Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
1. Определить теоретические основы игровой деятельности дошкольников.
2. Раскрыть роль моделирования в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
3. Выявить эффективность использования наглядных моделей при подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевым играм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………….......................................................................................6
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности……………………………………………………………….6
1.2 Определение подходов к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников…………...............................................................................16
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………...........................................................................18
ГЛАВА 2 Использование моделирования в подготовке детей к сюжетно-ролевым играм…………………………………………………………………………..22
2.1 Определение уровня сформированности игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….22
2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр…………………………………………........................................................28
2.3 Анализ изменений и полученных результатов…………………………………………..........................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..36
1.Необходимо создать
условия для игровой
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.С. Мухина Детская психология:
Учебник для студентов
2. Игра дошкольника / Под ред. C.JI. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286с.
3. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Педагогика,1990.-160с.
4. Козлова С.А., Куликова
Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних
педагогических учебных
5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с. с 390-391
6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. –128с. Стр.64-79, стр.21
7. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
8. Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - 558 с.
10. Статья: Играть или учить. Смирнова Е. О Ссылка: http://yug-ems.ru/
p_e_d_a_g_o_g_i_k_a/s_t_a_t_
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с. стр. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Особенности игровой деятельности в старшей группе
Компоненты игры |
Старшие дошкольники
(5-7 лет) |
1 |
4 |
1. Замысел игры, постановка игровых целей
и задач |
Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети
совместно обсуждают
замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная
перспектива игры, что
говорит о высоком уровне
развития игрового
творчества. Перед игрой дети намечают общий план,
а во время игры включают
в нее новые идеи
и образы, т.е. плановость, согласованность
игры сочетается с |
2. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре |
Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из тих 2-3 любимые |
3. Игровые правила |
Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Ознакомление с окружающим |
Обучающие игры |
Предметно-игровая среда |
Активизирующее общение взрослого с детьми |
Экскурсия
в медицинский кабинет д/с.
Цель: уточнить знания детей о работе медицинской сестры, познакомить с медицинскими инструментами.
Уточнить знания детей: что делает медсестра в детском саду. |
Индивидуальные совместные со взрослым игровые ситуации:
Ребенок – роль: медсестра; взрослый – роли: ребенок; воспитатель; родитель. |
Изготовление рецептов, игрушечных таблеток, порошков. |
Обращение к ребенку, пришедшему после болезни: Вы сегодня кому справку отдавали? А что сказала наша медсестра? |
Экскурсия
к больнице .
Цель: знакомство с работой машины «скорой помощи». |
Индивидуальные игры совместно с взрослым:
Ребенок – роль: шофер «скорой помощи»;
взрослый – роли: врач, медсестра. больной |
Изготовление атрибутики к игре «Больница»: белый халат для медсестры и врача, красный крест для машины «скорой помощи». |
|
Беседа с мамой одного из детей
Цель: рассказать о работе врача, о том как врач работает вместе с медсестрой, подчеркнуть их взаимодействие в работе. |
Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым:
Ребенок – врач;
Взрослый – медсестра, больной, другой врач. |
Вопросы к детям:
-Ты болела?
-Что у тебя болело?
-Как тебя лечили? | |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский « Доктор Айболит»; А. Кардашова «Наш доктор». Цель: создать образы врачей для передачи их детьми в играх. |
Создание панно: пейзаж большое дерево с красным крестом. |
Воспитатель: - Ребята, посмотрите Таня пришла. Танечка, тебя так долго не было, что случилось.
Соня Б.: - Я же болела.
Воспитатель: - А что же у тебя болело?
Соня Б.: - Головка и кашляла.
Воспитатель: - А кто же тебя вылечил?
Соня Б.: - Мама.
Воспитатель: - Мама тебя любит, поэтому не хочет, чтобы ты болела. А она знает как тебя лечить?
Соня Б.: - К нам же врач приходила, она маме все написала, ну, как меня лечить. Мама и лечила…
Дети недавно мы с вами познакомились с такой профессией как врач. Посмотрите врач всегда ходит в белом халате. А на голове у него специальная шапочка. (Рис. 1)Когда мы заболели, то он приходит к нам домой или мама отводит нас в поликлинику. Врач осматривает больного с помощью специальных инструментов.
Как мы видим на рисунке он осматривает горлышко специальным шпателем. (Рис 2) Кто ответит, что при этом должен говорить больной?(Дети отвечают а-а-а)
Потом врач измеряет нам температуру градусником. А кто из вас знает куда его нужно положить, чтобы померить температуру. (Дети отвечают)
Далее врачу нужно послушать наше дыхание и для этого у него есть специальный прибор, который называется фонендоскоп. (Рис 3)Сначала врач слушает нам грудь, а потом спинку.
А после уже назначает лечение. И дает если нужно лекарство. (Рис 4)
Дети, а кто знает, кто помогает врачу? (Дети говорят медсестра)
Она также носит белый халат и шапочку. (Рис 5)Медсестра записывает в карточку, чем мы заболели. Подает врачу необходимые инструменты и выписывает рецепт. Делает уколы.
А теперь давайте вместе с вами придумаем рассказ о мальчике, который заболел.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Табл. 3. Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента
Табл. 4. Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Табл.1 Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе:
Табл.2 Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной группы на констатирующем этапе:
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рис. 1 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы
Рис. 2 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей контрольной группы
Информация о работе Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности