Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 07:29, курсовая работа
Художественный витраж – интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Средневековый мастер понимал искусство витража как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы.
Введение 2
Глава I. Становление и функциональное значение искусства витража в контексте мировой истории искусства 7
1.1. Предпосылки и этапы возникновения витражей в мировой художественной культуре 7
1.2. Разновидности и виды обработки витража………………………………15
1.3. Утилитарная и декоративная функции витража…………………………22
Глава II. Историко-производственный аспект витражного искусства и его использование в современном пространстве 25
2.1. Приемы и технологии работы создания витража 25
2.2. Современное применение витражного искусства в интерьере домашнего пространства……………………………………………………………………………………………………………..………………….28
Заключение 32
Библиографический список 35
Витражи диапозитивы - могут выполняться с использованием фотографической техники, фотопечати на стекле или методом фототравления. Витражи-диапозитивы используются при остеклении небольших проемов торгово-выставочных павильонов, витрин. Следует отметить, что фотопечать на стекле и метод фототравления стали использоваться в технологиях изготовления витражей относительно недавно.
Комбинированные витражи - представляют собой сочетание витражей, выполненных в различных видах и стилях. Как следует из названия, в процессе изготовления комбинированных витражей применяются уже готовые элементы. Это могут быть литые стеклянные розетки, многослойное стекло, подвергнутое обработке травлением кислотами или механическим шлифованием.
Мозаичный витраж - это разновидность наборного витража, имеющего, как правило, геометрическое построение в виде орнамента. Внешне напоминает мозаику из одинаковых по размеру элементов смальты. Ингода мозаичный набор используется как фон, но нередко применяется самостоятельно, создавая сплошное ковровое перекрытие пространства окон. В качестве готовых модулей для мозаичного набора зачастую используются формованные фигурные детали, имеющие сложный рельеф, шлифованные вставки, кабошоны и др. [9, с.165-172]
Узор "Мороз" - такая фактура получается на стекле при нанесении столярного клея, желатина или иной аналогичной субстанции на заранее обработанную пескоструйным методом поверхность, которую специально протравили, затерли абразивом и процарапали. Данная техника основана на свойстве адгезивных материалов уменьшаться в объеме при высыхании. Используемый при этом горячий клей равномерно заполняет все трещины и шероховатости поверхности стекла, по мере высыхания он начинает сжиматься, выдирая за собой тонкие чешуйчатые пластинки стекла. Получаемая таким образом фактура стекла своим рисунком очень напоминает морозные узоры на окнах. [12, с.155-156]
Наборный витраж - является одним из простейших видов витража. Он, как правило, не имеет росписи и обычно составляется на наборном столе из кусочков заранее нарезанного стекла. [17]
Расписной витраж - вид витража, в котором все стекла имеют роспись, независимо от того, использовано ли при этом цельное стекло для написания картины или она собрана из уже расписанных фрагментов. Для придания блеска допускаются незначительные вкрапления мелких осколков граненого и прессованного стекла. [17]
Свинцово-паечный (паечный) витраж - разновидность классической витражной техники, появившейся еще в средние века и послужившей основой для всех современных техник изготовления витражей. Он собирается из кусочков стекла в свинцовой оправе, стыки запаиваются. При этом стекла могут быть как цветными, так и расписанными краской, могут также применяться легкоплавкое стекло и окислы металлов, которые после обжига в специальных печах прочно вплавляются в стеклянную основу, образуя с ней единое целое. [17]
Фацетный витраж - выполняется из особого приготовленного стекла со снятой по всему периметру фаской. Также могут использоваться объемные, шлифованные или полированные стекла, имеющие огранку. Для получения широкой фаски, усиливающей эффект от преломления света и игры отраженного света, используется более толстое стекло, соответственно увеличивается вес самой витражной конструкции. По этой причине готовые фацетированные элементы и блоки вставляются в более прочную металлическую оправу из латуни или меди. Подобные витражи, как правило, размещаются в дверцах мебели или межкомнатных дверях. Оправа из латуни или меди позволяет выдержать многократные нагрузки открывания/закрывания, чего нельзя обеспечить при использовании свинца, который обычно «провисает». Кроме того, благородный золотистый оттенок оправы из меди или латуни дополнительно придаст роскошный вид предметам, которые будут видны не только в просвете витража, но и в отраженном свете, что очень важно в мебельных витражах. [12]
Кабошон - представляет собой рельефную фигурную вставку в витраже. Она, как правило, прозрачная и своим внешним видом по форме напоминает каплю воды или стеклянную пуговицу, может быть прессованной или отлитой (моллированной) в специальную форму. Витражные кабошоны нередко имеют форму полусферы или слегка приплюснутой полусферы, оснащены бортиком для крепления в оправе.
Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль
- все эти термины используются д
Транспарант (транспарентное стекло) - все виды прозрачного, просвечивающегося стекла. Другое название - прозрачная живопись на стекле, которая воспринимается на просвет. Транспарантная живопись осуществляется безобжиговыми составами, например, с использованием пигмента и какого-либо связующего вещества, живопись темперной или масляной краской, как правило, по матовому стеклу. Транспарантная живопись получила особое распространение в России в эпоху появления моды на витражи. Другая причина – довольно простая технология исполнения, если сравнивать ее с методами живописи стекольными красками с последующим обжигом. [17]
Эрклез - представляет собой декоративную вставку в тело витража в виде небольшого элемента из более толстого стекла, поверхность которой состоит из нескольких сколотых граней. Обычно такие вставки вытачиваются по шаблону из стекла, затем обрабатываются специально заточенным инструментом. В этих «сколотых» поверхностях свет искрится подобно драгоценным камням. [17]
Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз. [29]
Оконные витражи стали популярны еще в средние века. Хотя самые древние витражи, найденные на территории Рима, датируются началом нашей эры. В средневековье, конечно, необходимость установить витраж была чисто утилитарной: цельное стекло изготовить в тех условиях было довольно сложно. Поэтому оконные рамы заполнялись маленькими стеклышками, составляющими своеобразную мозаику. А с течением времени это стало самым настоящим искусством. [16. с.365]
Изначально мозаика на полу выполняла чисто утилитарные функции - являлась способом выровнять пол и сделать помещение более прохладным. Позднее декоративная функция вышла на первый план, мозаикой отделывались не только полы, но и стены, потолки, предметы культа и быта.
Назначение витражей дольно разнообразно. Они успели стать не только элементом декоративного украшения зданий и сооружений, но и обрели утилитарное назначение: заменяют дверные филенки и оконные стекла, хорошо пропускают дневной свет, дают при этом возможность скрыться от посторонних глаз.
Витражи используют в окнах, делая их частично или полностью витражными. Эффектно смотрятся витражные панно и фальш-окна. Помимо чисто декоративной, витраж может нести утилитарную нагрузку. Использование витража с подсветкой позволит «оживить» затемненные участки дома.
Ниши, проемы, перегородки позволят зонировать пространство, при этом пропуская свет и, при этом, создавая потрясающую игру света и цвета в помещении.
Витраж в наше время является популярным и востребованным элементом интерьера. С его помощью можно придать комнате свой неповторимый характер, сделать ее запоминающейся и уникальной. Особенно выигрышно смотрятся витражи на окнах, которые выходят на солнечную сторону: проходящий сквозь множество цветных стекол солнечный свет наполняет комнату красками, создавая особую, волшебную атмосферу.
Кроме того, при помощи витража можно скорректировать «настроение» комнаты. Например, скрыть неприятный вид из окна, заменив его своим сказочным узором, или придать ощущение прохлады в комнате, окна которой выходят на юг, либо наоборот - «согреть» теплыми красками солнечных лучей, преломляющихся в стеклах огненных оттенков, холодную северную комнату. Возможности витража огромны, практически безграничны, и, что интересно, его можно установить практически в любом помещении: витраж способен украсить практически каждое окно. [12, с.155-156]
Помимо привычного «места обитания» витражей — окон — можно встретить эти произведения искусства и в отделке дверей. Это позволяет создать более гармоничный и законченный интерьер: витражи окна и двери составляют единую композицию. Если существует необходимость разделить большое помещение на несколько зон или между собой, можно использовать межкомнатные витражи. Такие витражи выглядят необычно и представляют собой «изюминку» всего интерьера. [3, с.125-128]
Собственно витраж - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивей и эффектнее витраж. Солнечные лучи, преломляясь, заставляют стекло гореть яркими сочными красками, делая его всякий раз новым и неповторимым. Роспись в классическом витраже выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы. [5, с.195] (см.приложение 5)
В конце позапрошлого века была изобретена новая технология сборки, получившая название «Тиффани», по имени ее создателя. По ней каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивали друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. [9, с.165-172] (см.приложение 5)
Помимо классических, существует несколько современных методов изготовления витражей. Один из них - по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Эта технология имеет несколько неоспоримых плюсов, которые обеспечивают возрастающую популярность витражам, изготовленным по этой технологии. Во-первых, применение в качестве основы для такого витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Во-вторых, основой для этого витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического. [15, с.57]
Следующая современная технология изготовления витражей называется «фьюзинг» («спекание»). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека. [16, с.365] (см.приложение 6)
Существует также технология «кастинг», известная у нас как «муранское стекло». Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено. [19, с.78] (см.приложение 6)
Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевле предыдущих - от 250$ за кв. м. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на «цветочно-виноградную тему», также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле. [19, с.78] (см.приложение 7)
Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере. (см.приложение 7)
Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.
Информация о работе Художественные особенности и функции витражного искусства