Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 09:21, курсовая работа
В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Кафедра организации перевозок и управления на ВТ
Курсовая работа
По дисциплине «Основы профессиональной подготовки»
На тему: « Формы контроля и регулирование системы
профессионального образования»
Принял:
____________________
Выполнила
студентка группы ОП 5
Москва – 2014 г.
Оглавление
Введение.
В современном мире растет понимание образования как важнейшего фактора экономического роста. Образование становится главной воспроизводительной функцией социальной стороны общества, играет значительную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Система образования на сегодняшний день представляет собой одну из важнейших отраслей жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 8 Закона РФ “Об образовании” система образования представляет собой “совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций’’. На рисунке 1 показаны уровни и виды образования в России.
Рис.1. Виды и уровни образования в России.
Объектом исследования в курсовой работе будет система профессионального образования России, которая включает уровни начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование. В курсовой работе будет рассмотрена подробно каждый уровень системы, а также контроль и регулирование системы профессионального образования.
В данный момент в России существует совокупность уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, что позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные пути получения профессионального образования и повышения квалификации. В данном разделе курсовой работы будут рассмотрены подробно все уровни профессионального образования.
Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Система начального профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.
Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.
Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Система начального профессионального образования призвана:
- удовлетворить потребности
- обеспечить потребности
Обучение в учреждениях НПО осуществляется более чем по 70 профессиям и специальностям. Преобладает доля профессий производственной (из них наибольшее количество профессий машиностроения) и сельскохозяйственной сфер, а также автомобильного транспорта, строительного профиля.
К современным учреждениям начального профессионального образования относятся:
профессиональные училища;
профессиональные лицеи;
технические школы.
Система среднего профессионального образования занимает промежуточное место между системой начального профессионального образования и системой высшего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование в России в настоящее время – это стабильно развивающийся, широко востребованный уровень, звено в системе непрерывного образования.
По данным статистики, в последние годы среднее профессиональное образование занимает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют 22 % населения России (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием — 17 %). В настоящее время отмечается устойчивый конкурс в средние специальные учебные заведения.
Увеличилось разнообразие организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений. Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования включает государственные (федерального подчинения и подчинения субъектов Российской Федерации), муниципальные и негосударственные учебные заведения.
В Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 160, п.8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум и колледж.
Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Колледж— это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и обеспечивающее будущим специалистам повышенный уровень квалификации. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.
Многофункциональность колледжей характеризуется реализацией программ не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.); осуществлением профориентационной, методической, научно-методической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а также производственной деятельности по профилям подготовки специалистов (базовые школы и дошкольные учреждения при педагогических колледжах, детские музыкальные школы и художественные студии при колледжах культуры и искусства, учебные предприятия при технических колледжах).
В настоящее время подготовка специалистов среднего звена осуществляется примерно по 255 специальностям, объединенным в 29 профессиональных групп. Каждая такая группа характеризуется родством профессий, принадлежностью к одной профессии или к близким профессиям.
Высшее профессиональное образование — это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
Основными задачами высшего профессионального образования являются:
- удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
- удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
- развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня .
Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами: университеты, академии и институты. Согласно характеристикам, содержащимся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», все эти учреждения, в первую очередь, выполняют вполне традиционную для высшего образования функцию реализации соответствующих образовательных программ, которая дополняется научными исследованиями.
Высшее образование можно получить в очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах (экстернат – это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией.
Также стоит отметить, что существует три уровня высшего профессионального образования:
- Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.
- Второй уровень высшего профессионального образования завершается присвоением квалификации «бакалавр». Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет. Бакалавриат позволяет человеку не только овладеть системой научных знаний о человеке, обществе, истории и культуре, но и получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. Степень бакалавра уже дает выпускнику возможность занимать должности, для которых требуется высшее образование. Вместе с тем он может продолжить обучение, теперь уже по образовательным программам третьего уровня.
- Третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или «специалист». Квалификацию «магистр» можно получить после освоения образовательной программы бакалавра и не менее чем двухлетней специализированной подготовки, включая практику – научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность выпускника. Квалификация «специалист» присваивается после прохождения обучения по единой пятилетней программе.
1.4. Послевузовское и
дополнительное
Послевузовское профессиональное образование– подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением. Формами подготовки таких кадров являются обучение в очной и заочной аспирантуре, соискательство и как высшая ступень научной работы – докторантура. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» даны определения понятиям: докторант, аспирант, соискатель: «Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук». Перечень направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются диссертационные советы. Они формируются из числа наиболее авторитетных ученых, обеспечивающих высокий уровень требовательности при аттестации кадров и квалификационную оценку качества диссертационных работ.
Информация о работе Формы контроля и регулирование системы профессионального образования