Художественные особенности и функции витражного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Художественный витраж – интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Средневековый мастер понимал искусство витража как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы.

Содержание

Введение 2
Глава I. Становление и функциональное значение искусства витража в контексте мировой истории искусства 7
1.1. Предпосылки и этапы возникновения витражей в мировой художественной культуре 7
1.2. Разновидности и виды обработки витража………………………………15
1.3. Утилитарная и декоративная функции витража…………………………22
Глава II. Историко-производственный аспект витражного искусства и его использование в современном пространстве 25
2.1. Приемы и технологии работы создания витража 25
2.2. Современное применение витражного искусства в интерьере домашнего пространства……………………………………………………………………………………………………………..………………….28
Заключение 32
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

дополнительная информация.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением. Если вы не имеете достаточного количества средств, чтобы купить настоящий витраж, а иметь дома его очень хочется, можно изготовить его самостоятельно.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре - не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках. Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. [22, с.531]

Не думайте, что витражи к месту, только в церквях или на худой конец в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения. [12, с.155-156]

2.2. Современное применение витражного  искусства в интерьере домашнего пространства

Витраж в интерьере. Включение витража в интерьер квартир и домов может осуществляться самым разным образом. Витраж в доме - это не только цветные стёкла в окнах или дверях. Потолки, перегородки, ширмы, мебель, светильники, декоративные элементы превосходно звучат в витражной аранжировке. Несомненно, являясь мощным стилистическим акцентом интерьера, витраж несёт в себе массу философских и практических аспектов. В зависимости от желания и фантазии автора, витраж может оживлять внутреннее пространство и даже изменять его. Так, можно в глухой стене прорезать ложные витражные окна с искусственной подсветкой или создать иллюзию открытого пространства с помощью витражного потолка-купола. Прекрасно выполняя ограждающие функции в зонах кухни-столовой, гостиных, ванных комнатах, на террасах, цветное стекло делает это мягко и ненавязчиво. Если вас по какой-то причине не устраивает вид за окном, можно полностью или частично его перекрыть. Классифицируя витражи по месту их размещения, можно отметить некоторые технические и композиционные особенности, характерные для данных групп. [7, с.43] (см.приложение 8)

  Витражи в зоне лестничных маршей. Классическое место для витража – большие световые проёмы в зонах лестничных маршей, площадок между этажами. Преимущества, которые представляют для местонахождения витражей данные зоны, вполне очевидны: как правило, хороший отход и, следовательно, обзор со стороны интерьера; свобода данного пространства от излишнего декора, мебели; выход интерьерной темы, которую может отражать стекло, во внешнее пространство в вечернее время. Кроме эстетического, может возникнуть и чисто утилитарный мотив для размещения витража на лестничных площадках. Реалии строительства частных домов таковы, что благодаря высокой плотности застройки, строения часто стоят буквально «окна в окна». Понятно и оправдано желание владельцев скрыть подробности своей жизни от чужого взгляда, не закрывая пространство огромных окон шторами. Идеальным в этой ситуации представляется использование декоративного стекла. [28] (см.приложение 9)

  Окна и витражи в жилых помещениях. Окна в жилых помещениях нецелесообразно полностью закрывать цветным стеклом, ведь свет здесь очень важен. Можно забрать под витраж верхнюю часть окон или какие-то их фрагменты. Решившись на установку витража в том или ином помещении, надо учитывать, что они "съедают" часть попадающего извне дневного света. Поэтому так важна ориентация окон по сторонам света. Не случайно в южных странах, где солнечная активность высока, используются стекла достаточно насыщенных цветов, чтобы приглушить свет. В наших же северных широтах предпочтение отдается более светлой палитре, имитирующей солнечные оттенки. (см.приложение 9)

Место для витражей в жилом помещении полезно определить ещё на стадии проектировании интерьера. Он может выполнять роль ширмы, зонирующей помещение, псевдоокна или даже взять на себя функцию части стены. [28]

  Витражные потолки. Особенности размещения витражей в качестве плоских или куполообразных плафонов с искусственной подсветкой диктуют и специфический подход к их проектированию. Учёт технических требований, степени освещённости, места расположения светильников должен происходить на начальной стадии проектирования.В случае, если витражный потолок занимает довольно значительную площадь, изготовлением конструкции должны заниматься специалисты. [18] (см.приложение 10)

  Витражи в зоне кухни-столовой. Стандартное размещение витражных вставок в створках кухонной мебели известно всем. Эту тему можно поддержать витражами в окнах и дверях. Небольшой по площади витражный потолочный плафон будет уместен прямо над кухонным столом. Тенденция объединения кухни и столовой в большое открытое пространство делает актуальной проблему визуального отделения данных зон. Логичным кажется решение использования на стыке двух пространств витражных перегородок. С одной стороны, такая перегородка является преградой, с другой, используя в композиции стекло, возможно добиться ощущения лёгкости. Одно из привлекательных эстетических свойств цветного стекла – отсутствие плотности, некая нематериальность. Обыгрывая это качество, художник и архитектор способны найти множество нетривиальных решений для конкретного интерьера. [24, с.145-152] (см.приложение 10)

Ванные комнаты. Достаточно часто в современных ванных комнатах делаются подвесные витражные потолки, которые позволяют визуально сделать пространство объемнее, служат в качестве дополнительной, интимной подсветки и создают в помещении совершенно особую атмосферу, особенно если перекликаются с другими витражными элементами.

Окно в современной ванной комнате уже в порядке вещей, а не исключение. Окно, декорированное с помощью цветного стекла - не только эстетически удачный ход, но и необходимость. Витраж позволяет не вешать в ванной комнате шторы, которые часто нежелательны из чисто практических соображений: он надежно защищает внутреннее пространство помещения от посторонних взглядов извне. Может быть, это и не столь важно для городской квартиры, но весьма актуально для коттеджа. Он позволяет кардинально изменить вид из окна, ведь не секрет, что из окон вспомогательных помещений редко открываются красивые панорамы, как правило, это вид на стену соседнего дома, забор или гараж, что в принципе мало интересно... [24, с.145-152] (см.приложение 11)

Бассейн. Часто применяемое место размещения витражей - бассейны, ведь в помещении, где они располагаются, обычно очень большие окна для естественного освещения, но в то же время желательна значительная степень интимности. Дополнительный эффект создаёт отражение изображений на воде. Подавляющее большинство композиций витражей в окнах бассейна – сюжетного характера. Это темы отдыха, экзотической природы, мотивы подводной флоры и фауны. Очень интересны и уместны в интерьерах современного плана абстрактные композиции. [24,с.145-152]  (см.приложение 11)

 

 

 

Заключение

Таким образом, витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

         В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами  и искусными мастерами. Художник  принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют. [11, с.150]

В данной работе были изучены:

      - исторические особенности росписи по стеклу, что позволило нам выявить богатое прошлое витражного искусства и безграничные его перспективы. Роспись по стеклу прошла много веков и побывала во многих странах, применявшаяся главным образом для декорирования церковных зданий, но это не является границей витражного искусства. Много различных витражей сохранилось в мире, а именно во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и других странах. Жаль, но не все они сохранились в прежнем состоянии.

      - изучены современные направления витражного искусства и нами было отмечено, что возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появилось много новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.

       В работе были представлены варианты использования техники витража в современном интерьере, и выяснили, что витражи к месту не только в церквях или в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере. Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения;

       Художественные  витражи, применявшиеся главным  образом для декорирования церковных  зданий, сегодня все глубже проникают  в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей  все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре и искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картин выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.

      Изделия, выполненные  художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

      В наше  время очень популярны витражные  вставки для мебели, а также  декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков.

      Очень часто  в интерьере наших домов стали  появляться и другие декоративные  изделия в технике росписи  по стеклу. Это все возможные  вазы для цветов, посуда, люстры  и бра, выполненные в этой технике, а также фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

[12, с.155-156]

