Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
1. Определить теоретические основы игровой деятельности дошкольников.
2. Раскрыть роль моделирования в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
3. Выявить эффективность использования наглядных моделей при подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевым играм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………….......................................................................................6
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности……………………………………………………………….6
1.2 Определение подходов к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников…………...............................................................................16
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………...........................................................................18
ГЛАВА 2 Использование моделирования в подготовке детей к сюжетно-ролевым играм…………………………………………………………………………..22
2.1 Определение уровня сформированности игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….22
2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр…………………………………………........................................................28
2.3 Анализ изменений и полученных результатов…………………………………………..........................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ…………………...................
ГЛАВА 2 Использование моделирования
в подготовке детей к сюжетно-ролевым
играм…………………………………………………………………
2.1 Определение уровня сформированности
игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….
2.2 Разработка и применение
схем в процессе организации сюжетно-ролевых
игр…………………………………………...........
2.3 Анализ изменений и полученных
результатов…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Трудно найти специалиста в области детской психологии, дошкольной педагогике и т.д., которые не касались бы проблем игры, не выдвигали бы своей точки зрения на её природу и значение.
Среди отечественных исследователей феномена игры это Эльконин, Леонтьев, Сухомлинский, Ушинский, Сикорский, Усова, Тихеева и др.
А.Н.Леонтьев описал процесс возникновения детской ролевой игры: в ходе предметной деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (способов действия) – с другой. Ребенок сам хочет управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить эти действия, потому что не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно игре [5,с 305].
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника в игре [10 с 1].
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [2, с 3].
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9,с 123-124].
Вот почему важно формировать у детей навыки сюжетно-ролевой игры. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Ведь в дошкольном возрасте дети познают мир через игру и от того насколько хорошо эти навыки будут сформированы зависит дальнейшая жизнь ребенка в социуме.
Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
Объект исследования: уровень сформированности игровых действий у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Предмет исследования: моделирование как метод подготовки детей к сюжетно-ролевым играм.
Гипотеза исследования: развитие игровых действий детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет возможно при условии использования наглядных моделей, при подготовке к игре.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
Областью возможного практического применения являются то, что результаты исследования могут использоваться воспитатели дошкольных учреждений с целью организации воспитания сюжетно-ролевой игры; студентами педагогических специальностей.
Глава I
Теоретические основы СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности
Сюжетно-ролевая игра – форма игры, объединяющая в себе элементы и особенности игры сюжетной и игры ролевой.
Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль.
Вопросами изучения игры занимались такие ученые как Менжерицкая, Усова, Жуков, Артемьева и др.
По их данным дети могут усвоить основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого воздействия взрослых к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни.
Также многими исследователями доказано, что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом – этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества.
Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей как партнеров по совместной деятельности. Исследования и педагогический опыт убедительно показывают, что эти два вида отношений не тождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения (А.В. Запорожец). Дети как бы выходят (временно) из игры, превращаясь в обыкновенных мальчиков и девочек, и действуют несогласно требованиям игры, а проявляют для них отношения, в которых ярко «выступают» уровень воспитанности, общего развития, а также те или иные личностные особенности.
Рассмотрим этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития игры, которые являются ступенями ее развития:
1 уровень. Основное содержание
игры составляют бытовые
предметами. Например, кормление кукол или детей мамой -
воспитательницей. Дети играют с взрослыми, играют рядом или по
одиночке. Самостоятельная игра - кратковременна.
2 уровень. Основное содержание игры составляют действия с
предметами. Роль обозначается словом, действия разворачиваются более полно и последовательно. Число действий увеличивается.
Возникает первое
3 уровень. Основным содержанием
игры становится выполнение
и вытекающих из нее действий. Роли часто обозначены и названы до начала игры.
Появляется краткая ролевая речь, обращение к партнеру по игре.
Нарушение логики действий в игре вызывают протесты: «Так не бывает».
Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд
взрослых.
4 уровень. Основное содержание игры составляет выполнение
действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых
выполняют партнеры по игре. Роли четко определены до начала игры. В соответствие с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. [8, с207-208]
Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На протяжении дошкольного детства (от 2 до 7 лет) ребенок поэтапно овладевает все более сложными способами построения игры в следующей последовательности:
3 сюжетосложение.
Однако если условным предметно-игровым действием к 3 годам овладевает большинство детей, то усвоение более сложных способов построения игры в дальнейшем происходит у детей в разное время и не всегда в полной мере. Например, дети не всегда овладевают сложными формами ролевого поведения. Можно наблюдать и другую картину — застревание на простейшей ролевой имитации. Это часто бывает результатом неправильного педагогического подхода — требования от детей разыгрывания готовых, заданных взрослым сюжетов, что препятствует самостоятельному творческому построению ребенком сюжета игры.
Но с точки зрения воспитательной лучше, если ребенок овладеет всеми этими способами, так как каждый из них имеет важное, специфическое именно для него развивающее значение. Каждый из них по-своему позволяет ребенку вбирать в себя, осваивать разные аспекты окружающей жизни.
Не устанавливая жестких возрастных границ для каждого способа игры (как никакая другая деятельность, она требует учета индивидуальной ситуации развития ребенка), мы попробуем определить лишь примерно момент, когда можно приступать к его формированию.
Формирование самого простого способа построения игры — предметно-действенного — может начинаться, как только ребенок овладел рядом простых практических действий с предметами, т. е. освоил назначение бытовых предметов (ложкой — едят, расческой — причесываются и т. п.). Обычно понимание таких простых функций вещей становится доступным детям к полутора годам.
Переход к ролевому поведению в игре в значительной мере связан с возрастающими возможностями ребенка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием его речи, которая становится одним из важных средств реализации роли в игре. Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5— 3 лет.
На 5-летний возраст большинство исследователей указывают как на переломный в игре (переход детей к воссозданию сложных ролевых отношений, сложных событийных последовательностей). Простое воссоздание жизни взрослых через условные предметные действия и определенные роли перестает устраивать ребенка, сдерживает его активность в игре, мешает использовать расширяющийся опыт. Поэтому возраст в 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения — способа построения игры, несущего на себе большую, чем предыдущие способы, развивающую нагрузку [3, с30-31].
Ученые, занимающиеся исследованиями сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет является главным компонентом игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, общественные.
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.). После полета Ю. Гагарина в космос дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).
Информация о работе Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности