Характеристика голосовых расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности. Еще ученые Древней Греции изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани (Гиппократ, Аристотель, Гален). И даже рассмотрели заболевания и способы лечения голосового аппарата, объяснили причины возникновения звука, анатомию и физиологию функционирования голосоречевых органов, дали физиологические и акустические характеристики фонем (Авиценна, ок. 980-1037г.).
Позднее проблемы нарушения голоса рассматривались с двух позиций: фониатрической (И. Мюллер, Г.Штерн, М. Зееман, Е.Н. Малютный, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев и др.) и музыкальной (Мануэль Гарсия, Е.М. Малинина, М. Ф. Заринская, В.П. Морозов, Л.Б.Дмитриев и др.).

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы изучения голосовых расстройств у детей …..6
1.1.Акустические характеристики голоса детей …………………………6
1.2.Анатомо-физиологические основы голосообразования .……………9
Выводы по Главе I…………………………………………………………….....12
Глава II. Характеристика нарушений голоса и причины их возникновения у детей ………………………………………………………………………….......14
2.1.Характеристика нарушений голоса у детей…....................…...…….14
2.2.Причины голосовых расстройств у детей ..……..…………………..17
Выводы по Главе II…………………………………………………………........21
Заключение…………...…………...…………………………………...……..…..22
Список литературы………………...……………………...……………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. West и Ausberry (1968) установили, что при правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Д.К. Вильсон считает, что если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков. Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса (Orton,  1951; Perkins,  1957;    D. К. Wilson,    1961,  1962). [ Цит. 2]

Как отмечает Timske et al. (1959), нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком. При изучении снятых на кинопленку движений гортани выявлены значительные изменения в гортани даже во время слабого смеха и откашливания. [ Цит.2]

Д.К. Вильсон указывает 4 группы причин функциональных нарушений голоса у детей: патологическая мутация; психологические факторы; подражание; неправильное заучивание. При многих функциональных нарушениях удается обнаружить структурные изменения, которые прямо или косвенно влияют на нормальную функцию голоса. [2]

По мнению Curtis (1967), психологические факторы могут быть причиной многих функциональных нарушений голоса, особенно изменений гибкости, качества, высоты тона и громкости.[ Цит.2]

Pronovost, Kingman, (1959) отмечают, что психологические факторы могут вызвать такие нарушения голоса, как охриплость, резкость, придыхание, гиперназальность, изменение громкости, афония.

Murphy (1964) считает, что формирующийся у ребенка голос зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым и с кого берет пример в процессе овладения речью, качество голоса во многом зависит от степени удовольствия, которое ребенок получал от голосовой игры в раннем возрасте.

Pronovost, Kingman (1959) отмечали, что нарушение голоса у ребенка может возникнуть в результате подражания окружающим его людям с нарушениями голоса.

Eisenson и Ogilvie (1977) также считали, что одной из причин возникновения нарушений голоса у детей является подражание плохим примерам. [ Цит.2]

Неправильные привычки также пагубно действуют на голос. Murphy (1964) привел пример неправильной привычки, когда ребенок плохослышащих родителей был вынужден повышать громкость и высоту голоса, что привело к стойкому нарушению качества голоса. Eisenson, Ogilvie (1977) к числу неправильных привычек отнесли несоответствующую высоту основного тона, нарушение резонанса и неправильное дыхание. Эти авторы установили, что некоторые дети поддаются давлению, вынуждающему их говорить в трудной для них манере, например, с несоответствующей высотой основного тона и такими качествами голоса, которые ребенку кажутся весьма импозантными. [ Цит.2]

 

 

Выводы по Главе II

 

  1. Нарушения голоса определяются как отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
  2. Патология голоса у детей обычно представляется в двух формах – афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении). Большинство исследователей подразделяют все нарушения на центральные и периферические, каждое из которых может быть в свою очередь органическим и функциональным. 
  3. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

 

 

 

Заключение

 

Данная курсовая работа посвящена теме «Характеристика голосовых расстройств у детей».

В первой главе представлены данные научной литературы об акустических свойствах голоса, к числу которых отнесены высота, сила, тембр, диапазон, а также энергия звука, слышимость, длительность. Описаны качества детского голоса. Представлены анатомо-физиологические основы голосообразования, включающие в себя комплексное участие органов всего дыхательного аппарата, а также центральной нервной системы. Отмечены отличительные особенности в строении и формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка и стадии его развития.

Во второй главе предложена характеристика нарушений голоса,  сгруппированных по степени выраженности, - афония, дисфония, фонастения, являющиеся самостоятельным заболеванием. Изложены функциональные и органические расстройства голоса, разграниченные по характеру нарушения. Также описаны причины голосовых расстройств у детей, которые делятся на биологические, бытовые и психологические.

Большинство исследователей выделяют такие причины, как  перенапряжение голоса, воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, психотравмирующие факторы, а также подражание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 196с.
  2. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
  3. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М. : Музыка, 2007. – 675с.
  5. Кузнецова М. Речи медовые. //Здоровье детей №6(376), Издательский дом «Первое Сентября», 2009.
  6. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 128с.
  7. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.: Наука 1967.
  8. Правдина, О.В. Логопедия : учеб. пособие для дефектологич. фак. пед. вузов / О.В. Правдина. - М. : Просвещение, 1969. - 302 с.
  9. Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие – М.: АСТ: Астель, 2008. – 220 с.
  10. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. Пособие. – М.: АСТ: Астель: Транзиткнига, 2005. – 125с.
  11. Светов М. Звучание вашего голоса. http://www.global-project.ru/svetov/voice/index.html
  12. Таптапова С.Л./ Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 с.

 

 

 


Информация о работе Характеристика голосовых расстройств у детей