Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Для формирования полноценных навыков письменной речи требуется достаточный уровень развития его базисных компонентов. У детей с ОНР является не сформированными важнейшие компоненты функционального базиса навыков письменной речи. Это негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы изучения функционального базиса навыков письменной речи…………………………………………………………………….6
1.1 Понятие функционального базиса письменной речи в педагогической и психологической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности функционального базиса навыков письменной речи у дошкольников с ОНР…………………………………………………………..…..12
Глава 2. Уровень развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР………………………….………………....24
2.1 Организация и содержание исследования функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР…………………...24
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………......34
Заключение………………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………….......42
Список литературы………………………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 4 го.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2
Материал по составу группы детей с нормальным речевым развитием
Таблица 2
Состав группы детей с нормальным речевым развитием (Детский сад №119).

Имя ребенка

Дата рождения

На какой срок поступил

1.

Юлия Б.

          30.07.02.

На 4 года

2.

Ангелина С.

          25.02.02.

На 2 года

3.

Кристина П.

          15.12.02.

На 4 года

4.

Александра А.

          19.09.02

На 4 года

5.

Денис М.

          20.11.02.

На 4 года

6.

Данил М.

          16.12.02.

На 2 года

7.

Юра Ю.

          22.01.02.

На 4 года

8.

Валерия С.

          09.08.02.

На 4 года

9.

Варвара К.

          07.08.02.

На 4 года

10.

Артем П.

          08.02.02.

На 3 года


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3
Материал по результатам исследования уровня развития функционального базиса навыков письменной речи у детей с ОНР
Таблица 3

Результаты исследования уровня развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР.

Ф.И.

№ методики

1.1

2.1

2.2

3.1

3.2

4.1

4.2

5.1

5.2

1.Наташа С.

3

2

2

4

1

2

2

2

2

2.Софья И.

4

5

4

4

4

4

4

4

4

3.Антон Б.

3

5

4

2

4

4

2

2

2

4.Анастасия Н.

3

5

4

4

4

4

4

4

4

5.Юля Ц.

3

3

2

2

3

2

4

2

2

6.Андрей М.

3

3

4

4

3

2

4

4

4

7.Софья Е.

4

5

4

4

3

2

2

2

2

8.Андрей Х.

3

2

2

2

1

2

2

2

2

9.Антон И.

4

5

4

4

4

4

4

4

4

10.Алексей Р.

3

3

2

4

3

2

2

4

2


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4
Материал по результатам исследования фонематического восприятия и анализа у детей с ОНР
Таблица  4
Результаты исследования фонематического восприятия и анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

     ФИ    

 

звуки

Наташа С.

Софья И.

Антон Б.

Анастасия Н.

Юля Ц.

Андрей М.

Софья Е.

Андрей Х.

Антон И.

Алексей Р.

Гла

сные

А

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

О

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

У

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Э

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

И

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Свистя

щие, 

шипя

щие, аффри

каты

С

-

-

+

+

-

-

-

-

-

     -

С’

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

З

-

-

+

+

-

-

-

+

+

-

З’

-

-

+

+

-

-

-

+

+

-

Ц

+

+

+

+

-

+

+

+

   +

+

Ч

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

Ж

+

-

+

+

-

+

+

+

   +

+

Ш

+

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Сонор

ные

Р

-

+

-

-

+

   -

+

+

   +

+

Р’

-

+

-

-

+

   -

+

+

   +

+

Л

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

Л’

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

М

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

М’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Н

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Н’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Глухие и звонкие

парные

П-Б

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т-Д

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

К-Г

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

Ф-В

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

П’-Б’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Т’-Д’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

К’-Г’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ф’-В’

