Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников в подростковой среде, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Для реализации темы были определены следующие задачи:
Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной теме.
Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого-
педагогическая проблема
Понятие и виды школьной неуспеваемости………………………7-16
Общая характеристика неуспевающих школьников
подростковой среде.………………………………………….……16-18
Основные причины школьной неуспеваемости. Психолого-педагогическая поддержка учащимся с трудностями
в обучении………………………………………………………….18-31
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2.Эмпирические исследования школьной неуспеваемости
2.1 Организация исследования неуспевающих подростков…………33-35
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..35-36
2.3 Рекомендации для родителей неуспевающих подростков……….36-38
Выводы по 2 главе……………………………………………………………39-40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..42-43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Моя К.6.НЕУСПЕВАЕМОСТЬ.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

4. Тарасова С. Отстающий школьник – какой он? // «Знание - сила», сентябрь – октябрь, 1998, с. 92 – 93.                

                                                                                                          Приложение 1

Опросник Филлипса

1.  Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается  проверить, насколько ты знаешь  материал?

3.  Трудно ли тебе  работать в классе так, как  это хочет учитель?

4.  Снится ли тебе  временами, что учитель в ярости от  того, что ты не знаешь урок?

5.  Случалось ли, что  кто-нибудь из твоего класса  бил или ударял тебя?

6.  Часто ли тебе  хочется, что бы учитель не  торопился при объяснении нового  материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7.  Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.  Случается ли с  тобой, что ты боишься высказываться  на уроке, потому что ты боишься  сделать глупую ошибку?

9.  Дрожат ли у тебя  колени когда тебя вызывают  отвечать?

10.Часто ли твои одноклассники  смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11.Случается ли, что тебе  ставят более низкую оценку, чем  ты ожидал?

12.Волнует ли тебя вопрос  о том, не оставят ли тебя  на второй год?

13.Стараешься ли ты  избегать игр, в которых делается  выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

15.Часто ли у тебя  возникает ощущение, что никто  из твоих одноклассников не  хочет делать то, чего не хочешь  ты?

16.Сильно ты волнуешься  перед тем, как начать выполнять задание?

17.Трудно ли тебе получать  такие отметки, какие ждут от  тебя родители?

Боишься ли ты временами что тебе станет дурно в классе?

18.Будут ли твои одноклассники  смеяться над тобой, если ты  сделаешь ошибку при ответе?

20.Похож ли ты на своих одноклассников?

21.Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

22.Когда ты работаешь  в классе, уверен ли ты в  том, что все хорошо запомнишь?

23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь  ответить на вопрос учителя?

24.Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25.Работаешь ли ты более  усердно, если знаешь, что результаты  твоей  работы будут сравниваться  в классе с результатами?

26.Часто ли ты мечтаешь  о том, чтобы поменьше волноваться, года тебя спрашивают?

27.Боишься ли ты временами  вступать в спор?

28.Чувствуешь ли ты, что  твое сердце начинает сильно  биться, когда учитель говорит, что  собирается проверить твою готовность?

29.Когда ты получаешь  хорошие отметки, думает ли кто-нибудь  из твоих друзей, что ты хочешь выслуживаться?

30.Хорошо ли ты себя  чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята  относятся с особым вниманием?

31.Бывает ли, что некоторые  ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.Как ты думаешь, теряют  ли расположение тех, из учеников, которые не справляются с учебой?

33.Похоже ли на то, что  большинство твоих одноклассников  не обращают на тебя внимание?

34.Часто ли ты боишься  выглядеть нелепо?

35.Доволен ли тем, как  к тебе относятся учителя?

36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твои одноклассников?

37.Волновало ли тебя  когда – нибудь, что думают  о тебе окружающие?

38.Надеешься ли ты в  будущем учиться  лучше, чем раньше?

39.Считаешь ли, что одеваешься  в школу также  хорошо, как твои  одноклассники?

40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думает  о тебе в это время другие?

41.Обладают ли способные  ученики какими – то особыми  правами, которых нет у других  ребят в классе?

42.Злятся ли некоторые  из твоих одноклассников, когда  тебе удается быть лучше их?

43.Доволен ли тем, как  к тебе относятся одноклассники?

44.Хорошо ли ты себя  чувствуешь, когда остаешься один  на один с учителями?

45.Высмеивают ли  временами  твои одноклассники твою внешность  и поведение?

46.Думаешь ли ты, что  беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.Если ты не можешь  ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот –  вот расплачешься?

48.Когда вечерами ты  лежишь в постели, думаешь ли  ты временами  с беспокойством  о том, что будет завтра в школе?

49.работая над трудным  заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые  знал раньше?

50.Дрожит ли слегка  твоя рука, когда работаешь над  заданием?

51.Чувствуешь ли ты, что  начинаешь нервничать, когда учитель  говорит, что собирается дать классу задание?

52.Пугает ли тебя проверка  твоих знаний в школе?

53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу  задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.Снилость ли тебе  временами, что твои одноклассники  понимают его лучше, чем ты?

55.Когда учитель объясняет  материал, кажется ли тебе, что  твои одноклассники понимают  его лучше, чем ты?

56.Беспокоишься ли ты  по дороге в школу, что учитель  может дать проверочную работу?

57.Когда ты выполняешь  задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь плохо?

58.Дрожит ли слегка  твоя рука, когда учитель просит  сделать задание на доске перед  всем классом?

Инструкция:

Отвечая на вопросы записывать его номер и ответ «+», если согласны с ним, или « - », если не согласны.

Ключ к вопросам:

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11+

12-

13-

14-

15-

16-

17-

18-

19-

20+

21-

22+

23-

24+

25+

26-

27-

28-

29-

30+

31-

32-

33-

34-

35+

36+

37-

38+

39+

40-41+

42-

43+

44+

45-

46-

47-

48-

49-

50-

51-

52-

53-

54-

55-

56-

57-

58-


 

 

                                                            

                                                                                           

                                                                                                     Приложение 2

Анализ

результатов эмпирического исследования школьной тревожности Филлипса учащихся в 7 « А» классе СОШ № 156 г.Уфы

 

 

 

№ п/п

 

 

 

 

 

 

 

            ФИО

 

 

 

Общая тревожность в школе

 

Переживание социального стресса

 

Фрустрация потребности

 

Страх самовыражения

 

Страх ситуации проверки знаний

 

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

 

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

1.

Антонов Виталий

N

N

N

N

N

N

N

N

2.

Вильданов Дамир

N

ПУ

ПУ

ПУ

ВУ

ВУ

N

ПУ

3.

Багаев Даниил

N

ПУ

ПУ

ПУ

ВУ

ПУ

N

N

4.

Воркута Михаил

ПУ

N

ПУ

ВУ

ПУ

ПУ

N

ПУ

5.

Габбасова Айгуль

N

ПУ

ПУ

ПУ

N

ВУ

ПУ

ПУ

6.

Гареева Ирина

ПУ

ПУ

N

ПУ

ВУ

ВУ

N

N

7.

Дмитриева Катя

N

N

N

N

N

N

N

N

8.

Головчук Настя

N

ПУ

N

N

N

ПУ

N

N

9.

Комарова Ольга

ПУ

N

N

ПУ

ПУ

N

ПУ

ПУ

10.

Муха Владислав

N

N

ПУ

N

N

N

N

ПУ

11.

Шакирова Римма

N

ПУ

N

N

ПУ

ПУ

N

ПУ

12.

Юсупов Ильдар

ПУ

N

ПУ

ПУ

ВУ

ВУ

ВУ

ПУ


Вывод:

 По тесту школьной  тревожности Филлипса получились  следующие результаты:

Повышенный уровень –31,6% ;

Высокий уровень – 8,3%

Норма – 39,1%

Так как, учебная деятельность наряду с общением, остается в подростковом возрасте ведущей, некоторые из подростков испытывают тревогу в связи со школой – как главным фактором патологического воздействия.  Наблюдается повышенный уровень страха самовыражения, страха несоответствовать ожиданиям  окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Приложения 3

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ПО Г. Н. КАЗАНЦЕВОЙ) 
Раздел I. 
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые 
А. Любимые___________________________________ 
Б. Нелюбимые_______________________ 
Раздел II. 
Подчеркни причины, характеризующие твое отношение 
к предмету. 
Допиши недостающие. 
Люблю предмет потому, что: 
1. Данный предмет интересен 
2. Нравится, как преподает учитель 
3. Предмет нужно знать всем 
4. Предмет нужен для будущей работы 
5. Предмет легко усваивается 
6. Предмет заставляет думать 
7. Предмет считается выгодным 
8. Требует наблюдательности, сообразительности 
9. Предмет требует терпения 
10. Предмет занимательный 
11. Товарищи интересуются этим предметом 
12. Интересны отдельные факты 
13. Родители считают этот предмет важным 
14. Хорошие отношения с учителем 
15. Учитель часто хвалит 
16. Учитель интересно объясняет 
17. Получаю удовольствие при его изучении 
18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт 
19. Предмет помогает развитию общей культуры 
20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 
21. Просто интересно 
Не люблю предмет потому, что: 
1. Данный предмет не интересен 
2. Не нравится, как преподает учитель 
3. Предмет не нужно знать всем 
4. Предмет не нужен для будущей работы 
5. Предмет трудно усваивается 
6. Предмет не заставляет думать 
7. Предмет не считается выгодным 
8. Не требует наблюдательности, сообразительности 
9. Предмет не требует терпения 
10. Предмет не занимательный 
11. Товарищи не интересуются этим предметом 
12. Интересны только отдельные факты 
13. Родители не считают этот предмет важным 
14. Плохие отношения с учителем 
15. Учитель редко хвалит 
16. Учитель неинтересно объясняет 
17. Не получаю удовольствия при его изучении  
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт 
19, Предмет не способствует развивать общую культуру  
20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире 
21. Просто неинтересно 
Раздел III. 
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий. 
1. Это мой долг. 
2. Хочу стать грамотным. 
3. Хочу быть полезным гражданином. 
4. Не хочу подводить свой класс. 
5. Хочу быть умным и эрудированным. 
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний. 
7. Хочу научиться самостоятельно работать. 
8. Все учатся и я тоже. 
9. Родители заставляют. 
10. Нравится получать хорошие оценки.  
11.Чтоб похвалил учитель. 
12. Чтобы товарищи со мной дружили. 
13. Для расширения умственного кругозора. 
14. Классный руководитель заставляет.  
15.Хочу учиться

  

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Приложение 4.                                                                                             

Анализ

результатов эмпирического исследования изучения отношения к учебным предметам (по Г.Казанцевой) в 7 « А» классе СОШ № 156 г.Уфы

 Фамилия, имя

Предпочитаемые предметы

Ведущие мотивы

1.

Антонов Виталий

гуманитарные

личностные, практически значимые

2.

Багаев Даниил

технические

личностные, мировозречнские

3.

Вильданов Дамир

гуманитарные

личностные, социальные

4.

Воркута Михаил

Технические, естественные

социальные, практически значимые

5.

Габбасова Айгуль

естественные

личностные, социальные,практически значимые

6.

Гареева Ирина

гуманитарные

личностные, мировозренческие

7.

Дмитриева Катя

гуманитарные

личностные

8.

Головчук Анастасия

гуманитарные

личностные, мировозренческие

9.

Комарова Ольга

гуманитарные

практически значимые

10.

Муха Владислав

технические

Социальные, практически  значимые

11.

Шакирова Римма

гуманитарные

личностные

12.

Юсупов Ильдар

технические

Социальные, практически значимые


Предпочитаемые предметы:                     Ведущие мотивы:                                             

Информация о работе Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого- педагогическая проблема