Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:47, реферат
Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития.
1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-демократического движения на формирование гуманного отношения русского общества к слабоумным;
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.
Другая группа докладов была посвящена положению слабоумных в России. Такие доклады были сделаны М.П. Лебедевой, В.И. Яковенко, Ю.И. Глики.
М.П. Лебедева нарисовала
мрачную картину жизни
«Что касается России, то у нас, судя по данным рекрутских наборов, идиотов приблизительно 100 000 чел. Эта огромная цифра поражает ум, но она мало говорит чувству; ее надо иллюстрировать литературными образами, воспоминаниями и т. п., и тогда встанут перед нами картины бесконечного страдания, безвинной муки. Вот, в груде вонючих отрепьев, возят по ярмарке жалкое, отвратительное существо с непомерно большой головой; желающие могут дразнить идиота. Вот, в кружевах и батисте, несчастный, слюнявый ребенок, вечно на руках у нянек, а перед ним мать, недоумевающая, страдающая, со всею страстью отчаяния любящая несчастное существо, перед которым она чувствует себя безмерно виноватой; баловством, ласками желает она искупить свою вину, но ребенку все хуже и хуже; растет он, но с ним растет и роковой недуг, растет и отчаяние матери перед сыном-идиотом. А вот другая мать, крестьянка, привела к нам лечить дикую девочку с блуждающим взглядом; «ее испортили, припадки у ней, дичает Катюшка, как зверек стала», с тоской говорят мать, гладя русую головку, и слезы покатились по морщинистой щеке, потому, вероятно, что она вспомнила Дуньку бессчастную, что целыми часами стоит на улице, переступая с ноги па ногу, или копается в дорожной пыли, а то неистовствует, рвет на себе платье. Редкий год не бывает у Дуньки ребенка!.. А вот встает фигура городского дурачка Лари; огромный, седой, кудрявый, в одной рубашке, ходит он босой в лютый мороз и стучит деревянными колотушками по своему лбу. Раз подгулявшая дворня посадила его на плиту: несчастный выл, ревел и долго не заходил в дома, где, впрочем, чаще его сажали в передний угол и угощали. Но — довольно... Много дела предстоит в России, много сил, много любви потребует оно от граждан своих; ближайшая задача в этом отношении — введение обязательного обучения. Мы хотели бы верить, что задача эта не замедлит осуществиться. Быстрыми шагами пойдет тогда наше отечество по пути прогресса и ярко осветится перед обществом его долг позаботиться о тех, кто изнемог в борьбе, о всех больных и слабых, которым нет места на пиру жизни».
Эта картина положения слабоумных в России была дополнена не менее выразительными цифрами статистического исследования, проведенного доктором В.И. Яковенко в Московской губернии по поручению Московской губернской земской управы в 1893 году. По данным В.И. Яковенко, в Московской губернии близ города Москвы обнаружено имбецилов 613, идиотов 301. В.И. Яковенко считает эти цифры очень заниженными, потому что не были зарегистрированы умственно отсталые. Яковенко отмечает, что в уездах, близлежащих к Москве или к промышленным городам, количество слабоумных больше. Многие из слабоумных подвергаются побоям, связыванию, приковыванию на цепь. Из 914 обнаруженных идиотов и имбецилов только 282 человека используются на различных работах в крестьянских хозяйствах и на производстве. Остальные не имеют никаких занятий или нищенствуют и представляют тяжелое бремя для общества. Только 6 человек находилось в больницах и приютах.
В докладах прозвучала тревога за судьбу не только тех, кто страдает глубокими формами слабоумия и нуждается в лечебных учреждениях и приютах, но и тех, чье психическое отставание представляет педагогическую проблему. Имеются в виду дети, которых исключают из обычной школы, так как они оказываются не в состоянии справиться с ее программою.
В докладе Юлии Ивановны Глики «К вопросу о случаях исключения учащихся из учебных заведения» внимание общественности привлекается к тем детям, которые вследствие аномалий интеллекта или поведения не удерживаются в школах. докладчица призывала шире популяризировать среди врачей, педагогов и всего населения знания по психопатологии. Она рекомендовала издавать больше литературы, в которой бы освещались вопросы изучения и воспитания аномальных детей.
Одна из замечательных особенностей съезда — то, что его участники не ограничились критикой состояния помощи слабоумным в России, но и внесли реалистические, перспективные, принципиальные организационно-методические предложения относительно того, что надо сделать для исправления положения слабоумных в России.
В своем вступительном слове при открытии подсекции призрения и обучения психически отсталых детей Г.И. Россолимо обратил внимание на важность и сложность дела обучения и воспитания психически отсталых с точки зрения психологии, физиологии и педагогики — наук, которые, по его мнению, должны быть тесно взаимосвязаны вообще и особенно при воспитании и обучении психически отсталых детей.
Г.И. Россолимо поставил перед участниками съезда задачи:
1) выяснить необходимые
условия призрения и
2) выработать
врачебно-воспитательные
3) выяснить положение
детей, которые по причине тех
или других недостатков не
оказываются способными
Таким образом, круг обсуждавшихся на съезде вопросов охватывал все стороны проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей всех степеней отсталости.
В связи с решением научно-практических проблем призрения, воспитания и обучения умственно отсталых детей Г.И. Россолимо просил участников съезда высказаться по ряду принципиальных вопросов:
1. Обязано ли
общество заботиться о
2. Можно ли
считать своевременной эту
3. Необходимо
ли для названных больных
4. Если для
них требуется и то и другое,
то какова наилучшая форма
организации призрения и
В докладах и выступлениях участники съезда подтвердили, что забота об умственно отсталых детях — непременный долг общества, что задача эта своевременна, что ненормальные дети нуждаются во врачебной помощи и в педагогическом воздействии.
Участники съезда определили и основные формы этой помощи, типы и структуру учреждений для слабоумных — как школьных, так и дошкольных. При решении этих вопросов съезд учитывал опыт работы зарубежных учреждений для этих детей.
В докладе «Желательная и возможная у нас организация призрения идиотов и эпилептиков» В. К. Рот отметил, как велико то социальное зло, которое проистекает из пренебрежения в России к судьбе ненормальных детей.
Эти дети являются тяжелым бременем для общества, для семьи и могут служить резервом для антисоциальных элементов. В. К. Рот считал необходимым максимально дифференцировать помощь слабоумным применительно к характеру ненормальности. Конечной целью всей заботы о ненормальных детях должна быть подготовка их к труду, чтобы они могли зарабатывать средства для существования.
В.К. Рот заведомо знал, что царское правительство не поддержит эти мероприятия. Поэтому он рекомендовал ориентироваться на земства, на частную инициативу и благотворительность. Он внес предложение создать в России специальное общество, которое бы занималось устройством заведений для слабоумных и их патронированием.
Вопросы организации вспомогательных школ и детских садов для умственно отсталых детей были основательно представлены в докладах И.Д. Городецкого «Вспомогательные школы», «Детские сады». Воспитание и обучение этих детей должно, с его точки зрения, быть основано на следующих принципах:
а) основательное и всестороннее знакомство с ребенком;
б) воспитание и обучение с учетом индивидуальности и своеобразия каждого ребенка;
в) обучение умственно отсталых без постановки высоких образовательных задач;
г) медленное прохождение программ.
И.Д. Городецкий
подробно анализирует достоинства
и недостатки открытых и закрытых
учебных заведений для
Вопросам обучения
детей с легкими формами
Работа подсекции призрения и обучения ненормальных детей закончилась принятием следующего постановления:
«1. Необходимо для малоуспешных детей устройство вспомогательных школ или классов, для младшего же возраста — специальных детских садов, доступных и для бедного класса населения.
2. Для детей,
имеющих умственные и
3. Эти учреждения
должны преследовать врачебные
и педагогические цели в
4. Во главе
таких учреждений должен
5. Желательно
образование по возможности во
всех городах России врачебно-
6. Желательно
официальное разрешение на
7. Умственные
и нравственные недостатки, препятствующие
пребыванию детей в школах, должны
определяться педагогическим
Таким образом, съезд обсудил все вопросы, относящиеся к проблеме призрения, лечения и обучения умственно отсталых детей, и принял решение, которое стало программой деятельности всей русской общественности по оказанию помощи слабоумным. С трибуны этого съезда русские врачи и педагоги заявили во всеуслышание свои претензии правительству по поводу его безучастия к судьбе аномальных детей.
Деятельность этого съезда заслуживает самой высокой оценки, так как он поставил вопрос о необходимости образования и даже всеобщего обучения умственно отсталых детей. В его поле зрения оказалась и проблема обслуживания таких детей специальными детскими садами.
Съезд обратил внимание и на необходимость проведения научных исследований в области аномального детства. Интересно отметить, что участники съезда не копировали в своих предложениях те мероприятия, которые уже были осуществлены в отношении слабоумных за границей. Русские деятели - участники съезда намечали свои пути общественной помощи слабоумным детям.
Казалось бы, что после такого съезда в отношении царского правительства к слабоумным должен был начаться перелом. Но этого не произошло. Правительство оказалось глухо к призывам съезда. Только по прошествии более 10 лет государство стало делать первые робкие шаги в деле организации вспомогательных классов и школ.
В связи с этим
русская врачебно-
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Дефектологический факультет
РЕФЕРАТ
ЧЕЛОВЕК С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РОССИИ 19 ВЕКА
Выполнила
студентка 3 курса,
группы 832
Тварковская Е.Г.
Ярославль 2012
План:
1. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в мире;
2. Развитие учения о проблеме слабоумия 19 - 20 век в России;
3. Влияние русского революционно-
4. Первые практические мероприятия в России по воспитанию и обучению умственно отсталых детей;
5. Активизация общественного движения за развитие помощи слабоумным
6. Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских;
7. Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию;
8. Список литературы.
Информация о работе Человек с нарушениями в развитии в России 19 века