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Йотиро

ванные

глас

ные

ЙА

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ЙО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ЙУ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ЙЭ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литература:
1. Андреева Н.Г. Развитие  письменной связной речи младших  школьников с нарушением чтения  и письма [Текст]/ Н.Г. Андреева// Школьный логопед. – Б.М., 2008. - №1. – с.29 -34.
2. Барт К. Трудности в  обучении [Текст]: раннее предупреждение/К. Барт: учебное пособие. – М.,2006. – 208с.
3. Бессонова Т.П. Предупреждайте и устраняйте недостатки письменной речи у детей (часть 1) [Текст]/Т.П. Бессонова, Е.Л.Ворошилова //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – Б.М. –2008. - №4 (страничка для занятий с детьми).
4. Боскис Р.М. Учителю о  детях с нарушениями слуха [Текст]: книга для учителя/ Р.М. Боскис. – М.: Просвещение,1988. – 128с.
5. Гаджиева И.А. Расстройство  письменной речи у детей младшего  школьного возраста в условиях  двуязычия [Текст]/И.А. Гаджиева // Логопед. – 2004. - №6 с. 19-24.
6. Голубихина Ю.А. Взаимосвязь  психолога и логопеда при коррекции  нарушений письменной речи у  учащихся младших классов [Текст]/ Ю.А. Голубихина, Ю.О. Стужук// Логопед. - Б.м. – 2006. - №5. – с.91 – 99.
7. Гончарова В.А. Состояние  устной и письменной речи учащихся  образовательных школ [Текст]/ В.А. Гончарова//Школьный логопед. – Б.м. – 2006. - №3. – с.39 – 43.
8. Гурьянов Е.В. Развитие  навыков письма у школьников [Текст]/ Е.В. Гурьянов. – М.,1990. – 88с.
9 . Гуткина Н.И. Психологическая  готовность детей к школе [Текст]/ Н.И.Гуткина.-М.,2000.-190с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция  устной и письменной речи учащихся  начальных классов [Текст]: Пособие для логопеда/Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 2003. – 336с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
11. Жукова Н.С. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников [Текст]/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б, Филичева. – М.: Просвещение,1990. – 240с.
12. Кириллова Е.В. Первичная  профилактика возможных  нарушений  чтения и письма в дошкольном  возрасте [Текст]/ Е.В. Кириллова // Практическая психология и логопедия. – Б.м. – 2005. - №5-6. – с.52-62.
13. Козырева Л.М.Как подготовить  руку к письму [Текст]/Л.М.Козырева., М.-  2005.
14. Колесова И.И. Игровые  упражнения для коррекции письменной  речи в начальных классах [Текст]/И.И.колесова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №1. с. 29-32.
15. Корнев А.Н. Нарушения  чтения и письма у детей [Текст]: Учебно – методическое пособие/А.Н. Корнев. – СПб. – 1997 – 286 с.
16. Корнев А.Н. Подготовка  к обучению грамоте детей с  нарушением речи [Текст]: методическое пособие/А.Н.Корнев. – М. – 2006. – 120с.
17. Кукушкин О.И. Новые  средства развития письменной  речи детей [Текст]/О.И.Кукушкин//Дефектология. – Б.м. – 2004 - №1. – с. 76-85.
18. Лалаева Р.И. Диагностика  и коррекция нарушений чтения  и письма у младших школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие/Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова.– СПб.: Изд-во, 2003.-224с.
19. Левина Р.Е. Нарушения  речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды/ Ред. – сост. Г.В.Чиркина, П.Б. Шошин. – М. – 2005. – 224с.
20. Лобок  А.М. Диалог с  Л.С. Выготским по поводу письменной  речи  [Текст]/А.М.Лобок// Вопросы психологии. – Б.м. -  1996. –  №6. – с. 41-52.
21. Логопедия [Текст]: Учебник для студ. дефектол. Фак.пед.высш.учеб.заведений/Под ред. Л.С.Волковой. – М.,2004. – 704с.
22. Логинова Е.А. Предупреждение  возникновения нарушений письменной  речи в психолого-педагогической  работе с детьми дошкольного  возраста  [Текст]/Е.А.Логинова// Логопед в детском саду. - Б.м.– 2005. - №4. – с.46 – 49.
