Характеристика голосовых расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности. Еще ученые Древней Греции изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани (Гиппократ, Аристотель, Гален). И даже рассмотрели заболевания и способы лечения голосового аппарата, объяснили причины возникновения звука, анатомию и физиологию функционирования голосоречевых органов, дали физиологические и акустические характеристики фонем (Авиценна, ок. 980-1037г.).
Позднее проблемы нарушения голоса рассматривались с двух позиций: фониатрической (И. Мюллер, Г.Штерн, М. Зееман, Е.Н. Малютный, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев и др.) и музыкальной (Мануэль Гарсия, Е.М. Малинина, М. Ф. Заринская, В.П. Морозов, Л.Б.Дмитриев и др.).

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы изучения голосовых расстройств у детей …..6
1.1.Акустические характеристики голоса детей …………………………6
1.2.Анатомо-физиологические основы голосообразования .……………9
Выводы по Главе I…………………………………………………………….....12
Глава II. Характеристика нарушений голоса и причины их возникновения у детей ………………………………………………………………………….......14
2.1.Характеристика нарушений голоса у детей…....................…...…….14
2.2.Причины голосовых расстройств у детей ..……..…………………..17
Выводы по Главе II…………………………………………………………........21
Заключение…………...…………...…………………………………...……..…..22
Список литературы………………...……………………...……………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Гортань маленького ребенка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы, заложенные в толще голосовых связок еще мало развиты. [8]

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. [3]

Полноценный голос рождается в момент форсированного выхода. Именно выдох дает ту энергию, которая, многократно преобразуясь, достигает слухового анализатора в виде звуковой волны. [6]

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами. Органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. [11]

Неравномерность роста различных частей голосового аппарата приводит к тому, что голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

Отличительными особенностями в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются:

  1. Диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
  2. Неравномерность и скачкообразность в процессе развития;
  3. Наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно;
  4. Неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата.

В соответствии с возрастными периодами меняются анатомические структуры голосового аппарата ребенка, и, следовательно, голос ребенка. [10]

О.С. Орлова выделяет следующие стадии развития голосового аппарата: обычную (интенсивную) или замедленную. Смена этих стадий происходит неоднократно и может быть равномерной и скачкообразной.

Развитие в две стадии: легкие интенсивно развиваются в первые два месяца, а далее до периода полового созревания их рост происходит постепенно. Выраженные изменения в бронхах и трахее отмечаются в течение первого года жизни ребенка.

Изменения в гортани и носоглотке происходят в три стадии. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка интенсивно развиваются в течение первых 6 месяцев жизни, а придаточные пазухи – до 3 лет, носоглотка до 6 лет растет с обычной интенсивностью. Рост носоглотки и придаточных пазух в основном завершается к началу пубертатного периода, все же остальные органы голосообразующего аппарата прекращают рост к периоду окончания полового созревания. Исключение составляет только гортань, продолжающая свой рост. Гортань новорожденных активно растет только первый год, у мальчиков – в первые 3 месяца, затем на 8-9 месяце; у девочек – в течение 1-го и 4-7-го месяцев. Голосовые складки растут в течение всего первого года жизни. У новорожденных и грудных детей голосовые складки незрелые анатомически и физиологически. До 3 лет гортань мальчиков и девочек одинаковой длины, затем начинаются заметный рост голосовых и вестибулярных складок и расширение надгортанника. После 3 лет гортань мальчиков длиннее гортани девочек. До 7 лет глубина превышает ширину, затем ширина начинает превышать глубину. У детей раннего возраста она воронкообразная. С возрастом отмечается переход к цилиндрической форме. Трахея является продолжением гортани, поэтому у ребенка она также занимает более высокое положение. Длина трахеи увеличивается постепенно. Особенно интенсивно трахея растет в первые 6 месяцев. Бронхи у детей имеют более узкий просвет, причем левый бронх длиннее правого. [10]

 

 

Выводы по Главе I.