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Барова, Н. Игра стекла и света [Текст] /Ностальгическая роскошь //Новая классика. – Вып. №1, 2000. - С. 145-152.
  2. Беда, Г.Б. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г.Б. Беда.- М., 1963. –  380 с.
  3. Виггинтон, Майкл  Пять возрастов стекла [Текст] / Architecture
  4. ‘000000000d’aujourd’hui // Интерьер. – Вып. №6, 2006.- С. 125-128.
  5. Воронова,Н.Н. Умелые ручки. Витраж своими руками [Электронный ресурс] // Электронный журнал  «Солнышко» //  Загл. с экрана: http: //www. Solnet. ee /sol/023/u 022. Html. -  Проверено: 16.03.2012.
  6. Медкова, Е.С. Витражи: эволюция технологии и образа. [Электронный ресурс]  // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» // Загл.  с экрана:  http:// grand-web. com.ua /statya/ 3304.php?|=ru. - Проверено: 25.05.12.
  7. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. [Текст] / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1965. - 350 с.
  8. Волобаева, Т. В. К истории искусства витража в России (Произведения мастерской В. Д. Сверчкова) [Текст] / Т.В. Волобаева. -  М., 1995. – 570 с.
  9. Газарян, С.С. Прекрасное – своими руками [Текст] / Сост. С.С. Газарян. М., Детская Литература. 1979. – 450 с.
  10. Галицкий, И. А. Вечные ценности [Текст] / Статья о пескоструйных витражах //  Деко. - №1, 2011. –345-347 с.
  11. Дутов, А. А. Свет сквозь цветное стекло [Текст] / Недвижимость Петербурга//  Новая классика.- Вып. №5, 1995.- 165-172 с.
  12. Зорина, А. М. Сохранить витражи Петербурга [Текст] / Декоративное Искусство роскошь // Новая классика.- Вып. №4, 2000.- 135-142 с.
  13. Качалова, Н.Н. Художественное стекло и витраж [Текст] /Витраж – грань двух миров// Новая классика.- Вып. №10, 2010.- 145-152 с.
  14. Кириков, Б. М.Витражи Петербурга [Текст] / Наше наследие// Новая классика.- Вып. №4, 1990, 150 с.
  15. Клисов, И. Художественный совет [Текст] / Витражные фантазии // Новая классика. – Вып. №3, 2006.- 155-156 с.
  16. Муратова, К. М. Витражи: хрупкость стекла в эпоху революций [Текст] / Мир музея // Художественное стеклоделие . Вып. № 3, 2009. - 12-14 с.
  17. Коган, С. Э. Витражное искусство в Петербурге [Текст] /С. Э. Коган.-Санкт-Петербург. :Культура-Искусство-История-Сохранение наследия,1993.-358с.
  18. Козлов,В.В. Учить прекрасному [Текст] / В.В.Козлов.- М.: 1999-360 с.
  19. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество [Текст] / О.В. Корчинова. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 450 с.
  20. Кушелевская, Т.А.  Кружок «Витраж» / [Электронный ресурс] / Т.А. Кушелевская. – Режим доступа:  http: //www. igpk. ru /print. asp?
  21. Кушелевская, Т.А.  Кружок «Витраж» [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Педагогика и искусство» // Загл. с экрана: http: //www. igpk. ru /print. Asp . htm. - Проверено: 10.05.2012.
  22. Кьяццари, Сюзи. Цвет в интерьере вашего дома [Текст] /Стекловедение// Кристина-Новый век. –Вып. №4,2007.- 460 с.
  23. Минухин, Е. А. Витражи. Рига [Текст] / Е.А. Минухин , Ростов на Дану.: Феникс, 2002.-679 с.
  24. Минухин, Е.А. Возродим витражное искусство [Текст] / Краски стекла// Новая классика. - Вып. №8, 1949.-480 с.
  25. Натаревич, А. Витражи. Картины из стекла [Текст] / А. Натаревич. – М.: Наука, 2011. – 675 с.
  26. Павловский, В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала [Текст] /  В.В. Павловский. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 1975. – 456 с.
  27. Пелипенко, А. В. Витраж, соло в интерьере [Текст] / Комфорт // Новая классика. - Вып. №4, 1995.- С. 145-152.
  28. Платонова,Н.И. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] /сост. Н.И.Платонова.– М., Педагогика, 1983. – 780 с.
  29. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А.Пономарев.- М., 1977. – 466 с.
  30. Севастьянов, К. К. Миражи серебряного века [Текст] / Санкт-Петербургские ведомости  // Новая классика. - Вып. №8, 1993. - С.135-137.
  31. Яглова, Н. Т. Витраж. Русское декоративное искусство [Текст] / Н.Т. Яглова. - М., 1965 – 565 с.

Информация о работе Художественные особенности и функции витражного искусства