Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 07:29, курсовая работа
Художественный витраж – интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Средневековый мастер понимал искусство витража как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы.
Введение 2
Глава I. Становление и функциональное значение искусства витража в контексте мировой истории искусства 7
1.1. Предпосылки и этапы возникновения витражей в мировой художественной культуре 7
1.2. Разновидности и виды обработки витража………………………………15
1.3. Утилитарная и декоративная функции витража…………………………22
Глава II. Историко-производственный аспект витражного искусства и его использование в современном пространстве 25
2.1. Приемы и технологии работы создания витража 25
2.2. Современное применение витражного искусства в интерьере домашнего пространства……………………………………………………………………………………………………………..………………….28
Заключение 32
Библиографический список 35
Художественные особенности и функции витражного искусства
Проектная работа
1.2. Разновидности и виды обработки витража………………………………15
1.3. Утилитарная и декоративная функции витража…………………………22
2.2. Современное применение витражного
искусства в интерьере домашнего пространства………………………………………………
Актуальность. Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. [1, с.145-152]
Художественный витраж – интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Средневековый мастер понимал искусство витража как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы. Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Много различных витражей сохранилось в мире, созданных выдающимися живописцами, художниками и мастерами. Немало красивейших витражей создано руками мастеров, чьи имена остались неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. [10, с.135-142]
Художественная культура рубежа начала ХХI столетия насыщена событиями и чрезвычайно разнообразна. В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов. С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и проявляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца ХХ века. [2, с.268]
Искусство витража обретает особую ценность в условиях эры высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию. [2, с.268]
В наше время очень популярны
витражные вставки для мебели,
а также декорирование
Таким образом, процесс изучения витражного искусства сейчас наиболее актуален в связи с его значимостью в истории искусства и проникновением в современную культуру.
Степень разработанности проблемы. В значительно большей степени витраж изучен в зарубежной литературе, такие страны, как Германия и Франция до сих пор спорят по поводу первенства в его изобретении. Тема витража второй половины ХХ века неотделима от общей проблематики этого искусства, которая не имеет пока систематического изучения в отечественном искусствознании. Неразработанность данной темы проявляется в терминологических разночтениях; не обобщены и основные характеристики витража как вида искусства. Практически отсутствуют монографические исследования генезиса и истории витража, которые позволили бы понять причины его востребованности в современной культуре. [10, с.135-142]
Появление в последние годы переводных изданий существенно обогатило общий взгляд на искусство витража. Самой значительной, по нашему мнению, стала работа американских исследователей Э. Уили и Ш. Чик «Искусство цветного и декоративного стекла». Ключевыми можно также считать издания энциклопедического характера, например, труд А. Морана «История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней». Интересное, но эпизодическое обращение к истории витражного искусства осуществляется чаще всего в изданиях, посвященных эпохам готики или модерна: это исследования Е.И. Ротенберга, О.Я. Лясковской, К.М. Муратовой, Д.В. Сарабьянова. Расширили представление об отдельных этапах истории отечественного витража работы Н.Н. Качалова и Н.Т. Ягловой, а также публикации Е.И. Батановой, Н.Н. Воронина, Н.В.Воронова, И. Холостенко и др. Однако в них не ставилась задача понимания природы этого искусства в более широком историческом контексте. Первое масштабное обобщение исторического материала предложено в исследовании Е. Минухина «Витражи», но это издание было осуществлено почти полвека назад.
Объектом исследования в работе являются художественные особенности витража.
Предмет научного анализа – витраж как вид декоративного искусства.
Цель работы - изучить этапы становления и функции искусства витража как художественного явления, востребованного современной культурой.
Задачи курсовой работы:
Методические основы курсовой работы. Изучение материала строится на основе применения метода дисциплинарного анализа, а также сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов. Существенное значение имели исследования историко-культурного направления, рассматривающие витраж в контексте культуры (Е.И. Ротенберг, Г.Ю. Стернин, К.М.Муратова), осуществляющие историческое изучение витражного искусства (Н.Н. Качалов, Е.И. Минухин, Э. Уили и Ш. Чик), а также труды по художественному стеклоделию (А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко, Л.В. Казакова).
Материалы курсового исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов «История искусства», «История декоративно-прикладного искусства», а также спецкурса по истории витражного искусства. Существенную помощь работа окажет при написании учебно-методических рекомендаций по изучению декоративно-прикладного искусства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. [3, с.125-128] (см.приложение 1)
С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. [6, с.120]
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. [13, с.12-14]
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей. Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо. Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, П. М. Воробъева, Мальцовых. Результаты их деятельности до нас не дошли. [11, с.150]
Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833), (проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов. [20, с.365]
До 1840-х гг. русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России. [6, с.120]
Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование. [20, с.365]
Информация о работе Художественные особенности и функции витражного искусства