Человек с нарушениями в развитии в России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.

Содержание

1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат декан.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Вывод из этой повести  не столько педагогический, сколько  нравственный: окружающие Левку люди не лучше, а хуже его. Надо сказать, что  эта повесть сыграла определенную роль в формировании гуманного отношения  к аномальным детям со стороны  общества.

Много внимания слабоумным, юродивым уделял в своем  творчестве русский публицист Иван Григорьевич Прыжов (1827—1885). В своих «Очерках по истории нищенства» и других произведениях он рассказывал о тяжелой участи аномальных детей в России вследствие отсутствия о них общественной заботы.

Впервые в русской  педагогической литературе положение  отсталых детей в школе осветил  Н. А. Добролюбов (1836—1861) в статье «Ученики с медленным пониманием», опубликованной в 1858 году в «Журнале для воспитателей».

В этой статье Добролюбов привлекает внимание учителей к тем  учащимся, которые не могут идти в ногу со всем классом. Этих учеников Добролюбов называет малоспособными.

В своей статье Добролюбов писал: «Ни одному разряду  учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя».

Добролюбов дает интересное описание психологических  особенностей этих детей и с большим  знанием дела вскрывает психологическую  основу этих особенностей. Основной недостаток этих детей он видит в нарушении  аналитико-синтетической деятельности мозга. Учение не возбуждает у них  активности, хотя они и следят за преподаванием. Восприятия их очень замедленны, представления разрозненны. Они плохо проникают в суть изучаемых явлений. Особенно затрудняют этих детей разного рода обобщения (заключения, сравнения, применение правил). Они не способны к рассуждению. Их действия носят механический, стереотипный характер. Эти дети плохо ориентируются в новой обстановке.

Причины состояния  этих детей Добролюбов видит -главным образом в недостатках воспитания.

Добролюбов обнаруживает у малоспособных детей ряд  здоровых начал, которые не позволяют  считать их обучение бессмысленным  делом. Эти дети, по его мнению, в  привычной для них сфере жизни  обладают практическим смыслом, упорством, склонностью к порядку.

Интересны и те приемы, которые Добролюбов рекомендует  использовать при обучении малоспособных  детей. Он признает целесообразным создать  для них специальные учреждения. Но поскольку таких учреждений нет, Добролюбов рекомендует учить их в замедленном темпе и по более  сокращенной программе.

Он считает, что  обучение надо возможно более приблизить к жизни. Добролюбов рекомендует  также шире использовать личные наблюдения и опыт учащихся. Он видит необходимость  в том, чтобы при изучении учебного материала чаще использовался прием  сравнения. Добролюбов считает необходимым  чаще поощрять этих детей и проявлять  по отношению к ним чуткость, терпение.

Эта статья Добролюбова  может быть отнесена к числу первых в истории отечественной олигофренопедагогики.

Широкое общественное движение за воспитание и обучение умственно отсталых детей в России началось в конце XIX—начале XX века. Тогда же определились и основные формы помощи умственно отсталым детям: создание медико-педагогических учреждений, приютов, вспомогательных  классов и школ.

 

4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей

     Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1854 году в Риге доктором Фридрихом Пляцом — лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов. На первых порах это было небольшое, частное, платное учреждение, обслуживавшее всего несколько человек. После смерти в 1868 году Ф. Пляца это учреждение возглавила его супруга Тереза Пляц. Оно было расширено и преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Занятия проводились по системе Э. Сегена.

После смерти Терезы Пляц (1901) данное лечебно-педагогическое заведение претерпело ряд преобразований и просуществовало до 1941 года — до начала фашистской оккупации Латвии.

Следующие мероприятия, которые  имеют отношение к вопросу  воспитания и обучения умственно  отсталых детей в России, были осуществлены военным ведомством.

В России с начала XIX века существовала система военных учебных  заведений, которые готовили офицеров и унтерофицеров.

Следовательно, военные прогимназии  правильнее рассматривать не как  вспомогательные школы, а как  первую в России попытку прийти на помощь неуспевающим детям и учить  их в условиях, соответствующих их познавательным возможностям.

Военные прогимназии существовали до 80-х годов. Начавшаяся в 80-х годах  после убийства Александра II реакция  привела к отмене многих реформ 60-х  годов в области просвещения. Военные прогимназии были вновь  преобразованы в военные начальные  училища и перестали выполнять  указанные выше функции по воспитанию малоспособных детей.

В последующее время на протяжении всего XIX века царское правительство  ничего не предпринимало для оказания помощи детям с недостатками интеллекта. А то, что делалось для этих детей  в дальнейшем, имело отношение  только к частной инициативе и  благотворительности.

 

5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным

В последней четверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной  медицины, биологии и педагогики. К  этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором  Иваном Михайловичем Балинским (1827—1902) первая в России психиатрическая клиника при петербургской Военно-медицинской академии вырастила большую группу талантливых психиатров. В качестве руководителя клиники И.М. Балинского сменил в 1877 году Иван Павлович Мержеевский (1838—1908), который оставался на этом посту до 1893 года. И.П. Мержеевскому принадлежит заслуга в оформлении материалистического направления в русской психиатрии. В частности, он развенчал начинавшие утверждаться за рубежом взгляды на идиотию (микроцефалию) как на явление атавизма, как на возврат к низшему типу, к животному предку человека и показал, что корни идиотии лежат в органических (врожденных или приобретенных) нарушениях мозга.

И.П. Мержеевский проявлял большой интерес к положению слабоумных в России. Мы уже указывали в первой части работы, что в предисловии к книге английского психиатра В. Айрленда «Идиотизм и тупоумие», изданной в России в 1880 году, И.П. Мержеевский обратил внимание на социальную природу слабоумия, на обязанности общества по отношению к слабоумным. Там же И.П. Мержеевский раскрывает особенно тяжелую участь слабоумных в России. В этой связи он писал: «Так жалко у нас положение идиотов, к которым общественная совесть относится с полным равнодушием и о которых почти забыла общественная благотворительность. У нас не существует никакой статистики идиотизма, никаких специальных, правильно устроенных для идиотов заведений, а потому и те весьма немногие научные работы, которые появились у нас по некоторым отделам идиотизма, не могли быть произведены в более широких размерах, не столько по скудности материала, сколько по отсутствию благоустроенных заведений, необходимых для правильного и разумного наблюдения идиотов и применения к ним выработанной опытом программы воспитания и обучения».

Петербургскую школу  психиатров с 1894 года возглавил профессор  В.М. Бехтерев (1857—1927).

В Москве начало исследованиям в области психиатрии положил психиатр и невропатолог А.Я. Кожевников (1836—1902). В 1887 году здесь  была открыта первая Московская психиатрическая  клиника, руководителями которой были А.Я. Кожевников и С. С. Корсаков (1854—1900). С 90-х годов Московская школа психиатров стала во главе всей отечественной  психиатрии. С. С. Корсаков внес большой  вклад в разработку классификаций  душевных заболеваний и в изучение идиотии. Ученики С. С. Корсакова — А.Н. Бернштейн (1870—1922), В. И. Яковенко (1857—1923), В.П. Сербский (1855—1917), Н. Н. Баженов (1855—1922), П.П. Кащенко (1858—1920)—стали наиболее активными борцами за развитие общественной помощи слабоумным в России.

В Харькове первые исследования в области душевных болезней и слабоумия проводил П.И. Ковалевский.

Развитию психиатрии в России и углублению общественного  внимания к судьбе слабоумных содействовал принятый в 1867 году указ сената о предоставлении земствам права самостоятельно заниматься организацией медицинской помощи. Это  активизировало деятельность русских  врачей. Стали открываться психиатрические  лечебницы, больницы для душевнобольных, появились первые статистические исследования распространенности душевных болезней и слабоумия.

В 1880 году было организовано Петербургское общество психиатров, которое содействовало объединению  усилий психиатров, направленных на расширение сети учреждений для душевнобольных и слабоумных. Вопросы призрения, воспитания и обучения слабоумных обсуждались  на ряде русских съездов психиатров. Отечественные психиатры с большим  успехом участвовали в международных  съездах, на которых их деятельность получала высокую оценку.

Конец XIX века ознаменовался  утверждением материалистического  направления в естествознании и  педагогике. Вышедшая в свет в 1863 году книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного  мозга» произвела переворот во взглядах на понимание природы человеческого  поведения и психических процессов. Стала очевидной причинная зависимость  психики от материальных условий  жизнедеятельности — детерминированность  психики внешними воздействиями.

Этим было положено начало клиническим, психологическим  и педагогическим исследованиям  взаимозависимости между патологией поведения, интеллектуальной деятельностью  и условиями жизни и воспитания личности.

В педагогике укрепляется  заложенное К.Д. Ушинским антропологическое  направление. Представители этого  направления требовали привести процесс воспитания и обучения в  соответствие с общими индивидуальными  и возрастными анатомо-физиологическими особенностями ребенка.

Педагоги и  врачи ратуют за сближение педагогики и медицины с целью подкрепления всех педагогических явлений естественно-научными основаниями.

Активизации общественного  движения за развитие помощи слабоумным содействовали не только указанные  выше успехи в развитии медицины и  педагогики, но и выросшее общественное сознание русской прогрессивной  интеллигенции в связи с проникновением в Россию идей марксизма. Именно этим можно объяснить, что в России борьба за общественную помощь аномальным всегда рассматривалась как неотъемлемое звено экономических и политических преобразований государства в целом. Мы увидим дальше, что многие русские врачи и педагоги понимали, что полное осуществление всех мероприятий в отношении аномальных детей в условиях самодержавного строя невозможно.

У русской общественности были серьезные основания для  тревоги за положение слабоумных в России. По официальным данным директора медицинского департамента Н.Е. Мамонтова, к концу XIX века в России было 100 тысяч слабоумных в такой  степени, при которой они нуждались  в общественной помощи. А по подсчетам  докторов В.И. Яковенко и Н.В. Игнатьева, число глубоко отсталых от рождения вместе с детьми с приобретенными психозами достигло в России в 1897 году 200 тысяч.

Очутившись за бортом жизни, эта масса аномальных подвергалась тяжелой участи. Не занятая в своем большинстве трудом, она становилась тяжелым бременем для народа и служила резервом антисоциальных элементов общества.

Доктор В. И. Яковенко, изучивший положение слабоумных в Московской губернии в конце XIX века, приводил следующие данные: из общего числа слабоумных подвергаются систематическим побоям, связыванию, приковыванию на цепь — 6%, нищенствует  — 21%, ничем не заняты — 40%, выполняют  несложные крестьянские работы — 27%, призревается — 0%.

Профессор П.И. Ковалевский, описывая тяжелое положение ненормальных детей в России, писал: «А что сделано  у нас при более чем стомиллионном  населении государства? Если не считать  частной школы, которая представляет собою меньше чем каплю в море, то, мы можем сказать,— ничего».

Общественность  не могла больше оставаться индифферентной к такому положению. Начиная с 80-х годов все чаще появляются брошюры и статьи в журналах, в которых подвергается критике равнодушие царского правительства к судьбе аномальных детей в России.

Врачи-психиатры  вынуждены были отказывать слабоумным в помощи из-за отсутствия в России учреждений для таких лиц. Это  побуждало врачей-психиатров участвовать  в борьбе за организацию призрения, воспитания и обучения слабоумных.

Перед педагогами проблема воспитания умственно отсталых детей возникает в связи с  той критикой, которой они подвергают существующую школьную систему, подавляющую  ребенка, порабощающую его волю, игнорирующую индивидуальные особенности ребенка  и выбрасывающую на улицу массу  учащихся, не усваивающих программу  массовой школы.

Врачи требуют  реформы медицинской помощи, педагоги — реформ школы, предусматривающих  создание медико-педагогических и учебных  заведений для умственно отсталых детей.

 

6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских

Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, основных принципов воспитания и  обучения умственно отсталых детей  и в разработке организационных  форм помощи этим детям сыграла деятельность врачей-супругов Ивана Васильевича  и Екатерины Хрисанфовны Маляревских.

И.В. Маляревский — врач, педагог, писатель. Он очень рано проявил интерес к педагогической работе. После окончания уездного училища Маляревский стал народным учителем. В школе он столкнулся с трудными для обучения детьми. Здесь же у него зародился интерес к познанию природы патологического развития детей. После окончания гимназии он поступил в Киезский университет, а затем перешел в Медицинскую академию и стал врачом-психиатром.

Личный педагогический опыт и опыт врача-психиатра убедили  его в необходимости сблизить педагогику с медициной, без чего педагогика, по его мнению, лишается естественнонаучной основы и перестает  быть наукой. Эти идеи И. В. Маляревский впервые высказал в 1881 году в своем докладе в Петербургском обществе психиатров. В дальнейшем Маляревский руководствовался ими в своей практической деятельности по воспитанию аномальных детей. Они же стали программой созданного им журнала «Медико-педагогический вестник», о котором речь пойдет ниже.

Екатерина Хрисанфовна Маляревская была также врачом и педагогом. Это одна из первых женщин-врачей в России. В русско-турецкую войну она служила фронтовым врачом. Как и Иван Васильевич, Екатерина Хрисанфовна посвятила свою деятельность аномальным детям. В 90-х годах прошлого века Е.X. Маляревская посетила все крупнейшие зарубежные учреждения для аномальных детей. Наиболее рациональной в обучении и воспитании слабоумных она признала систему Сегена. Руководствуясь этой системой, Екатерина Хрисанфовна разработала свои методы обучения грамоте и воспитания слабоумных, которые были изложены в ряде ее работ.

Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века