23. Лошнова Е.А. Предупреждение  возникающих нарушений письменной  речи в детском саду [Текст]/Е.А.Лошнова// Логопед в детском саду. – Б.м. -2005. - №4. – с. 46-49.
24. Лукашенко М.Л. Дисграфия [Текст]: исправление ошибок при письме:[практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов]/ М.Л. Лукашенко, Н.Г.Свободина; рис. В. Романова. – М.: Эксмо,2004. – 127с.
25. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии  письма [Текст] /А.Р.Лурия// Рус.  яз. : Приложение к газете “Первое сентября”. – Б.м. – 2002. - №40. с. 13-16.
26. Лурия А.Р. Письмо и  речь [Текст]: нейро-лингвистические исследования: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ А.Р. Лурия. – М.: Академия,2002. – 346с.
27. Лысюк О.Л. Игровые способы  формирования у дошкольников  предпосылок овладения навыком  письма [Текст]\ О.Л. Лысюк//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – Б.М. – 2007. - №3. – с.77 – 79.
28. Ляудис В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст]/В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ. - М.,1994. – 150с.
29. Методика развития речи  детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч – щ.- М.,1984. – 240с.
30. Мисаренко Г.Г. Типологические  трудности овладения письменной  речью [Текст]/Г.Г. Мисаренко// Логопед. - Б.м. – 2005. - №3. – с.4-11.
31. МоисееваТ.В. Предупреждение  нарушений письма и чтения  на начальном этапе их формирования  у учащихся младших классов [Текст]/Т.В.Моисеева// Школьный логопед.-2006. - №1. – с.11 – 19.
32. Нарушения речи у  дошкольников [Текст]/ сост. Р.А. Белова-Давид. - М.:Просвещение,1972. – 232с.
33.Настольная книга педагога  – дефектолога [Текст]/ Т.Б. Епифанцева. - Ростов н/Д.,2005.
34. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей/ Н.В. Нижегородцева,В.Д. Шадриков. – М.:Владос,2001. – 256с.
35.Носкова Л.П. Методика  развития речи дошкольников с  нарушениями слуха [Текст]/Л.П.Носкова. – М.,2004.
36. Парамонова Л.Г. Предупреждение  и устранение дисграфии у детей [Текст]/Л.Г.Парамонова. - СПб.,2001.
37. Подготовка к школе [Текст]: речь, письмо, математика /Составители: Л.Г. Парамонова.– СПб.: Дельта 1999. – 208с.
38. Прищепова И.В. К вопросу  о сформированности предпосылок  усвоения навыков письменной  речи у будущих  первоклассников [Текст]/И.В.Прищепова, О.Г.Ивановская, С.Ф.Савченко // Логопед в детском саду. – М. -2005. - № 5, 6. – с. 63 – 68.
39.Рау Ф.Ф. Устное слово [Текст]: методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушением слуха/Ф.Ф.Рау.- М.,2004.
40. Садовникова И.Н. Нарушения  письменной речи и их преодоление  у младших 
школьников [Текст]: Учебное пособие/И.Н.Садовникова. - М.: Владос,1995.-256с.
41. Совчук Е.Я. Обучение  детей с общим недоразвитием  речи согласованию слов-признаков  с существительными [Текст]/ Е.Я. Совчук// Дефектология. – Б.м. – 2000. - №4. – с.78 – 84.
42.  Сурнина М. В. Дидактические  основы формирования предпосылок  учебной деятельности детей старшего  дошкольного возраста [Текст]/М.В.Сурнина. – Б.  – 2005. -55с.
43. Токарева О.А. Расстройства  чтения и письма (дислексии и  дисграфии), под/ред. Ляпидевского [Текст]/О.А.Токарева. - М.,1969.
44. Тригер Р.Д. Инициативная  письменная речь учеников классов  коррекционно-развивающего обучения [Текст]/Р.Д.Тригер // Дефектология. – Б.м. – 2002. - №4. - с. 40-47.
45. Филичева Т.Б.Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М.,1991.
46. Цветкова Л.С. Нейропсихология  счета, письма и чтения [Текст]: нарушение и восстановление: учебное пособие/ Л.С. Цветкова. – 3 – е издание.- М. – 2005. – 360с.
47. Эльконин Д.Б. Развитие  устной и письменной речи учащихся, под/ред. Давыдова [Текст]/Д.Б.Эльконин. – М.,1988.
48. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая структура письма/ А.Н.Леонтьев.-(http://www.logoburg.com/klub).

 

 

 


Информация о работе Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР