Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат
Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.
1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.
Вывод из этой повести
не столько педагогический, сколько
нравственный: окружающие Левку люди
не лучше, а хуже его. Надо сказать, что
эта повесть сыграла
Много внимания слабоумным, юродивым уделял в своем творчестве русский публицист Иван Григорьевич Прыжов (1827—1885). В своих «Очерках по истории нищенства» и других произведениях он рассказывал о тяжелой участи аномальных детей в России вследствие отсутствия о них общественной заботы.
Впервые в русской педагогической литературе положение отсталых детей в школе осветил Н. А. Добролюбов (1836—1861) в статье «Ученики с медленным пониманием», опубликованной в 1858 году в «Журнале для воспитателей».
В этой статье Добролюбов привлекает внимание учителей к тем учащимся, которые не могут идти в ногу со всем классом. Этих учеников Добролюбов называет малоспособными.
В своей статье Добролюбов писал: «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя».
Добролюбов дает
интересное описание психологических
особенностей этих детей и с большим
знанием дела вскрывает психологическую
основу этих особенностей. Основной недостаток
этих детей он видит в нарушении
аналитико-синтетической
Причины состояния этих детей Добролюбов видит -главным образом в недостатках воспитания.
Добролюбов обнаруживает у малоспособных детей ряд здоровых начал, которые не позволяют считать их обучение бессмысленным делом. Эти дети, по его мнению, в привычной для них сфере жизни обладают практическим смыслом, упорством, склонностью к порядку.
Интересны и те
приемы, которые Добролюбов рекомендует
использовать при обучении малоспособных
детей. Он признает целесообразным создать
для них специальные
Он считает, что обучение надо возможно более приблизить к жизни. Добролюбов рекомендует также шире использовать личные наблюдения и опыт учащихся. Он видит необходимость в том, чтобы при изучении учебного материала чаще использовался прием сравнения. Добролюбов считает необходимым чаще поощрять этих детей и проявлять по отношению к ним чуткость, терпение.
Эта статья Добролюбова
может быть отнесена к числу первых
в истории отечественной
Широкое общественное движение за воспитание и обучение умственно отсталых детей в России началось в конце XIX—начале XX века. Тогда же определились и основные формы помощи умственно отсталым детям: создание медико-педагогических учреждений, приютов, вспомогательных классов и школ.
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей
Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1854 году в Риге доктором Фридрихом Пляцом — лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов. На первых порах это было небольшое, частное, платное учреждение, обслуживавшее всего несколько человек. После смерти в 1868 году Ф. Пляца это учреждение возглавила его супруга Тереза Пляц. Оно было расширено и преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Занятия проводились по системе Э. Сегена.
После смерти Терезы Пляц (1901) данное лечебно-педагогическое заведение претерпело ряд преобразований и просуществовало до 1941 года — до начала фашистской оккупации Латвии.
Следующие мероприятия, которые имеют отношение к вопросу воспитания и обучения умственно отсталых детей в России, были осуществлены военным ведомством.
В России с начала XIX века существовала система военных учебных заведений, которые готовили офицеров и унтерофицеров.
Следовательно, военные прогимназии правильнее рассматривать не как вспомогательные школы, а как первую в России попытку прийти на помощь неуспевающим детям и учить их в условиях, соответствующих их познавательным возможностям.
Военные прогимназии существовали
до 80-х годов. Начавшаяся в 80-х годах
после убийства Александра II реакция
привела к отмене многих реформ 60-х
годов в области просвещения.
Военные прогимназии были вновь
преобразованы в военные
В последующее время на протяжении всего XIX века царское правительство ничего не предпринимало для оказания помощи детям с недостатками интеллекта. А то, что делалось для этих детей в дальнейшем, имело отношение только к частной инициативе и благотворительности.
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
В последней четверти XIX века
в энергичную борьбу за призрение, воспитание
и обучение слабоумных включились многие
врачи, педагоги, общественные деятели.
Это было обусловлено успехами отечественной
медицины, биологии и педагогики. К
этому времени уже
И.П. Мержеевский проявлял большой интерес к положению слабоумных в России. Мы уже указывали в первой части работы, что в предисловии к книге английского психиатра В. Айрленда «Идиотизм и тупоумие», изданной в России в 1880 году, И.П. Мержеевский обратил внимание на социальную природу слабоумия, на обязанности общества по отношению к слабоумным. Там же И.П. Мержеевский раскрывает особенно тяжелую участь слабоумных в России. В этой связи он писал: «Так жалко у нас положение идиотов, к которым общественная совесть относится с полным равнодушием и о которых почти забыла общественная благотворительность. У нас не существует никакой статистики идиотизма, никаких специальных, правильно устроенных для идиотов заведений, а потому и те весьма немногие научные работы, которые появились у нас по некоторым отделам идиотизма, не могли быть произведены в более широких размерах, не столько по скудности материала, сколько по отсутствию благоустроенных заведений, необходимых для правильного и разумного наблюдения идиотов и применения к ним выработанной опытом программы воспитания и обучения».
Петербургскую школу психиатров с 1894 года возглавил профессор В.М. Бехтерев (1857—1927).
В Москве начало
исследованиям в области
В Харькове первые исследования в области душевных болезней и слабоумия проводил П.И. Ковалевский.
Развитию психиатрии
в России и углублению общественного
внимания к судьбе слабоумных содействовал
принятый в 1867 году указ сената о предоставлении
земствам права самостоятельно заниматься
организацией медицинской помощи. Это
активизировало деятельность русских
врачей. Стали открываться
В 1880 году было организовано
Петербургское общество психиатров,
которое содействовало
Конец XIX века ознаменовался
утверждением материалистического
направления в естествознании и
педагогике. Вышедшая в свет в 1863 году
книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного
мозга» произвела переворот во взглядах
на понимание природы
Этим было положено
начало клиническим, психологическим
и педагогическим исследованиям
взаимозависимости между
В педагогике укрепляется
заложенное К.Д. Ушинским антропологическое
направление. Представители этого
направления требовали привести
процесс воспитания и обучения в
соответствие с общими индивидуальными
и возрастными анатомо-
Педагоги и врачи ратуют за сближение педагогики и медицины с целью подкрепления всех педагогических явлений естественно-научными основаниями.
Активизации общественного
движения за развитие помощи слабоумным
содействовали не только указанные
выше успехи в развитии медицины и
педагогики, но и выросшее общественное
сознание русской прогрессивной
интеллигенции в связи с
У русской общественности были серьезные основания для тревоги за положение слабоумных в России. По официальным данным директора медицинского департамента Н.Е. Мамонтова, к концу XIX века в России было 100 тысяч слабоумных в такой степени, при которой они нуждались в общественной помощи. А по подсчетам докторов В.И. Яковенко и Н.В. Игнатьева, число глубоко отсталых от рождения вместе с детьми с приобретенными психозами достигло в России в 1897 году 200 тысяч.
Очутившись за бортом жизни, эта масса аномальных подвергалась тяжелой участи. Не занятая в своем большинстве трудом, она становилась тяжелым бременем для народа и служила резервом антисоциальных элементов общества.
Доктор В. И. Яковенко, изучивший положение слабоумных в Московской губернии в конце XIX века, приводил следующие данные: из общего числа слабоумных подвергаются систематическим побоям, связыванию, приковыванию на цепь — 6%, нищенствует — 21%, ничем не заняты — 40%, выполняют несложные крестьянские работы — 27%, призревается — 0%.
Профессор П.И. Ковалевский,
описывая тяжелое положение ненормальных
детей в России, писал: «А что сделано
у нас при более чем
Общественность не могла больше оставаться индифферентной к такому положению. Начиная с 80-х годов все чаще появляются брошюры и статьи в журналах, в которых подвергается критике равнодушие царского правительства к судьбе аномальных детей в России.
Врачи-психиатры вынуждены были отказывать слабоумным в помощи из-за отсутствия в России учреждений для таких лиц. Это побуждало врачей-психиатров участвовать в борьбе за организацию призрения, воспитания и обучения слабоумных.
Перед педагогами проблема воспитания умственно отсталых детей возникает в связи с той критикой, которой они подвергают существующую школьную систему, подавляющую ребенка, порабощающую его волю, игнорирующую индивидуальные особенности ребенка и выбрасывающую на улицу массу учащихся, не усваивающих программу массовой школы.
Врачи требуют
реформы медицинской помощи, педагоги
— реформ школы, предусматривающих
создание медико-педагогических и учебных
заведений для умственно
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских
Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, основных принципов воспитания и обучения умственно отсталых детей и в разработке организационных форм помощи этим детям сыграла деятельность врачей-супругов Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских.
И.В. Маляревский — врач, педагог, писатель. Он очень рано проявил интерес к педагогической работе. После окончания уездного училища Маляревский стал народным учителем. В школе он столкнулся с трудными для обучения детьми. Здесь же у него зародился интерес к познанию природы патологического развития детей. После окончания гимназии он поступил в Киезский университет, а затем перешел в Медицинскую академию и стал врачом-психиатром.
Личный педагогический опыт и опыт врача-психиатра убедили его в необходимости сблизить педагогику с медициной, без чего педагогика, по его мнению, лишается естественнонаучной основы и перестает быть наукой. Эти идеи И. В. Маляревский впервые высказал в 1881 году в своем докладе в Петербургском обществе психиатров. В дальнейшем Маляревский руководствовался ими в своей практической деятельности по воспитанию аномальных детей. Они же стали программой созданного им журнала «Медико-педагогический вестник», о котором речь пойдет ниже.
Екатерина Хрисанфовна Маляревская была также врачом и педагогом. Это одна из первых женщин-врачей в России. В русско-турецкую войну она служила фронтовым врачом. Как и Иван Васильевич, Екатерина Хрисанфовна посвятила свою деятельность аномальным детям. В 90-х годах прошлого века Е.X. Маляревская посетила все крупнейшие зарубежные учреждения для аномальных детей. Наиболее рациональной в обучении и воспитании слабоумных она признала систему Сегена. Руководствуясь этой системой, Екатерина Хрисанфовна разработала свои методы обучения грамоте и воспитания слабоумных, которые были изложены в ряде ее работ.
Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века