Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях работников дошкольного учебного заведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях построения независимого украинского государства и перехода экономики с господством государственной собственности к экономике рыночного предпринимательства, все большего внимания требуют вопросы экономической и трудовой подготовленности молодежи к жизни в обществе. Большое значение приобретают такие качества личности как организованность, ответственность, инициатива, предприимчивость, бережливость, экономность, самостоятельность, порядочность и коммуникабельность. Истоки этой подготовки лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.…….….7
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в педагогических исследованиях …………………………………………………………………….7
1.2. Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых……………………………………………..13
1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей 6 –го года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения……………………………19
Выводы по I главе ………………………………………………………22
Глава II. Исследование представлений детей 6 года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения …………………………………………………….23
2.1. Методика проведения исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………..……………...23
Выводы по II главе …………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………..……………28
Список используемых источников……………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Первая глава КР.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

2. Представления дошкольников о труде взрослых в ближайшем окружении (продавец, шофер, врач  и т.д.).

3. Представления о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).

4. Представления о предметах бытовой техники, широко используемые дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); Понимание значимости их использования для ускорения, получения результата, улучшения eго качества, облегчения труда человека. (Например: овощерезка быстро нарезает овощи ровными, красивыми кусочками; ее используют, когда нужно нарезать много овощей).

5. Целостное представление о процессе труда. Иными словами,  воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты, направленность на получение результата.

Представление о труде взрослых  дошкольников старшей группы усложняется в следующем.

1. Представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной местности.

2. Представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, фермер, врач, художник, артист, менеджер, рекламный агент и пр.)

3. Понимать структуру конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).

4.  Иметь отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).

5. Иметь обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея).

6. Понимать, что  деньги  являются  измерителем ценности товара или услуги. Иметь представления о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах.

7. Иметь общее представление о том где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда.

8. Пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства словами профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама и др.

В данном  параграфе мы рассмотрели задачи ознакомления детей  шестого года жизни с трудом взрослых. Эти задачи имеют ряд сложностей и для их осуществления требуется от взрослого не мало усилий и времени. Однако, постоянное участие детей в разных видах трудовой деятельности формирует умение и привычку работать регулярно, воспитывает организованность, самостоятельность, привычку к трудовому усилию, волевые качества личности. Анализ программ развития и обучения детей «Дитини», «Я у Світі» позволил выделить задачи и, соответственно определить  содержание представлений детей о труде взрослых.  

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей шестого года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения

Для изучения представлений детей о профессиях работников дошкольного заведения мы выделили критерии и уровневые показатели.

В соответствии с определением, сформулированном в энциклопедии, под показателем мы понимаем «данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего – либо» [43;51стр)].

В соответствии с предметом исследования показателями являются:

- умение называть профессии работников дошкольного учебного заведения;

- умения называть профессиональные действия и инструменты;

-умение объяснить значимость труда работника данной профессии для детей дошкольного заведения.

Под критерием мы понимаем «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [43;324].

Под уровнем мы понимаем «желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня  проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека» [ 43; 337]. Также понятие «уровень» понимается  нами  как степень величины, развития, значимости чего нибудь. [ 51]

В соответствии с требованиями программы «Я у Свiтi»,  мы разработали следующую критериальную характеристку  (Табл. 2.1.)       

 

 

 

 

 

 

                                                              

Таблица 1.1.

Критериальная характеристика  уровней представлений детей о профессиях работников дошкольного учебного заведения

 

Критерии

Высокий уровень

 

Достаточный  уровень

 

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

«Назови профессию»

 

«Назови предметы-помощники»

 

«Кто что делает?»

 

«Подбери слово».

Имеет отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности Имеет представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Повседнев­ное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добро­совестности, честности.

 

Ярко выражен интерес к познанию трудовой де­ятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство лич­ностных и деловых качеств. Повседнев­ное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добро­совестности, честности.

 

Ребенок имеет представление о значимости раз­ных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.

 

Нечеткое представление о трудовом процессе. Ре­бенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в рас­крытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточно; не может объяс­нить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.

 

 

Таким образом, мы определили уровневые показатели к каждому критерию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ: мы проанализировали методическую литературу разных периодов и пришли к выводу, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного учебного заведения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников  стал предметом пристального изучения. Педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

Мы раскрыли основные пути ознакомления с трудом взрослых  организованная учебная деятельность, целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ О ПРОФЕССИЯХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

2.1. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента

Экспериментальное исследование включало несколько этапов:

Выбор методики, базы исследования и проведение констатирующего этапа эксперимента. Сроки проведения: октябрь 2011 г.

Экспериментальная база изучения дошкольное учебное заведение №34/2 г. Феодосии АРК. Всего в экспериментальной работе было задействовано 33 дошкольника старшей группы.

Изучение и анализ педагогических и методических источников привели к необходимости самостоятельной разработки экспресс диагностики знаний старших дошкольников с трудом взрослых подобран диагностический комплекс обследования по теме «Что такое профессия?».

Диагностическое задание N1 «Назови профессию работников детского сада»
Цель: выявление уровня знаний названий профессий.
Оборудование: 5 картинок людей разной профессии врач, медсестра, почтальон, воспитатель, повар.

Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Найди что лишнее», «Посмотри внимательно и назови профессию этого человека». Затем показывает картинку с изображением врача, медсестры, воспитателя, повара и также просит назвать профессию.

«Какие профессии работников детского сада ты еще знаешь?»


Диагностическое задание N2 «Назови предметы-помощники»
Цель: выявление уровня знаний названий орудий труда.
Оборудование:  картинки людей разной профессии врач, заведующая, завхоз, дворник, кастелянша, няня, повар, медсестра, воспитатель, рабочий по ремонту зданий, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Подумай и назови 5 предметов-помощников, которые потребуются врачу в его работе». Затем показывает картинку с изображением  заведующей, завхозом, дворником, кастеляншей, няней, поваром, медсестрой, воспитателем, рабочим по ремонту зданий, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре также просит назвать 5 предметов-помощников.

Диагностическое задание N3 «Кто что делает?»
Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных действий.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и назови 5 слов-действий, которые выполняет врач» и т.д.


Диагностическое задание N4 «Подбери слово».
Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных качеств.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и скажи, каким должен быть врач? ( заведующая, завхоз, дворник, кастелянша, няня, повар, медсестра, воспитатель, рабочий по ремонту зданий, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре)».

 

 

 

 

 

 

В результате экспресс диагностики определили следующие показатели знаний детей с профессиями работников дошкольного учебного заведения

 

Таблица 2.1.

Высокий уровень

 

Достаточный  уровень

 

Средний уровень

 

Низкий уровень

 

Денис Г.

Андрей Д.

Дарина И.

Арина К.

Вика Т.

Валерия Ш.

Анфиса Г.

Марк Г.

Дима Е.

Карина М.

Кирилл М.

Дима К.

Арсений Л.

Юстин О.

Алексей Т.

Дима Ф.

Александр А.

Дима Г.

Аня Г.

Данил Е.

Кристина М. Андрей З.

Артем К

Илья К.

Кирилл К.

Сергей Н.

Ксения П.

Руслан Т.

Катя У.

Арианда А.

Валерия  К.     

Миша     П. 

 

    Диагностика, проведенная с детьми, позволила выявить осознание значимости трудовой деятельности взрослых людей, уровень представлений о труде как социальном явлении, о трудовых навыках, необходимых людям той или иной профессии, предметах-помощниках и т.п. Проведенное обследование показало, что только 6 детей имеют представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Десять детей показали высокие результаты: они имеют ярко выражен интерес к познанию трудовой де­ятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство лич­ностных и деловых качеств. Повседнев­ное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добро­совестности, честности.

Тринадцать детей имеют представление о значимости раз­ных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.

Остальные дети (3 детей) знают названия только некоторых отдельных профессий. Они  затруднялись в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Дети не могли объяснить, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.

Рис.2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе II

После констатирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод, что в детском саду планируется и ведется работа по ознакомлению детей с профессиями взрослых. Определение данных уровней у детей группы поможет педагогу совершенствовать как руководство игровой деятельностью, так и педагогический процесс в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Информация о работе Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях работников дошкольного учебного заведения