Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Для формирования полноценных навыков письменной речи требуется достаточный уровень развития его базисных компонентов. У детей с ОНР является не сформированными важнейшие компоненты функционального базиса навыков письменной речи. Это негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретические основы изучения функционального базиса навыков письменной речи…………………………………………………………………….6 1.1 Понятие функционального базиса письменной речи в педагогической и психологической литературе……………………………………………………….6 1.2 Особенности функционального базиса навыков письменной речи у дошкольников с ОНР…………………………………………………………..…..12 Глава 2. Уровень развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР………………………….………………....24 2.1 Организация и содержание исследования функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР…………………...24 2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………......34 Заключение………………………………………………………………………40 Приложение………………………………………………………………….......42 Список литературы………………………………………………………………...51
Материал по составу группы
детей с нормальным речевым развитием
Таблица 2
Состав группы детей с нормальным
речевым развитием (Детский сад №119).
№
Имя ребенка
Дата рождения
На какой срок поступил
1.
Юлия Б.
30.07.02.
На 4 года
2.
Ангелина С.
25.02.02.
На 2 года
3.
Кристина П.
15.12.02.
На 4 года
4.
Александра А.
19.09.02
На 4 года
5.
Денис М.
20.11.02.
На 4 года
6.
Данил М.
16.12.02.
На
2 года
7.
Юра Ю.
22.01.02.
На 4 года
8.
Валерия С.
09.08.02.
На 4 года
9.
Варвара К.
07.08.02.
На 4 года
10.
Артем П.
08.02.02.
На 3 года
Приложение 3
Материал по результатам исследования
уровня развития функционального базиса
навыков письменной речи у детей с ОНР
Таблица 3
Результаты исследования уровня
развития функционального базиса навыков
письменной речи у старших дошкольников
с ОНР.
Ф.И.
№ методики
1.1
2.1
2.2
3.1
3.2
4.1
4.2
5.1
5.2
1.Наташа С.
3
2
2
4
1
2
2
2
2
2.Софья И.
4
5
4
4
4
4
4
4
4
3.Антон Б.
3
5
4
2
4
4
2
2
2
4.Анастасия Н.
3
5
4
4
4
4
4
4
4
5.Юля Ц.
3
3
2
2
3
2
4
2
2
6.Андрей М.
3
3
4
4
3
2
4
4
4
7.Софья Е.
4
5
4
4
3
2
2
2
2
8.Андрей Х.
3
2
2
2
1
2
2
2
2
9.Антон И.
4
5
4
4
4
4
4
4
4
10.Алексей Р.
3
3
2
4
3
2
2
4
2
Приложение 4
Материал по результатам исследования
фонематического восприятия и анализа
у детей с ОНР
Таблица 4
Результаты исследования фонематического
восприятия и анализа у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
ФИ
звуки
Наташа С.
Софья И.
Антон Б.
Анастасия Н.
Юля Ц.
Андрей М.
Софья Е.
Андрей Х.
Антон И.
Алексей Р.
Гла
сные
А
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
О
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
У
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Э
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
И
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Ы
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Свистя
щие,
шипя
щие, аффри
каты
С
-
-
+
+
-
-
-
-
-
-
С’
-
-
+
+
-
-
-
-
-
-
З
-
-
+
+
-
-
-
+
+
-
З’
-
-
+
+
-
-
-
+
+
-
Ц
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Ч
+
+
-
-
-
-
-
-
+
+
Ж
+
-
+
+
-
+
+
+
+
+
Ш
+
-
+
+
-
-
-
-
-
-
Сонор
ные
Р
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
Р’
-
+
-
-
+
-
+
+
+
+
Л
+
+
-
-
+
+
+
-
-
+
Л’
+
+
-
-
+
+
+
-
-
+
М
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
М’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Н
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Н’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Глухие и звонкие
парные
П-Б
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Т-Д
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
К-Г
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Ф-В
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
П’-Б’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Т’-Д’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
К’-Г’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Ф’-В’
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Йотиро
ванные
глас
ные
ЙА
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ЙО
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ЙУ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ЙЭ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Список литература:
1. Андреева Н.Г. Развитие
письменной связной речи младших
школьников с нарушением чтения
и письма [Текст]/ Н.Г. Андреева// Школьный
логопед. – Б.М., 2008. - №1. – с.29 -34.
2. Барт К. Трудности в
обучении [Текст]: раннее предупреждение/К.
Барт: учебное пособие. – М.,2006. – 208с.
3. Бессонова Т.П. Предупреждайте
и устраняйте недостатки письменной речи
у детей (часть 1) [Текст]/Т.П. Бессонова,
Е.Л.Ворошилова //Воспитание и обучение
детей с нарушениями в развитии. – Б.М.
–2008. - №4 (страничка для занятий с детьми).
4. Боскис Р.М. Учителю о
детях с нарушениями слуха [Текст]:
книга для учителя/ Р.М. Боскис. – М.: Просвещение,1988.
– 128с.
5. Гаджиева И.А. Расстройство
письменной речи у детей младшего
школьного возраста в условиях
двуязычия [Текст]/И.А. Гаджиева // Логопед.
– 2004. - №6 с. 19-24.
6. Голубихина Ю.А. Взаимосвязь
психолога и логопеда при коррекции
нарушений письменной речи у
учащихся младших классов [Текст]/
Ю.А. Голубихина, Ю.О. Стужук// Логопед. -
Б.м. – 2006. - №5. – с.91 – 99.
7. Гончарова В.А. Состояние
устной и письменной речи учащихся
образовательных школ [Текст]/ В.А. Гончарова//Школьный
логопед. – Б.м. – 2006. - №3. – с.39 – 43.
8. Гурьянов Е.В. Развитие
навыков письма у школьников [Текст]/
Е.В. Гурьянов. – М.,1990. – 88с.
9 . Гуткина Н.И. Психологическая
готовность детей к школе [Текст]/
Н.И.Гуткина.-М.,2000.-190с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция
устной и письменной речи учащихся
начальных классов [Текст]: Пособие
для логопеда/Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманист.
Издательский центр Владос, 2003. – 336с.:
ил. – (Коррекционная педагогика).
11. Жукова Н.С. Преодоление
общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст]/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова,
Т.Б, Филичева. – М.: Просвещение,1990. – 240с.
12. Кириллова Е.В. Первичная
профилактика возможных нарушений
чтения и письма в дошкольном
возрасте [Текст]/ Е.В. Кириллова // Практическая
психология и логопедия. – Б.м. – 2005. - №5-6.
– с.52-62.
13. Козырева Л.М.Как подготовить
руку к письму [Текст]/Л.М.Козырева.,
М.- 2005.
14. Колесова И.И. Игровые
упражнения для коррекции письменной
речи в начальных классах [Текст]/И.И.колесова
// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. – 2005. - №1. с. 29-32.
15. Корнев А.Н. Нарушения
чтения и письма у детей [Текст]:
Учебно – методическое пособие/А.Н. Корнев.
– СПб. – 1997 – 286 с.
16. Корнев А.Н. Подготовка
к обучению грамоте детей с
нарушением речи [Текст]: методическое
пособие/А.Н.Корнев. – М. – 2006. – 120с.
17. Кукушкин О.И. Новые
средства развития письменной
речи детей [Текст]/О.И.Кукушкин//Дефектология.
– Б.м. – 2004 - №1. – с. 76-85.
18. Лалаева Р.И. Диагностика
и коррекция нарушений чтения
и письма у младших школьников
[Текст]: Учебно-методическое пособие/Р.И.Лалаева,
Л.В.Венедиктова.– СПб.: Изд-во, 2003.-224с.
19. Левина Р.Е. Нарушения
речи и письма у детей [Текст]:
Избранные труды/ Ред. – сост. Г.В.Чиркина,
П.Б. Шошин. – М. – 2005. – 224с.
20. Лобок А.М. Диалог с
Л.С. Выготским по поводу письменной
речи [Текст]/А.М.Лобок// Вопросы психологии.
– Б.м. - 1996. – №6. – с. 41-52.
22. Логинова Е.А. Предупреждение
возникновения нарушений письменной
речи в психолого-педагогической
работе с детьми дошкольного
возраста [Текст]/Е.А.Логинова// Логопед
в детском саду. - Б.м.– 2005. - №4. – с.46 –
49.
23. Лошнова Е.А. Предупреждение
возникающих нарушений письменной
речи в детском саду [Текст]/Е.А.Лошнова//
Логопед в детском саду. – Б.м. -2005. - №4.
– с. 46-49.
24. Лукашенко М.Л. Дисграфия
[Текст]: исправление ошибок при письме:[практическая
методика устранения недостатков правописания
у школьников младших классов]/ М.Л. Лукашенко,
Н.Г.Свободина; рис. В. Романова. – М.: Эксмо,2004.
