Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
1. Определить теоретические основы игровой деятельности дошкольников.
2. Раскрыть роль моделирования в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
3. Выявить эффективность использования наглядных моделей при подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевым играм.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………….......................................................................................6
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности……………………………………………………………….6
1.2 Определение подходов к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников…………...............................................................................16
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………...........................................................................18
ГЛАВА 2 Использование моделирования в подготовке детей к сюжетно-ролевым играм…………………………………………………………………………..22
2.1 Определение уровня сформированности игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….22
2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр…………………………………………........................................................28
2.3 Анализ изменений и полученных результатов…………………………………………..........................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..36
Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности с взрослым для детей и успешность формирующих воздействий [7, с 9-10].
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Моделирование как метод обучения
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольной педагогике
разработаны модели для
При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
Эти скрытые свойства
и связи весьма существенны
для познаваемого объекта. В результате
знания ребенка поднимаются на
более высокий уровень
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.
Старшим дошкольникам
доступны предметно-
При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма).
В результате получается
апперцептивная схема – полное
представление о содержании
«Необходимо учитывать,
что использование моделей
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.
Педагоги и психологи относят к сюжетным игрушкам те, которые, так или иначе, воспроизводят черты (образ) реального прототипа. Но по характеру воспроизведения этого образа сюжетные игрушки подразделяются на реалистические (точные копии настоящих предметов) и прототипические (имитирующие реальные предметы особым образом — через обозначение и даже преувеличение основных, главных деталей, связанных со специфическими функциями предмета, и игнорирование его второстепенных деталей).
Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это палочки, шишки, камушки, веревки и т. п., замещающие необходимые в ходе игры настоящие предметы. Кроме того, в ход часто идут и любые другие вещи из «взрослого» обихода (стулья для конструирования «машины», диванные подушки для устройства «дома» или «пещеры» и т. п.). Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами-заместителями.
Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии детского мышления, творчества. Психологические исследования показывают, что включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно-действенного мышления к образному: у старших дошкольников они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества.
Чем старше ребенок, тем сложнее становится его отношение к игрушке, зависимость между игрушками и игрой. Одна из тенденций заключается в том, что к игрушке предъявляются требования, чтобы она была как можно больше похожа на настоящую вещь: если это одежда для куклы, так она должна быть летняя и зимняя, с платьями разных фасонов, шапочками, пальто и т. п.; если кукольная мебель — надо, чтобы все детали функционировали по-настоящему: дверцы шкафа открывались, в торшере зажигалась лампочка и т. п.
Нередко эти игрушки используют и в особого рода сюжетной игре — режиссерской, где ребенок с их помощью воссоздает разные события (военные сражения, автомобильные гонки и т. п.), управляя их развертыванием как бы со стороны[3 с. 116-122].
Изучив вышеизложенное можно сделать заключение, что игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.
При помощи моделей-игрушек дошкольник учится развивать фантазию и творческие способности, обогащает свои знания и опыт. И впоследствии игровые действия в сюжетно-ролевых играх становятся разнообразнее.
ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ ИГРАМ
2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ, УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 14 г. Барановичи. В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 14 детей в возрасте от 4. 5 до 5.5 лет составившие контрольную и экспериментальную группу исследования.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
А) констатирующий;
Б) формирующий;
В) контрольный.
Целью первого этапа было - определить уровень сформированности игровых действий у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
2. Провести диагностику уровня сформированности игровых действий у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ полученных результатов.
2.1 Для того чтобы определить уровень сформированности игровых действий у детей использовалась методика Калининой Р.Р. В основе методики схема наблюдения за детьми во время игры. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. При помощи этой схемы осуществляется не только качественный, но и количественный анализ уровня сформированности игровых действий у дошкольников.
Для того чтобы изучить уровень сформированности игровых действий у дошкольников была организована игра в группе состоящей из 7 старших дошкольников одного возраста. Взрослый осуществлял диагностическое наблюдение и не вмешивался в ход игры, оказывая помощь только в случае необходимости.
На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей.
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей проводилось в течение одного месяца.
Было выявлено:
Тематика сюжетно-ролевых игр девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж-мастерская», «Война». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. Другими словами, обнаружено «зацикливание» детей на одном и том же содержании игры, что снижает ее воспитательный потенциал. Дети не разыгрывали новых тем. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 14 детей 6 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 1 ребенок не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).
Протокол наблюдения за одной из игр приведен в Приложении А.
Была выбрана тема сюжетно-ролевой игры «Поездка на самолете», так как в ней для каждого из детей найдется роль, а также нет конкретно заданной ситуации и можно включать в сюжет игры разные роли. К примеру, во время полета одному из пассажиров станет не хорошо и надо будет позвать врача и т.д.
Воспитатель говорит: «Дети, кто из вас никогда не летал на самолете?» (дети отвечают) «Ну, у вас еще все впереди. Мы можем прямо сейчас полететь на самолете в любое место! Ну что, начнем игру!?»
При необходимости взрослый оказывал лишь небольшую помощь в организации игрового процесса.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
1. Распределение ролей
2. Основное содержание игры
3. Ролевое поведение
4. Игровые действия
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей
6. Использование ролевой речи
7. Выполнение правил
Каждый критерий оценивали по 4 уровням.
1 уровень — низкий;
2 уровень — ниже среднего;
3 уровень — средний;
4 уровень — высокий.
Исходя из определения уровня развития игровых действий детей старшего дошкольного возраста можно условно соотнести их с общими уровнями развития сюжетно-ролевых игр дошкольников:
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,
4 уровень — старше 5,5 лет.
1) Распределение ролей
1 уровень: отсутствие распределения ролей. Роль выполняет тот, кто получил ключевой атрибут. (Надел халат и чепчик-повар, взял фонендоскоп - врач).
2 уровень: распределение ролей под руководством взрослого, который задает соответствующие вопросы: «Ребята, а какие роли есть в этой игре? Кто будет играть роль Врача? Кто хочет быть пациентом?» и т. д.
3 уровень: самостоятельное распределение детьми ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну и ту же роль хотят играть несколько человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети просят помощи у взрослого.
4 уровень: самостоятельное распределение ролей и разрешение конфликтных ситуаций.
2) Основное содержание игры
1 уровень: действие с определенным предметом, направленное на другого. («Мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень: действие с предметом соответствующее реальности.
3 уровень: выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет лишь готовить еду, а ни кого - то кормить).
4 уровень: выполняются действия, связанные с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, ни как «врач» лечит больного. А то «ласковый» он или «жесткий».
3) Ролевое поведение
1 уровень: роль определяется игровыми действиями и при этом не называется.
2 уровень: роль называется, выполнение роли сводится к выполнению действий.
3 уровень: роли четко определены до начала игры, роль характеризует и направляет поведение ребенка.
4 уровень: ролевое поведение наблюдается на протяжении всей игры.
4) Игровые действия
1 уровень: игра заключается в монотонном повторении, какого либо одного игрового действия (например, убаюкивание).
2 уровень: расширение спектра игровых действий (приготовление еды, кормление, убаюкивание), игровые действия строго фиксированы.
Информация о работе Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности