Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников в подростковой среде, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Для реализации темы были определены следующие задачи:
Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной теме.
Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».
Введение ……………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого-
педагогическая проблема
Понятие и виды школьной неуспеваемости………………………7-16
Общая характеристика неуспевающих школьников
подростковой среде.………………………………………….……16-18
Основные причины школьной неуспеваемости. Психолого-педагогическая поддержка учащимся с трудностями
в обучении………………………………………………………….18-31
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2.Эмпирические исследования школьной неуспеваемости
2.1 Организация исследования неуспевающих подростков…………33-35
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..35-36
2.3 Рекомендации для родителей неуспевающих подростков……….36-38
Выводы по 2 главе……………………………………………………………39-40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..42-43
Приложения
Материал по этому вопросу имеется
в целом ряде работ педагогов. А.А. Бударный
различает два вида неуспеваемости. Он
указывает, что неуспеваемость есть понятие
условное, конкретное содержание которого
зависит от установленных правил перевода
учащихся в следующий класс. Поскольку
в школе переводят в следующий класс тех,
кто удовлетворяет минимуму требований,
соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость
выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная»
неуспеваемость, которая соотносится
с минимумом требований. Выдвигают и другое
понятие, соотнесенное не только с минимумом
требований, но и с возможностями отдельных
учащихся. Это так называемая «относительная»
неуспеваемость – недостаточная познавательная
нагрузка тех учащихся, которые могли
бы превысить обязательные требования.
Определение видов неуспеваемости содержится
и в работе А.М. Гельмонта, который выделил
три вида неуспеваемости в зависимости
от количества учебных предметов и устойчивости
отставания:
1. Общее и глубокое отставание – по многим
или всем учебным предметам длительное
время;
2. Частичная, но относительно стойкая
неуспеваемость – по одному-трем наиболее
сложным предметам (как правило, русский
и иностранный языки, математика);
3. Неуспеваемость эпизодическая – то
по одному, то по другому предмету.
Во всех случаях, А.М. Гельмонт имеет ввиду
фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим
он относит тех учащихся, которые «приходят
к концу четверти с грузом неудовлетворительных
оценок». [5, с. 56-59]
По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости
и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном
имеется в виду фиксированная, сложившаяся
неуспеваемость, виды которой связываются
автором с порождающими ее причинами.
1.2 Общая характеристика неуспевающих школьников в подростковой среде.
Анализируя основные этапы становления и развития индивидуальности ребенка профессор Ольшанский Д.В., точно дает описание подростка:
«Уже не совсем ребенок, но еще не вполне юноша, он возникает на жизненной сцене, хрупкий и тонкий, странно отчужденный от всех. Резкий профиль. Голос, словно сорвавшийся, «перегоревший». Улыбка, от которой лицо не хорошеет, а сдвигается в гримасе. Вызов, холодность во всем…».
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность- переход от детства к взрослости.
К этому возрасту относят школьников 11(12)-15(16) лет. За это время протекает бурная физиологическая перестройка организма.
Уже с пятого класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена педагогической общественностью еще пятьдесят лет назад.
В настоящее время, обусловленная вступлением школьников в младший подростковый возраст и началом подросткового кризиса, точнее, его предкритической, негативной фазой, перестала быть настолько острой. Сегодня подавляющее большинство педагогов ощущают свою профессиональную компетентность при работе с младшими подростками, знают, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, умеют с ними справиться.
К седьмому классу диапазон проблем расширяется. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Объяснение подобным сложностям педагоги находят не в собственных педагогических упущениях, а особенностях подросткового возраста: «промежуточном положении подростка», «уже не ребенок, но и еще не взрослый», в «физиологической перестройке его организма».
Самые «трудновоспитуемые» - это восьмые-девятые классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающихся свое Я». Они «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». Кроме того» как показывают многочисленные наблюдения и исследования, педагоги оценивают старших подростков как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности и поведения.
Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе.
Наиболее важным фактором в оценке личностного развития школьника, по мнению педагогов, является успеваемость. Такая позиция учителей связана с тем, что для них подросток прежде всего школьник. Соответственно главное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умение и навыков, определяющих его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.
Обычно учителя делят классы на «сильных», «средних» и «слабых» учеников, в зависимости от уровня успеваемости. Как правило, такое разделение происходит в интервале от двух-трех месяцев до полугода, начиная с того момента, когда педагог впервые приходит работать в класс. «Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные. «Слабые» - как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не дается. Особую категорию составляют так называемые «средние» ученики, которые для учителей представляют группу «медлительных», «сереньких», «ленивых», «никак себя не проявляющих», «посредственных» учащихся.[5,с.117]
1. 3 Основные причины школьной неуспеваемости. Психолого-педагогическая поддержка учащимся с трудностями в обучении.
Основными причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте, являются следующие:
1. Особенности учебной деятельности. Учебная деятельность требует от ребенка умение самостоятельно мыслить, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.
2. Взаимно отношения с учителями в средних классах. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.
3. Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы
4. Эмоциональные расстройства. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки и неадекватность реакций.
5. Проблемы в знаниях и отставании учебных программ. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.
6. Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка.
Подростковый возраст традиционно считается в воспитательном отношении. Нарушение поведения учащихся затрагивают все сферы деятельности школьников. Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями; конфликтность; отказ выполнять требования старших; отсутствие друзей в школьном коллективе, с которым подросток не находит общий язык; совершении отрицательных поступков; обижает младших; мешает общешкольной жизни. Школьная недисциплинированность может носить как открытый характер, так и завуалированный характер. Равнодушие к мнению учителя, характерное отношение к учебным заданиям, скрытое игнорирование школьных требований – все это признаки скрытой недисциплинированности.
Они порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений.
Обычно нарушение в поведении отливаются многозначность с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин. Например, пропуск уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость.
Учитывая многочисленную природу нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка. Такими значимыми факторами являются:
1. Природные, генотипические особенности личности.
2. Возрастные особенности подростка – это подростковые реакции (эмансипации, группирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические, сексуальные влечения);
3. Индивидуальные особенности учителей:
- характерологические и индивидуально-типологические особенности;
- стиль руководства учебным коллективом.
4. Положение в классовом коллективе.
5. Особенности семейных взаимоотношений.
6. Социальные условия жизни.
7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.
Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика.
Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям, пропусками и прогулами урок.
Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляется в соответствующих формах поведения в школе: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.
Каждый школьник стремиться сохранить свою самооценку и основанный на ней уровень своих притязаний. Неудача приводит к внутреннему конфликту, суть которого состоит в признании или непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Однако согласиться со своей несостоятельностью – значит, пойти вразрез с имеющимся у него уровнем самооценки, понизить ее. Этого ребенка не может и не хочет допустить. Таким образом, аффективное поведение по существу является неадекватной реакцией подростка на неуспех.[6,с.124]
Условиями для возникновения эффекта неадекватности является завышенные притязания в какой-либо области деятельности или общения, невозможность в себе. Отрицательный результат воспринимается подростком как несправедливый, в то время как в действительности никакой несправедливости в отношении него совершено не было, и причина неуспеха лежала в нем самом.
Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.
Аффект неадекватности, возникающий в связи с расшатыванием самооценки подростка, связан не с учебой деятельности или общением, а с престижными устремлениями школьника в этих областях, где проявляются его отношения к себе как к личности. Не сами неудачи в учебе провоцируют возникновение неадекватных реакций, а оценки личности ученика, кажущиеся ему заниженными и справедливыми. С этой точки зрения сфера общения для подростков является гораздо более аффектогенной областью, чем непосредственно сфера учебной деятельности.[14,с.56]
Особенности аффективного поведения проявляются у трудных подростков. Основными причинами неадекватного поведения школьников являются отклонения в развитии их аффективной сферы:
1) Психическая неустойчивость
2) Аффективная возбудимость
3) Расторможенность влечений
Особенности психической неустойчивости подростков проявляется в эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемости к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Будучи неспособными к длительному волевому усилию, преодолению трудностей и предоставленные сами себе в учебной деятельности, они быстро теряют интерес к занятиям. Учебные обязанности их тяготят, задания, требующие усилия, не выполняются.
Особенности аффективно возбудимых подростков выражается в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет возможности объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.
Особенности подростков с расторможенностью влечений заключаются в преобладании в поведении поступков под действием желаний и личных потребностей, которые обусловлены силой влечения школьника. Большая часть подростковых влечений связана с возрастными особенностями школьника и возникает по механизму реакции имитации.[18,с.76]
Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуации.