Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы
изучения функционального базиса навыков
письменной речи…………………………………………………………………….6
1.1 Понятие функционального
базиса письменной речи в педагогической
и психологической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности функционального
базиса навыков письменной речи у дошкольников
с ОНР…………………………………………………………..…..12
Глава 2. Уровень развития функционального
базиса навыков письменной речи у старших
дошкольников с ОНР………………………….………………....24
2.1 Организация и содержание
исследования функционального базиса
навыков письменной речи у старших дошкольников
с ОНР…………………...24
2.2 Результаты исследования
и их анализ…………………………………......34
Заключение………………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………….......42
Список литературы………………………………………………………………...51
Введение:
Актуальность исследования. Для формирования полноценных
навыков письменной речи требуется достаточный
уровень развития его базисных компонентов.
У детей с ОНР является не сформированными
важнейшие компоненты функционального
базиса навыков письменной речи. Это негативно
отражается на развитии у детей высших
психических функций, на качестве усвоения
учебного материала, проявляется в различного
рода трудностях, испытываемых детьми
в процессе обучения.
Актуальность исследования. Для формирования полноценных
навыков письменной речи требуется достаточный
уровень развития его базисных компонентов.
У детей с ОНР является не сформированными
важнейшие компоненты функционального
базиса навыков письменной речи. Это негативно
отражается на развитии у детей высших
психических функций, на качестве усвоения
учебного материала, проявляется в различного
рода трудностях, испытываемых детьми
в процессе обучения.
В настоящее время отмечается
большая распространенность дизорфографии
среди младших школьников с ОНР (О.А.Азова, Р.И.Лалаева,
Л.Г.Парамонова, И.В.Прищепова, Г.М.Сумченко,
Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова и
др.). В средних и
старших классах дети данной категории
также испытывают стойкие затруднения
в усвоении орфографических знаний, умений
и навыков (О.В.Елецкая, Е.Д.Дмитрова, Т.Г.
Визель, Е.А.Логинова и др.). Это негативно
сказывается на процессе формирования
языковой личности ребенка и его дальнейшей школьной
и социальной адаптации .
Исследованием предпосылок
письменной речи у детей дошкольного возраста
с ОНР занимались А.Н. Корнев, Л.С. Выготский,
Р.Е. Левина, И.В. Прищепова и др. А.Н. Корнев
отмечает не сформированность у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР фонематического
слуха и фонематического анализа. Он считает
их самыми главными предпосылками формирования
письменной речи.
Р.Е. Левина утверждает, что
у детей, страдающих общим недоразвитием
речи, наряду с фонетико-фонематическими
отклонениями, отмечаются затруднения
в усвоении правописания. Также наблюдается
не сформированность главнейших предпосылок
письменной речи: нарушения графических
и формообразующих движений. Отмечаются
нарушения в передаче пространственных
признаков предметов и их пропорций. Степень
выраженности нарушений предпосылок письменной
речи соответствует глубине речевого
недоразвития.
Не смотря на проблему недоразвития
речи в целом, аспект, который связан
с уровнем развития функционального базиса
навыков письменной речи на наш взгляд
остается не достаточно изученным.
Проблема исследования. Уровень сформированности функционального
базиса навыков письменной речи у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР не
достаточно сформирован, следовательно,
проблема заключается в трудностях, формирования
у детей письменной речи. Эта проблема
интересна тем, что не достаточно изучена
и разработана. Приводится очень мало
исследований по этому поводу.
Целью исследования
является, определение уровня развития
функционального базиса навыков письменной
речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
В соответствии с целью ставятся
следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать пакет
методик для исследования
уровня развития функционального базиса
навыков письменной речи.
3. Определить уровень сформированности
функционального базиса навыков письменной
речи у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
4. Проанализировать полученные
результаты.
5. Оформить полученные материалы
в виде курсовой работы.
Объектом исследования является письменная речь детей
с ОНР.
Предметом исследования является функциональный базис
навыков письменной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи.
Гипотеза исследования основывается на
предположении о том, что уровень сформированности
функционального базиса навыков письменной
речи у детей с ОНР является низким. Это
проявляется в низком уровне развития устной
речи, графо- моторных навыков, фонематического
восприятия и слуха, сукцессивных способностей,
наглядно - образного мышления, внимания
и памяти.
Методологической
основой исследования являются: теория развития высших
психических функций Л.С.Выготского, теория
поэтапного формирования умственных действий
П.Я.Гальперина.
Методы исследования теоретические (изучение научной,
учебно- методической и периодической
литературы), организационные (подбор
группы детей, подбор методик для исследования
уровня сформированности функционального
базиса навыков письменной речи), эмпирические
(изучение заключений ПМПК, проведение
педагогического эксперимента), интерпретационные
(оценка, анализ, интерпретация результатов
эксперимента).
Практическое значение
исследования. Результаты проведенного исследования
могут быть использованы практическими
работниками в ДОУ для детей с ОНР при
подготовке их к обучению грамоте.
Организация исследования: исследование проводилось
с 05.10.08. по 05.06.09.
База
исследования: МДОУ “Детского
сада № 56” центра развития
ребенка и МДОУ “Детский сад” №119 г.Барнаула.
Всего в обследовании принимало участие
20 детей старшего дошкольного возраста
(10 дошкольников 6-7 лет с ОНР и 10- с нормальным
речевым развитием). Сформированы две
группы детей для того, чтобы выявить уровень
развития функционального базиса навыков
письменной речи у дети с ОНР, вследствие
сравнения с нормой.
Этапы исследования. На первом этапе исследования
проводились изучение и анализ литературы,
формировались цель, задачи, гипотеза,
составлялся план исследования. На втором
этапе осуществлялся подбор методик
и проводился эксперимент. На третьем
– анализировались полученные результаты,
составлялись таблицы, подводились итоги
исследования.
Глава 1. Теоретические
основы изучения функционального базиса
навыков письменной речи.
- Понятие функционального
базиса навыков письменной речи
в педагогической и психологической литературе.
Для успешного овладения письменной
речью у ребёнка должны сформироваться
её предпосылки.
Исследованием различных аспектов
формирования предпосылок письменной
речи занимались Р.Е. Левина, Л.С.Цветкова,
А.Н.Корнев, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И.
Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова,
И.В. Прищепова, О.Г.Ивановская , С.Ф.Савченко
и др.
Характеристику
функционального базиса навыков письменной
речи и его составляющих каждый из ученых
формулирует по - разному и вкладывает
в неё свой, определенный смысл. Рассмотрим
различные варианты характеристик
функционального базиса письменной речи,
данные исследователи.
По мнению И.В.Прищеповой,
функциональный базис навыков письменной
речи – это многоуровневая система, включающая
функции и навыки высокой сложности. Устная
речь является одной из ведущих функций
в психологическом базисе письма. Все
компоненты, формы и функции устной речи
в основном складываются у ребенка к моменту
поступления в школу. В начальной школе
именно на структурах устной речи формируется
новая для ребенка деятельность – письменная
речь. Однако многие авторы отмечают замедление
речевого онтогенеза даже у здоровых детей
(Грибова, Л.С.Цветкова)[38].
Основными речевыми предпосылками
письменной речи, по мнению А.Н. Корнева,
являются:
1) речевые навыки:
- Устная речь (звукопроизношение, грамматика, диалогическая и монологическая речь),
- Слуховое внимание,
- Фонематическое восприятие и представления,
2) зрительно – пространственное
восприятие и наглядно – образное
мышление:
- Оперирование сенсорными зталонами
и понятиями,
- Навыки мысленного перемещения
и трансформация зрительных обрзов,
- Навыки схематического изображения
и пространственные отношения,
3)изобразительно – графические
способности:
- Графомоторные навыки,
- Графическая символизация,
4) сукцессивные способности:
- Последовательность действий
и планирование(последовательность в
пространстве, последовательность во
времени,перекодиравание временной последовательности
в пространственную и обратно, последовательность
в речи),
5) способность к концентрации
распределению и переключению внимания.
А.Н. Корнев отмечает, что фонематический
слух и фонематический анализ – самые
главные предпосылки формирования письменной
речи. Но письменная речь формируется
на основе устной. Поэтому формирование
предпосылок развития письменной речи
начинается с работы по развитию навыков
устной речи: звукопроизношения, грамматических
навыков, диалогической и монологической
речи. Формирование
предпосылок развития письменной речи
осуществляется с помощью осознания звуковой
стороны речи. Игровые и дидактические
упражнения подводят ребенка к самостоятельному
осознанию того, что речевой поток можно
членить не только на смысловые фрагменты,
но и на отдельные звуковые комплексы:
слова, слоги и звуки. Также нужно проводить
работу по совершенствованию фонематического
восприятия и воспитания правильных фонематических
представлений[15].
Для овладения письмом, по мнению
Е.А.Лошновой, необходима сформированность
функционального базиса письма т.е. симультанных
и сукцессивных способностей, сформированность
межанализаторного взаимодействия, достаточный
уровень сенсорного развития ребенка
(слуховое восприятие, зрительное восприятие,
пространственное отношение и представление,
развитая психомоторика). Также необходимо
достаточное развитие высших психических
функций (памяти, внимания, мышления), достаточный
уровень сформированности познавательной
и интеллектуальной деятельности ребенка,
достаточный уровень развития устной
речи[23].
Т.В.Чижова выделяет три критических
периода в развитии речевой функции:
- первый (1-2 года) - формирование
предпосылок речи и начало речевого развития;
- второй (3 года) - развитие фразовой
речи;
- третий (6-7 лет) - начало развития
письменной речи.
Первый период (1 – 2 года), когда формируются
предпосылки речи и начинается речевое
развитие, складываются основы коммуникативного
поведения и движущей ее силой становится
потребность в общении. В этом возрасте
происходит наиболее интенсивное развитие
корковых речевых зон, критическим периодом
которого считается возраст ребенка 14 –18
месяцев. Любые, даже как будто незначительные
факторы, действующие в этом периоде, могут
отразиться на развитии речи ребенка.
Второй период (3 года), когда интенсивно развивается
связная речь, происходит переход от ситуационной
речи к контекстной, что требует большой
согласованности в работе центральной
нервной системы (речедвигательного механизма,
внимания, памяти, произвольности и т.д.).
Возникающая некоторая рассогласованность
в работе центральной нервной системы,
в нейроэндокринной и сосудистой регуляции
приводит к изменению поведения, наблюдается
упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет
большую ранимость речевой системы. Могут
возникать заикание, мутизм, отставание
речевого развития. Ребенок отказывается
от речевого общения, появляется реакция
протеста на завышенные к нему требования
взрослых.
Третий период (6 – 7 лет) – начало развития
письменной речи. Возрастает нагрузка
на центральную нервную систему ребенка.
При предъявлении завышенных требований
могут происходить "срывы" нервной
деятельности[29].
Важнейшими предпосылками овладения
письменной речью по мнению Н.Г.Андреевой,
являются достаточный уровень сформированности
фонетико-фонематической стороны речи,
лексики (объема словаря, точности понимания
и употребления слов, структуры значения
слова) и грамматической стороны речи
(способности к словоизменению и словообразованию,
умения правильно употреблять различные
модели предложения. В связи с этим многие
ученые (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева , И.В. Прищепова
, В.В. Тарасун , Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
, А.В. Ястребова и др.)утверждают, что у
детей в школе могут возникнуть трудности
при обучении в школе[1].