 

  1. Процесс формирования голоса проходит несколько стадий: пренатальная (до момента рождения), младенчество (от рождения до 2 лет), ранний детский возраст (от 2 до 5 лет), средний детский возраст (от 5 до 9 лет), позднее детство (от 9 до начала пубертатного периода), ранний взрослый период (пубертат, обычно от 12 до 15 лет), средний взрослый период (от 15 до 18 лет), окончательное взросление (от 19 лет до 21 года).
  2. Большинство авторов выделяют такие акустические характеристики голоса, как высота, сила, тембр, диапазон. Однако, некоторые также учитывают такие параметры, как громкость и интенсивность (отделяя их от понятия «сила»), резонатор, энергия звука, слышимость, длительность фонации.
  3. Голосовой аппарат не имеет собственной системы органов, то есть органов, специально и исключительно предназначенных для продуцирования голоса. В механизме голосообразования принимает комплексное участие весь дыхательный аппарат, начиная от легких и кончая носом.
  4. Непосредственным источником звука является гортань. Полноценный голос рождается в момент форсированного выхода. Главное участие в голосообразовании принимает центральная нервная система, отдающая приказы органам, которые являются техническими исполнителями.
  5. Неравномерность роста различных частей голосового аппарата приводит к тому, что голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика нарушений голоса у детей и их причины.

 

 

2.1.Характеристика нарушений голоса у детей.

 

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. [3]

В настоящее время нет единой классификации расстройств голоса, но наиболее часто их группируют в зависимости от степени выраженности: афония, дисфония, фонастения.[9]

Под афонией понимается полное отсутствие голоса, дисфония – расстройство голоса, связанное с наличием различных добавочных призвуков.

Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

  1. Различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;
  2. Гипер- и гипоназальность;
  3. Изменение интенсивности звучания (слишком тихий или слишком громкий голос);
  4. Расстройство высоты звучания;
  5. Изменение просодики, связанное с нарушениями ударения, темпа, мелодики.

Чаще всего встречаются сочетание или комбинация нескольких признаков, которые выявляются при дизартрии, ринолалии, заикании.

Гипотонусная дисфония обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок. Гипертонусная дисфония вызвана повышением мышечного тонуса голосовых складок. Смешанная дисфония( гипо-гипертонусная) характеризуется пониженным тонусом голосовых и повышенной активностью вестибулярных складок. [10]

Термин фонастения употребляется для определения расстройств голоса у лиц, использующих его профессионально.

Flatau (1906) под фонастенией понимал потерю или ослабление голосовой функции, при которых в гортани отсутствуют механические повреждения.

Эрбштейн (1911) уточняя этот термин, рассматривал фонастению как заболевание голоса, при котором изменения могут быть только слышимы, но не видимы, то есть при оценке голоса пациента трудно объяснить измененное качество звучания и его жалобы.

С.М. Бурак, (1936), И.И. Левидов (1939) считали, что фонастения объединяет различные функциональные нарушения голоса. Эту же точку зрения разделяли В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов (1970), Ю.С. Василенко. [Цит. 9]

Е.В. Лаврова и др. считают, что наиболее заметным признаком нарушения голоса является изменение акустических свойств голоса и разделяет их по степени выраженности на дисфонии и афонии. Нарушения голоса могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая речевых расстройств других видов – дизартрии, ринолалии, заикания. [6]

По мнению Д.К. Вильсона, для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к характерным признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не».

О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечисленных ниже изменений:

  1. нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием;
  2. гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса;
  3. слишком тихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения;
  4. слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона;
  5. неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неверными ударениями и интонацией.

Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. [2]

По характеру нарушения голосовые расстройства делятся на функциональные и органические.

Под функциональными понимаются расстройства, носящие временный преходящий характер.

Органические связаны с изменениями структуры органа или тканей. Многие авторы считают, что это деление условно, так как функциональные нарушения переходят в органические, и наоборот. [1; 2; 9]

Алмазова Е.С. отмечает, что первоначальным симптомом органического нарушения может быть лишь частичное расстройство функции гортани и легкая хрипота; с другой стороны, длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса. [1]

Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма, формирования личности ребенка, его речевой функции. Исключение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, связанные с врожденным дефектом мягкого нёба (ринолалия), дисфония при врожденной глухоте.

Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются ребенком или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, ринолалия, нарушения речи при снижении слуха). [6;12]

 

 

 2.2 Причины голосовых расстройств у детей.

 

 Е.В. Лаврова отмечает, дисфония и афония у девочек встречаются одинаково часто, в то время как у мальчиков преобладает дисфония. Среди причин развития таких нарушений у детей большинство исследователей называют перенапряжение голоса, воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и психотравмирующие факторы.

Наиболее распространенным заболеванием является дисфония, обнаруживающая себя хронической охриплостью и нарушениями резонанса (чаще — гиперназальностью). Частота выявления дисфоний находится в определенной зависимости от возраста детей. Максимальное число нарушений отмечается в возрастной группе от 5 до 8 лет; по данным Ю. С. Василенко, нарушения голоса в дошкольном возрасте свойственны 23% обследованных. Объясняется это недостаточной зрелостью мышечных и нервных элементов гортани, неправильной фонацией, а также голосовыми злоупотреблениями. [6]

О.С. Орлова разделяет основные причины, вызывающие нарушения голоса у детей на:

  • Биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);
  • Бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия);
  • Психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные; психоэмоциональные и характерологические особенности личности).

Первостепенное значение имеют биологические и психологические факторы. Органические нарушения голоса чаще всего связаны с биологическими факторами, функциональные – обусловлены в основном психологическими. Нередко наблюдается сочетание двух и более факторов в этиопатогенезе нарушений голоса у детей.

Е. Седлачкова (1963) указывает, что причиной расстройств голоса у детей может служить недостаточное развитие или отсутствие музыкального слуха. Большое влияние оказывают экологические и социальные факторы.

По данным Грожан (1978), около 50% детей в шумных городах страдают дисфонией.

А.С. Зуев (1996) также отмечает, что причиной голосовых расстройств могут быть экологические факторы. [ Цит. 10]

Д.К. Вильсон выделяет четыре категории причин нарушения голоса у детей: органические изменения; органические изменения, вызванные перенапряжением голоса; функциональные; факторы, способствующие развитию нарушений голоса.

Moore считает, что причины нарушений голоса можно представить в виде непрерывного ряда, на одном конце которого находятся органические изменения, а на другом — функциональные. На органическом конце этого ряда находится врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, рта и носа. На функциональном — нарушения голоса, связанные с эмоциональными факторами или отрицательным  воздействием  внешних  факторов.   Этот  непрерывный ряд представляет собой дорогу с двусторонним движением, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам,  а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать   органические   изменения. [ Цит. 2]

Одной из главных причин нарушений голоса Д.К. Вильсон видит его перенапряжение. «Неправильное использование гортанного механизма может вызвать повреждение самих голосовых складок и нарушить координированную работу мышц гортани.» [2]

Как отмечает Zerfii (1939), прямой причиной некоторых нарушений голоса является неспособность прекращать работу наружной мускулатуры и глотательных мышц во время процесса голосообразования. [ Цит.2]

Перенапряжение голоса может вызвать гипер- или гипо-функциональные нарушения. Brodnitz (1971) считает, что многие нарушения голоса начинаются с чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата. Это явление Froeschels (1943) назвал гиперфункцией. При длительной гиперфункции мышцы истощаются и теряют необходимый тонус.(Aronson, Peterson, Litin, Froeschels, 1964). Froeschels назвал это состояние гипофункцией. Von Leden (1958) также установил, что постоянное перенапряжение голоса может вызвать слабость мышц гортани. [ Цит. 2]

Информация о работе Характеристика голосовых расстройств у детей