Человек с нарушениями в развитии в России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.

Содержание

1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат декан.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Список литературы

 

 

1. Выготский Л.С. Проблема умственной  отсталости. Собр. соч., т. 5. - М., 1983.

2. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. Уч.пособие для студентов дефектологического фак.пед.инст. М., «Просвещение», 1974.

3. Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М., 2002.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные  методики патопсихологии. - М.: ЗАО  «ЭКСМО-Пресс», 1999.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -- М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире

Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития. Это означает, что если раньше (нач.19века) главными были глубокие формы умственной отсталости, с видными симптомами, то сейчас выявляются лица с легкими формами отсталости. Отставание у детей выявляется в процессе обучения, а у взрослых - в условиях работы на производстве. Внимание к легким формам умственной отсталости побудило пересмотреть раннее определение слабоумия, критерии этого состояния, классификации форм, степеней и видов слабоумия.

Фундаментальные открытия в области  естественных наук в середине XIX в. оказали  большое влияние на педагогику и  психологию: на смену наблюдения и умозрительным выводам приходит экспериментальный метод исследования. Это обусловило два направления в понимании характера и сущности слабоумия. Первое направление - анатомо-физиологическое. Представители этого направления клинически исследовали слабоумие. Они считали, что слабоумие появилось из-за влияния вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях его развития. За рубежом это психиатры: Д. Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин; а в России - С.С.Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Берштейн, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин и другие. Они делили причины слабоумия на три группы. Первая группа - причины, действующие до рождения ребенка (неблагоприятная наследственность, неблагоприятные моменты в период зачатия и беременности, физическое состояние и возраст родителей). Вторая группа - причины, действующие во время рождения (преждевременные роды, долгие и неправильные роды). И третья группа - причины, действующие после рождения ребенка (болезни внутренних органов, нервной, эндокринной системы, тяжелые эмоциональные переживания, плохие условия воспитания в семье, пед.запущенность…).

Наибольший вклад в анатомо-физиологическое  направление в учении о слабоумии начала 20века внес немецкий психиатр Э.Крепелин (1856-1926). Он первый объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» и ввел термин «олигофрения» для обозначения этой группы врожденных болезненных состояний, происхождение которых он видит в наследственном вырождении или повреждении зародыша, и в болезненных процессах подвергшегося мозга в эмбриональном периоде развития. Он выделили 2 клинических варианта олигофрении и соответственно 2 типа больных: эретичные олигофрены - больные с врожденным слабоумием, сопровождающимся двигательным беспокойством и раздражительностью;торпидные олигофрены - больные, отличающиеся тупым безразличием, апатией и заторможенностью.

Крепелин придерживался традиционной классификации олигофрении по степени дефекта: идиотия, имбецильность и дебильность. Его учение дало толчок для дальнейших исследований слабоумия как формы врожденной задержки психического развития.

Бельгийский психиатр Ж.Демор (1867-1941)первый разделил причины отсталости, связанные с патологией, от внешних причин, зависящих от условий воспитания ребенка. Он первый попытался в этиологии выделить биологические и социальные (педагогические) компоненты слабоумия. Он разделял отсталых детей на медицински отсталые (отставание в развитии связано с перенесенными ребенком утробно или в раннем детстве вредных факторов) и (не получившие хорошего воспитания в раннем детстве, перенесшие в детстве опасные болезни).

По этиологическому принципу впервые  классифицировать формы психического недоразвития стал В.Айрленд (1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений.

В последующем многие исследователи  подразделяли умственную отсталость на "первичную" (наследственную) и "вторичную" (экзогенную). Внутри каждой группы проводится дальнейшая дифференциация по клиническим  проявлениям и степени интеллектуального  недоразвития.

Существенный вклад в учение о слабоумии внес русский психиатр Г.Я.Трошин (1874-1938). Он четко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и психозов и от тех форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Второе направление - психолого-педагогическое (А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейн и другие). Сторонники этого направления уделяли изучению легких форм умственной отсталости. Они понимали слабоумие как количественное отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника и занимались в основном поиском путей выявления уровня психического развития ребенка. В начале 20века психолого - педагогическое направление в изучении слабоумия стало ведущим в основном из-за педагогических нужд - необходимостью разделения содержания обучения, его методов и типов учреждений.

Французский педагог Ж.Филипп и врач П.Бонкур развивают это психолого-педагогическое направление, выделяя тот контингент учащихся, которые не смогут справиться с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с достаточно сильными формами умственной отсталости.

Бельгийский врач и педагог О.Декроли пытается объединить эти два направления и создает свою (достаточно сложную) систему классификации умственной отсталости. Эта классификация была основана на физиологических, биологических данных, а также социальных данных, педагогических и психологических. Но эта классификация не призналась его коллегами из-за сложности и непонятности.

Эти направления шли по одной  линии, сотрудничая друг с другом. Клиницисты в своих исследованиях  использовали данные и методы психологии, а психологические и педагогические исследования подкреплялись клиническими материалами.

Накопленный к началу XX в. опыт врачей и психологов, разнообразные подходы к проблеме, различная терминология потребовали определенной унификации на основе выделения одного ведущего признака умственного развития ребенка. В том случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным был бы показатель интеллектуального развития ребенка, определенный достаточно объективными инструментальными методами и фиксируемый в единицах, поддающихся измерению. Эти мысли привели французского психолога Альфреда Бинэ (1857-1911) и врача Тома Симона к разработке метода тестов и игр. В основу тестов Бинэ и Симона было положено состояние коммуникативной функции речи. Ученые разработали определенный набор игр, которые предъявлялись ребенку вербально, и требовали от него выполнения определенных действий и вербального же ответа.

Результаты выполнения этих игр  были распределены в соответствии с  возрастом нормально развивающегося ребенка. В случае отклонения от нормы (например, при нарушении интеллекта) ребенок, естественно, не мог справиться с заданием, соответствующим его  физиологическому возрасту. В этом случае экспериментатор подбирал задания  для более функционального раннего  возраста. Соотношение «возраста» выполненных  заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным числом (коэффициентом). Например, ребенок  справлялся с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося ребенка 5 лет. Физиологический возраст ребенка - 6 лет, следовательно, коэффициент  данного ребенка - 0,83 (5/6 = 0,83)

В результате огромного количества проведенных экспериментальных  исследований был определен диапазон «нормы» и отклонений от нее. Так, диапазон «нормы» лежал в пределах 1,0-0,8, следовательно, этот ребенок может быть отнесен к нормально развивающимся.

Приведем другой пример. Физиологический  возраст ребенка - 6 лет. В результате экспериментального исследования (тестирования) было установлено, что он справляется  с заданиями, рассчитанными на 3-летний возраст. В этом случае его коэффициент  составляет 0,5, и ребенок попадает в более низкий диапазон. В данном случае, естественно, встает вопрос о  степени его интеллектуального  развития. Так как Бинэ и Симон считали, что между уровнем интеллекта и уровнем развития коммуникативной функции речи существует жесткая корреляция , то и коэффициент получил название «интеллектуального коэффициента». Это название позволило исследователям разработать специальную «Метрическую шкалу умственных способностей», которая и была опубликована в работе «Новые методы диагностирования умственного уровня ненормальных» (1905).

Таким образом, Бинэ и Симона можно справедливо считать основоположниками психометрического направления в изучении интеллектуальной недостаточности.

 

2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России

В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, началось несколько позже -- в начале XX в. Это стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в., усилиями Л.С.Выготского,объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога. Он раскритиковал те учения о слабоумии, которые умственно отсталого характеризовали с негативной стороны. Он считал, что в умственно отсталом ребенке нужно найти то здоровое, незатронутое.

Выготский положил начало динамическому подходу к сущности умственной отсталости, считая что дефект умственной отсталости очень сложен и не может быть констатирован путем простого перечисления симптомов. Симптом - не признак умственной отсталости, а результат развития умственно отсталого. Он раскритиковал интеллектуалистическое направление, где на первый план выдвигалась интеллектуальная недостаточность и отрицалось ее значимость и где недостатки выводятся из расстройств аффекта и воли. Выготский считает, что интеллект и аффект едины. Он по своему понимал умственную отсталость, выделяя при этом и разграничая первичную и вторичную природу дефекта. Первичный - материальная основа умственной отсталости (органические нарушения ЦНС), а вторичная - место умственно отсталого в социальной среде.

При разработке проблемы слабоумия  отечественные дефектологи руководствуются  положениями Выготского, т.е. опираться  на здоровые качества умственно отсталого, учитывая возможность воздействовать на первичный дефект через коррекцию  вторичного. В отечественной дефектологии исследования слабоумия ведутся  в различных аспектах: клиническом, психологическом, педагогическом. В  зависимости от характера и причин нарушения ЦНС, от времени нанесения  вреда ЦНС слабоумие может  иметь формы олигофрений и деменций.

Рассмотрев и изучив основные этапы  развития учения о слабоумии и  различные взгляды на эту проблему умственной отсталости, становится ясно, что проблема слабоумия привлекает внимание на протяжении долгого времени  врачей, педагогов. Решаются вопросы  исследования слабоумия.

 

3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным

Прошло более века, прежде чем на умственно отсталых детей  обратила внимание русская общественность. Это произошло в период русского революционного демократического движения 40—60-х годов XIX века. Это движение, возглавлявшееся - А. И. Герценом, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, определило новое прогрессивное направление во всех общественных взглядах.

Отличительными чертами  этого направления являются гуманизм, демократизм, народность. Участники  революционно-демократического движения ратуют за широкое просвещение народа, за воспитание чувств гражданственности, уважения к человеку, за всестороннее развитие личности. Они же выступают и за новые методы воспитания, основанные на уважении к ребенку. Ведя борьбу со всем темным, жестоким, бесчеловечным, что было в крепостнической России, революционные демократы не могли обойти, не заметить положение многих тысяч детей, которые вследствие ненормального состояния психики оказались на улице.

В XIX веке уже редко наблюдается  то сентиментальное отношение к  слабоумным, которое было характерно для древней Руси. На них стали  смотреть как на тяжелую обузу. Невежественные люди потешались над беспомощностью глубоко отсталых лиц, делали их предметом  унизительных и жестоких забав.

Внимание прогрессивных  деятелей русской общественности к  судьбе аномальных детей на первых порах выражалось в стремлении отразить в литературе их тяжелую участь и  тем самым пробудить у окружающих веру в то, что и этих детей  можно сделать полезными членами  общества.

В изданной в 1847 году повести  «Доктор Крупов» А. И. Герцен от имени  этого доктора рассказывает об односельчанине и ровеснике Крупова мальчике Левке Косом — типичном слабоумном. Левке было недоступно обычное учение. Грамота ему не давалась, хотя его отец и использовал все средства «педагогиче ского» воздействия: по нескольку дней не кормил, беспощадно сек, вырвал половину волос. Но зато Левка обнаружил другие способности: плавал как рыба, лазал по деревьям, хорошо ориентировался в лесу. Он был кротким, добрым по отношению к людям, животным. Но люди относились к нему жестоко. Левка стал избегать людей и большую часть времени проводил в лесу.

Повесть Герцена  вызывает сочувствие к Левке и  ему подобным несчастным детям.

Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века