Характеристика словесно – логического мышления у детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Детям с ОНР свойственно нарушение произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного, снижение мнестической функции, особенно словесного опосредствованного запоминания, отставание в развитии воображения, пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления детей, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции.

Вложенные файлы: 1 файл

Словесно.docx

— 21.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по логопсихологии

«Характеристика словесно – логического мышления у

детей с общим недоразвитием речи»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Никитина Л.В.

студентка 5 курса

специальность: Логопедия

Проверил: Чиркова Э.Б.

 

Словесно-логическое мышление

Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-нибудь задачу.

Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное (практическое) мышление - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление - база для формирования словесно - логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление - вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.

Мышление человека включает признаки всех трех видов: предметно-действенного, наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышления при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий. Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности. У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально - логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.

Особенности словесно-логического мышления у детей с онр

Многолетние исследования речевой и интеллектуальной деятельности детей логопедических групп с онр выявили :

•недостаточность понимания проблемных ситуаций на занятиях вследствие недоразвития слухового (вербального) восприятия и внимания, поверхностного анализа начальных данных, неумения выделить главные и второстепенные условия, обобщить их и синтезировать информацию,

•нарушение последовательности деятельности на основе трудностей определения и формулирования логической последовательности операций, нарушения понимания закономерностей и взаимоотношений, выраженных с помощью логико-грамматических конструкций, недостаточности слухоречевой памяти,

•незавершенность деятельности в результате снижения познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой активности, а также функций самоконтроля.

Детям с ОНР свойственно нарушение произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного, снижение мнестической функции, особенно словесного опосредствованного запоминания, отставание в развитии воображения, пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления детей, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции.

У школьников с общим недоразвитием речи своеобразно состояние словесно – логического мышления. Нарушения в виде недостаточности его гибкости и динамичности, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, обобщения и классификации. Данные когнитивные особенности имеют вторичный характер, поскольку уровень развития невербального мышления у дошкольников с ОНР соответствует возрастным нормам интеллектуального развития.

Характеристика ребенка

Имя                                                  Дима   Нехорошко

Возраст                                            2 класс

Логопедическое заключение       дизартрия

Методика исследования

 Тест для оценки словесно-логического мышления

Ребёнок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных  больше – лошадь или собака?(+)

2. Утром люди завтракают. А вечером?(+)

3. Днём на улице светло, а ночью?(+)

4. Небо голубое, а трава?(+)

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?(+)

6. Почему, когда идёт поезд, опускает шлагбаум? (Поезд едет, чтоб машина не врезалась)

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?(+)

8. Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и  просят назвать время.)(-)

9. Маленькая корова –  это телёнок. Маленькая собака  и маленькая овечка – это?..(щенок, с помощью ягне…нок)

10. На кого больше похожа  собака – на кошку или на  курицу?(На кошку. Почему? Хвосты и лапы, ходят)

11. Для чего нужны автомобилю  тормоза?(Тормозить на красный свет)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Ручками)

13. Что общего между  белкой и кошкой?(Ничто…Кошка белая и белка белая; хвосты, усики, лапы,головой)

14. Чем отличаются гвоздь  и винт друг от друга?(Винт отверткой закручивают, а гвоздь молотком забивают)

15. Что такое футбол, прыжки  в высоту, теннис, плавание?(Кружки спортивные)

16. Какие ты знаешь виды  транспорта?(+)

17. Чем отличается старый  человек от молодого?(старый человек плохо видит, молодой хорошо; старый медленно ходит, молодой быстро)

18. Для чего люди занимаются  спортом? (Мне футбол нравиться, баскетбол,  плавание. Чтобы знать все приемы)

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?(Ничего не умеет делать)

20. Для чего на конверт  необходимо наклеивать марки?(Чтобы посылки отправить; если много весит-много, если мало-одна)

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зелёная.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения  поезда с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по  часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и  т.п.)

9. Щенок, ягнёнок.

10. На кошку, так как  у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно  назвать хотя бы одно подобие).

11. Правильным считается  любой ответ, указывающий на необходимость  снижать скорость автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие  лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.

14. Гвоздь – гладкий, а  винт – нарезной; гвоздь забивают  молотком, а винт вкручивают.

15. Виды спорта (спорт).

16. Как минимум ребёнок  должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолёт и  т.д.)

17. Три существенных признака  как минимум:"Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и" т.д.

18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.

19. Не будет денег, чтобы  покупать продукты и одежду, оплачивать  квартиру и т.д.

20. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведённым примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребёнок правильно понял сам вопрос.

Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребёнок ответил правильно на 15-16 вопросов.

Таким образом, проанализировав ответы ребенка можно сказать следующее: у ребенка наблюдается замедленность хода логического мышления, непонимание некоторых инструкций, неумение логически и последовательно выражать свои мысли. Ребенок неплохо справляется с заданиями, которые касаются окружающей его действительности, а те, которые требуют логических рассуждений, умозаключений вызывают у него трудности.

Дисгармоничный характер словесно-логического и речевого развития детей с ОНР определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций, выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития.

 


Информация о работе Характеристика словесно – логического мышления у детей с общим недоразвитием речи