Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:46, курсовая работа
В современных условиях построения независимого украинского государства и перехода экономики с господством государственной собственности к экономике рыночного предпринимательства, все большего внимания требуют вопросы экономической и трудовой подготовленности молодежи к жизни в обществе. Большое значение приобретают такие качества личности как организованность, ответственность, инициатива, предприимчивость, бережливость, экономность, самостоятельность, порядочность и коммуникабельность. Истоки этой подготовки лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.…….….7
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в педагогических исследованиях …………………………………………………………………….7
1.2. Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых……………………………………………..13
1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей 6 –го года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения……………………………19
Выводы по I главе ………………………………………………………22
Глава II. Исследование представлений детей 6 года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения …………………………………………………….23
2.1. Методика проведения исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………..……………...23
Выводы по II главе …………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………..……………28
Список используемых источников……………………………………..31
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность взрослых и детей.
Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Рассмотрим, в какой мере возможна организация труда взрослых при участии детей.
Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т. д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т. п.).
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
Первый путь широко практикуется в детском саду - это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку, участка, ремонт мебели и игрушек и т. п. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Иными словами, по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.
Под совместной работой О.Артамонова, С.Козлова [26;№10;38]. подразумевают такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка приготовление пищи и т. п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.
Рассмотрим особенности показа труда взрослых детям дошкольного возраста. Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Ее труд в очень значительной своей части систематически протекает на глазах у детей. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера еще недостаточно. Если няня делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковра пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей.
Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей.
Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего в среднего дошкольного возраста. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами, труда работников детского сада и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей.
Таким образом, формирование у детей знаний про труд взрослых имеет большое значение как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для формирования общественно значимых мотивов труда, правильного отношения к нему.
Вместе с тем, существующие в этом направлении отечественные теоретические и практические психолого-педагогические разработки нуждаются в качественной корректировке.
1.2. Задачи ознакомления детей шестого года жизни с трудом взрослых
Традиционно задачи ознакомления детей с трудом взрослых наиболее подробно рассматривались в двух разделах программы воспитания и обучения: «Трудовое воспитание» и «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Мы проанализировали содержание программ развития детей дошкольного возраста «Дитина» [ 16]. и «Я у Світі» [ 2]. . Нам было важно выявить следующее: в каких разделах программы представлены задачи по ознакомлению с трудом взрослых; с какими профессиями рекомендуется знакомить детей; на какие профессиональные действия обратить их внимание.
Программа «Дитина» содержит задачи воспитания для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Задачи ознакомления детей пятого года жизни с трудом взрослых представлены в разделе программы «Мова рідна, слово рідне», в подразделах: «Рідний дім (квартира)», «Ми подорожуємо», «Слово до слова – зложиться мова». Рассмотрим содержание этих задач.
«Рідний дім (квартира)». Предмети домашнього побуту та вжитку, людське житло, його влаштування. Навчати розпізнавати їх, називати, знати призначення, вміти користуватися. Діти мають впізнавати свій дім, квартиру, в якій живуть, знати свої речі й речі мами, тата, брата, сестри; пізнавати батьків на фотографіях; знати яку роботу вдома роблять тато і мама, як усі відпочивають. Розширювати знання про інтер’єр хати, мистецтво вишивання, різьблення, гончарство, інші ремесла.
«Ми подорожуємо». Пояснити, що способом і видом пересування транспорт буває: наземний, повітряний, водний; за призначенням – вантажний, пасажирський тощо. Керують машинами водії, машиністи, пілоти.
«Слово до слова – зложиться мова». Поповнювати запас іменників, що означають назви людей, за професією ( лікар, кухар, шофер, вихователь, няня).
Задачи ознакомления с трудом взрослых переплетаются с другими задачами воспитания и обучения детей. Например:
1. Рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической модели.
Обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии; владеть соответствующим словарем, отвечать на вопросы: «Как ты узнал, что это няня (повар, продавец и т. д.?»
2. Включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавать в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражать характер взаимоотношений людей.
3. Переносить знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность.
4. Формировать правильное отношение к труду взрослых. Интересоваться миром взрослых и их трудом, испытывать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему, желание научиться выполнять простейшие трудовые процессы, чтобы действенно помочь взрослым в повседневном труде. Бережно относиться к результатам труда; научиться понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.
В базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі» не выделены задачи воспитания детей пятого года жизни. Таким образом, воспитатель определяет задачи для детей средней группы, выбирая задачи из программы для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Рассмотрим, как распределены по основным линиям развития задачи ознакомления детей с трудом взрослых.
В линии развития «Мовленнєвий розвиток» (сфера життєдіяльності «Люди») сформулированы следующие задачи: «вживає слова , які містять інформацію про сфери діяльності (окремі професії, специфічні для них дії, спеціальний одяг та знаряддя праці)». В сфере жизнедеятельности «Я Сам»: «вживає в спілкуванні слова, якими позначає власне внутрішнє життя, свої наміри (коли я виросту, буду… )». В сфере жизнедеятельности «Культура», (форма активності соціальна-моральна): володіє елементарною культурою користування продуктами праці інших; усвідомлює елементарні вимоги до людини як трудівника; знає, що працелюбність –позитивна моральна якість. Показатели компетентности ребенка также распределены по сферам и формам активности. Например, в сфере жизнедеятельности «Природа» (форма активності фізична): «разом з дорослим доглядає за рослинами та тваринами; знає, як люди піклуються про свійських тварин».
Из анализа программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание.
Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в програмне “ Дитина в дошкільні роки “ [17;с.130-131]. Приводим показатели компетенции ребенка старшего дошкольного возраста:
Ребенок знает:
-о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.);
-о личных потребностях самого ребенка, окружающих людей, растений, животных, птиц; про основные ресурсы и их ограниченность;
-почему человек не может иметь все, что желает;
-почему необходимо делать выбор;
-для чего людям нужны деньги;
-что значит дорого или дешево;
-о бюджете семьи (доход и расходы);
-о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе и дома;
-почему нужны все виды труда;
-почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
-о правилах культуры поведения.
Умеет:
-выделять первоочередные потребности своей семьи;
-пояснять причину существования ограниченности;
-делать выбор;
-сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
-выбирать товары в соответствующем магазине;
-ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
-определять предметы и средства труда;
-объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
Понимает:
-что человек должен постоянно работать ( на работе и дома);
-что человек не может иметь все, что хочет;
-что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
-что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
-что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.
Ориентируясь на современные подходы к проблеме экономического образования, нами была определена последовательность формирования экономических представлений детей старшего дошкольного возраста: о первоочередных экономических потребностях; о видах ресурсов и их ограниченности; о проблеме выбора; о товаре и деньгах; о правилах рационального питания и культуре поведения, о необходимости труда в жизни каждого человека [2 ].
Таким образом, все представления ребенка о труде взрослых можно условно представить в виде следующих групп:
1. Представления дошкольников о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении: сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья, приготовление пищи и т. д.