– 127с.
25. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии
письма [Текст] /А.Р.Лурия// Рус. яз. :
Приложение к газете “Первое сентября”.
– Б.м. – 2002. - №40. с. 13-16.
26. Лурия А.Р. Письмо и
речь [Текст]: нейро-лингвистические исследования:
учебное пособие для студентов, обучающихся
по направлению и специальностям психологии/
А.Р. Лурия. – М.: Академия,2002. – 346с.
27. Лысюк О.Л. Игровые способы
формирования у дошкольников
предпосылок овладения навыком
письма [Текст]\ О.Л. Лысюк//Воспитание и
обучение детей с нарушениями в развитии.
– Б.М. – 2007. - №3. – с.77 – 79.
28. Ляудис В.Я. Психологические
основы формирования письменной речи
у младших школьников [Текст]/В.Я.Ляудис,
И.П.Негурэ. - М.,1994. – 150с.
29. Методика развития речи
детей дошкольного возраста [Текст]:
Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед.
уч – щ.- М.,1984. – 240с.
31. МоисееваТ.В. Предупреждение
нарушений письма и чтения
на начальном этапе их формирования
у учащихся младших классов [Текст]/Т.В.Моисеева//
Школьный логопед.-2006. - №1. – с.11 – 19.
32. Нарушения речи у
дошкольников [Текст]/ сост. Р.А. Белова-Давид.
- М.:Просвещение,1972. – 232с.
33.Настольная книга педагога
– дефектолога [Текст]/ Т.Б. Епифанцева.
- Ростов н/Д.,2005.
34. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая
готовность ребёнка к школе [Текст]: Пособие
для практических психологов, педагогов,
родителей/ Н.В. Нижегородцева,В.Д. Шадриков.
– М.:Владос,2001. – 256с.
35.Носкова Л.П. Методика
развития речи дошкольников с
нарушениями слуха [Текст]/Л.П.Носкова.
– М.,2004.
36. Парамонова Л.Г. Предупреждение
и устранение дисграфии у детей
[Текст]/Л.Г.Парамонова. - СПб.,2001.
37. Подготовка к школе
[Текст]: речь, письмо, математика /Составители:
Л.Г. Парамонова.– СПб.: Дельта 1999. – 208с.
38. Прищепова И.В. К вопросу
о сформированности предпосылок
усвоения навыков письменной
речи у будущих первоклассников
[Текст]/И.В.Прищепова, О.Г.Ивановская, С.Ф.Савченко
// Логопед в детском саду. – М. -2005. - № 5,
6. – с. 63 – 68.
39.Рау Ф.Ф. Устное слово
[Текст]: методическое пособие по развитию
устной речи и обучению грамоте детей
с нарушением слуха/Ф.Ф.Рау.- М.,2004.
40. Садовникова И.Н. Нарушения
письменной речи и их преодоление
у младших
школьников [Текст]: Учебное
пособие/И.Н.Садовникова. - М.: Владос,1995.-256с.
41. Совчук Е.Я. Обучение
детей с общим недоразвитием
речи согласованию слов-признаков
с существительными [Текст]/ Е.Я. Совчук//
Дефектология. – Б.м. – 2000. - №4. – с.78 –
84.
42. Сурнина М. В. Дидактические
основы формирования предпосылок
учебной деятельности детей старшего
дошкольного возраста [Текст]/М.В.Сурнина.
– Б. – 2005. -55с.
43. Токарева О.А. Расстройства
чтения и письма (дислексии и
дисграфии), под/ред. Ляпидевского [Текст]/О.А.Токарева.
- М.,1969.
44. Тригер Р.Д. Инициативная
письменная речь учеников классов
коррекционно-развивающего обучения
[Текст]/Р.Д.Тригер // Дефектология. – Б.м.
– 2002. - №4. - с. 40-47.
45. Филичева Т.Б.Подготовка
к школе детей с ОНР в условиях специального
детского сада [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
– М.,1991.
46. Цветкова Л.С. Нейропсихология
счета, письма и чтения [Текст]: нарушение
и восстановление: учебное пособие/ Л.С.
Цветкова. – 3 – е издание.- М. – 2005. – 360с.
47. Эльконин Д.Б. Развитие
устной и письменной речи учащихся,
под/ред. Давыдова [Текст]/Д.Б.Эльконин.
– М.,1988.
48. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая
структура письма/ А.Н.Леонтьев.-(http://www.logoburg.com/klub).