Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:46, курсовая работа
В современных условиях построения независимого украинского государства и перехода экономики с господством государственной собственности к экономике рыночного предпринимательства, все большего внимания требуют вопросы экономической и трудовой подготовленности молодежи к жизни в обществе. Большое значение приобретают такие качества личности как организованность, ответственность, инициатива, предприимчивость, бережливость, экономность, самостоятельность, порядочность и коммуникабельность. Истоки этой подготовки лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.…….….7
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в педагогических исследованиях …………………………………………………………………….7
1.2. Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых……………………………………………..13
1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей 6 –го года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения……………………………19
Выводы по I главе ………………………………………………………22
Глава II. Исследование представлений детей 6 года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения …………………………………………………….23
2.1. Методика проведения исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………..……………...23
Выводы по II главе …………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………..……………28
Список используемых источников……………………………………..31
2. Представления дошкольников о труде взрослых в ближайшем окружении (продавец, шофер, врач и т.д.).
3. Представления о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).
4. Представления о предметах бытовой техники, широко используемые дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); Понимание значимости их использования для ускорения, получения результата, улучшения eго качества, облегчения труда человека. (Например: овощерезка быстро нарезает овощи ровными, красивыми кусочками; ее используют, когда нужно нарезать много овощей).
5. Целостное представление о процессе труда. Иными словами, воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты, направленность на получение результата.
Представление о труде взрослых дошкольников старшей группы усложняется в следующем.
1. Представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной местности.
2. Представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, фермер, врач, художник, артист, менеджер, рекламный агент и пр.)
3. Понимать структуру конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).
4. Иметь отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).
5. Иметь обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея).
6. Понимать, что деньги являются измерителем ценности товара или услуги. Иметь представления о рекламе как способе распространения информации о товарах и услугах.
7. Иметь общее представление о том где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда.
8. Пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства словами профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама и др.
В данном параграфе мы рассмотрели задачи ознакомления детей шестого года жизни с трудом взрослых. Эти задачи имеют ряд сложностей и для их осуществления требуется от взрослого не мало усилий и времени. Однако, постоянное участие детей в разных видах трудовой деятельности формирует умение и привычку работать регулярно, воспитывает организованность, самостоятельность, привычку к трудовому усилию, волевые качества личности. Анализ программ развития и обучения детей «Дитини», «Я у Світі» позволил выделить задачи и, соответственно определить содержание представлений детей о труде взрослых.
1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей шестого года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения
Для изучения представлений детей о профессиях работников дошкольного заведения мы выделили критерии и уровневые показатели.
В соответствии с определением, сформулированном в энциклопедии, под показателем мы понимаем «данные, по которым можно судить о развитии свойств и качеств чего – либо» [43;51стр)].
В соответствии с предметом исследования показателями являются:
- умение называть профессии работников дошкольного учебного заведения;
- умения называть профессиональные действия и инструменты;
-умение объяснить значимость труда работника данной профессии для детей дошкольного заведения.
Под критерием мы понимаем «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [43;324].
Под уровнем мы понимаем «желаемый уровень достижений личности, связанный с её самооценкой; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека» [ 43; 337]. Также понятие «уровень» понимается нами как степень величины, развития, значимости чего нибудь. [ 51]
В соответствии с требованиями программы «Я у Свiтi», мы разработали следующую критериальную характеристку (Табл. 2.1.)
Таблица 1.1.
Критериальная характеристика уровней представлений детей о профессиях работников дошкольного учебного заведения
Критерии | Высокий уровень
| Достаточный уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
«Назови профессию»
«Назови предметы-помощники»
«Кто что делает?»
«Подбери слово». | Имеет отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности Имеет представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.
| Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство личностных и деловых качеств. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.
| Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.
| Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
|
Таким образом, мы определили уровневые показатели к каждому критерию.
ВЫВОДЫ К I ГЛАВЕ: мы проанализировали методическую литературу разных периодов и пришли к выводу, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного учебного заведения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников стал предметом пристального изучения. Педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.
Мы раскрыли основные пути ознакомления с трудом взрослых организованная учебная деятельность, целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ О ПРОФЕССИЯХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
2.1. Методика проведения и результаты констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование включало несколько этапов:
Выбор методики, базы исследования и проведение констатирующего этапа эксперимента. Сроки проведения: октябрь 2011 г.
Экспериментальная база изучения дошкольное учебное заведение №34/2 г. Феодосии АРК. Всего в экспериментальной работе было задействовано 33 дошкольника старшей группы.
Изучение и анализ педагогических и методических источников привели к необходимости самостоятельной разработки экспресс диагностики знаний старших дошкольников с трудом взрослых подобран диагностический комплекс обследования по теме «Что такое профессия?».
Диагностическое задание N1 «Назови профессию работников детского сада»
Цель: выявление уровня знаний названий профессий.
Оборудование: 5 картинок людей разной профессии врач, медсестра, почтальон, воспитатель, повар.
Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Найди что лишнее», «Посмотри внимательно и назови профессию этого человека». Затем показывает картинку с изображением врача, медсестры, воспитателя, повара и также просит назвать профессию.
«Какие профессии работников детского сада ты еще знаешь?»
Диагностическое задание N2 «Назови предметы-помощники»
Цель: выявление уровня знаний названий орудий труда.
Оборудование: картинки людей разной профессии врач, заведующая, завхоз, дворник, кастелянша, няня, повар, медсестра, воспитатель, рабочий по ремонту зданий, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
Инструкция: Педагог показывает ребенку картинку с изображением врача: «Подумай и назови 5 предметов-помощников, которые потребуются врачу в его работе». Затем показывает картинку с изображением заведующей, завхозом, дворником, кастеляншей, няней, поваром, медсестрой, воспитателем, рабочим по ремонту зданий, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре также просит назвать 5 предметов-помощников.
Диагностическое задание N3 «Кто что делает?»
Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных действий.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и назови 5 слов-действий, которые выполняет врач» и т.д.
Диагностическое задание N4 «Подбери слово».
Цель: выявление уровня знаний и названий профессиональных качеств.
Инструкция: Педагог обращается к ребенку: «Подумай и скажи, каким должен быть врач? ( заведующая, завхоз, дворник, кастелянша, няня, повар, медсестра, воспитатель, рабочий по ремонту зданий, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре)».
В результате экспресс диагностики определили следующие показатели знаний детей с профессиями работников дошкольного учебного заведения
Таблица 2.1.
Высокий уровень
| Достаточный уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
Денис Г. Андрей Д. Дарина И. Арина К. Вика Т. Валерия Ш. | Анфиса Г. Марк Г. Дима Е. Карина М. Кирилл М. Дима К. Арсений Л. Юстин О. Алексей Т. Дима Ф. | Александр А. Дима Г. Аня Г. Данил Е. Кристина М. Андрей З. Артем К Илья К. Кирилл К. Сергей Н. Ксения П. Руслан Т. Катя У. | Арианда А. Валерия К. Миша П. |
Диагностика, проведенная с детьми, позволила выявить осознание значимости трудовой деятельности взрослых людей, уровень представлений о труде как социальном явлении, о трудовых навыках, необходимых людям той или иной профессии, предметах-помощниках и т.п. Проведенное обследование показало, что только 6 детей имеют представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Десять детей показали высокие результаты: они имеют ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство личностных и деловых качеств. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.
Тринадцать детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.
Остальные дети (3 детей) знают названия только некоторых отдельных профессий. Они затруднялись в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Дети не могли объяснить, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое.
Рис.2.1.
Выводы по главе II
После констатирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод, что в детском саду планируется и ведется работа по ознакомлению детей с профессиями взрослых. Определение данных уровней у детей группы поможет педагогу совершенствовать как руководство игровой деятельностью, так и педагогический процесс в целом.
Заключение
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.