеспечивается обратная связь о содержании, характере учебной деятельности и эффективности работы учителя. Выделяют следующие методы контроля:

1.Методы устного контроля (беседа, рассказ обучаемого, чтение им  книги, чертежа, схемы, сообщение о  проделанных опытах, наблюдениях  и т.д.).

2. Методы письменного контроля (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.).

3. Методы графического контроля (выполнение графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.)

4. Методы практического (лабораторного) контроля (выявление умений и  навыков выполнять определенные  виды работ).

5. Методы программированного контроля (безмашинный, машинный).

6. Наблюдение.

 

Резюмируя изложенное в данном разделе курсовой работы, необходимо отметить следующее. Контроль результатов обучения представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения и оценить степень освоения обучаемыми учебного материала. Понятие контроль рассматривается нами как более широкое понятие, включающее в себя проверку и оценку результатов обучения обучаемых.

В качестве предмета контроля выступают результаты обучения учащихся, которые рассматриваются нами как конечный итог приобретения и изменения в знаниях, умениях, навыках, выраженных в определенных показателях.

В образовательном процессе контроль результатов обучения реализует несколько взаимосвязанных функций: контрольную, обучающую, воспитательную, организаторскую, развивающую, методическую, стимулирующую, диагностическую, прогностическую.

Реализация контроля результатов обучения учащихся опирается на систему принципов, включающую принципы: действенности, систематичности, индивидуальности, дифференцирования, объективности, единства требований, оптимальности.

Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический, периодический, заключительный.

Среди методов контроля выделяют следующие: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы графического контроля, методы практического (лабораторного) контроля, методы программированного контроля (безмашинный, машинный), наблюдение, методы самоконтроля.

Виды контроля: предварительный; текущий; периодический; итоговый и др.

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков: устная проверка; письменная проверка; практическая проверка, программированный опрос; смешанная форма контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура управления и меры государственного регулирования системы профессионального образования.

Система государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан и работников системы образования независимо от уровня образования. Ниже на рисунке 11 приведена общая структура управления системой образования.

Рис.11. Структура управления образованием.

 

 

Управление системой профессионального образования осуществляется на федеральном (Министерство образования и науки Российской Федерации) и региональном  уровнях.

Систему государственного управления регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации  Правительство Российской Федерации сформировало следующую систему органов государственного управления образованием:

  • Министерство образования и науки РФ;
  • Министерства образования субъектов в составе РФ;
  • Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований)
  • На уровне образовательных учреждений, помимо администрации, в управлении могут участвовать попечительские, управляющие и наблюдательные  советы, в которые могут входить (в зависимости от устава образовательного учреждения) представители работодателей, родители, обучающиеся.

 

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений профессионального образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Можно отметить, что вся деятельность системы управления  направлена на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно позволяя каждому гражданину РФ выбирать различные пути получения профессионального образования и повышения квалификации.

Правовой основой в сфере образования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации по вопросам образования, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Далее в курсовой рассмотрим меры государственного регулирования, которые основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, стипендиальное обеспечение, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплате коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения.

В федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" систематизирована поддержка педагогических работников, обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся, предусмотрена синхронизация вводимых изменений с изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации, а также в законы о защите прав ребенка, нормативные правовые документы, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную защиту населения.

Баланс мер по прямой поддержке и косвенному регулированию, включая механизмы конкурсного отбора и адресной поддержки, призван обеспечить приоритеты в развитии российского образования, связанные с качеством и международной конкурентоспособностью, повышением эффективности бюджетного финансирования и инвестирования в зависимости от конечных результатов.

В течение 2013 - 2016 годов в рамках Программы будут приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При разработке указанных нормативных правовых актов их содержание будет основываться в том числе на тех изменениях, которые запланированы в Программе. Будут учитываться требования к формированию государственного задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации.

С учетом структуры профессионального образования будут разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты прикладного бакалавриата, аспирантуры, ординатуры и так далее, внесены необходимые уточнения в утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты. Будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, касающиеся организации образовательного процесса с учетом повышения его качества: об учебной и производственной практиках, производственном обучении обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы; об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие поддержку и поощрение организаций высшего образования: отбор программ развития организаций высшего образования, перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных университетов, национальных исследовательских университетов и так далее.

С целью обеспечения информационной открытости образовательных организаций будут приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления общественности информации об образовательной организации, развития государственно-общественного управления, общественного контроля, системного мониторинга и так далее.

Модернизации образовательного процесса будет способствовать обновление санитарных и строительных норм и правил в соответствии с лучшей международной практикой. Будут разработаны правовые акты, обеспечивающие межведомственное взаимодействие и государственно-частное партнерство в образовании.

Наряду с этим планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, связанные с оплатой труда педагогических и научно-педагогических работников, с внедрением общероссийской системы оценки качества образования и отдельных механизмов внешней оценки качества образования на разных уровнях образования.

В данном разделе курсовой работы была рассмотрена система управления и основные меры государственного регулирования профессионального образования. Планируемые меры правового регулирования в сфере политики профессионального образования  направлены на дальнейшее совершенствование форм и методов управления и поддержки профессионального образования в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе были рассмотрены  основные понятия системы профессионального образования, ее структура. А также контроль и регулирование в системе профессионального образования.

Из курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Профессиональное образование — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:

- дальнейшее усовершенствование  материальной базы профессионального  образования;

- создание центров практик на  предприятии;

- привлечение специалистов предприятия  в организации и постановке  задач профессионального образования;

- формирование так называемого  заказа на специалиста профессионального  образования.

Рассмотрев подробно каждый из уровней системы профессионального образования, можно сделать вывод о том, что для каждого уровня ставятся и свои специфические задачи. В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования – начальное – общеобразовательная подготовка, среднее профессиональное образование - подготовка рабочих и специалистов среднего звена, высшее профессиональное образование – обучение управленческих кадров профессионального образования и послевузовское профессиональное образование.

Информация о работе Формы контроля и регулирование системы профессионального образования