Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Дошкольной педагогике".
Значительное влияние на разработку
теоретических основ и
В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.
В 1953г вводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.
В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:
- проведение различного рода психо – педагогических исследований;
- разработку программ и методик дошк. воспитания;
- изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;
- исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.
10. Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования
1840г в истории
педагогики ознаменован тем,
Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.
1-я теория рассматривает разв-ие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже).
2-я теория
строится на взаимосвязи
Согласно третьей теории, развитие реб-ка опосредовано его обучением и воспитанием (Л.С.Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперёд, опережая развитие ребёнка. Т.О. в процессе обучения происходит развитие. Идея развивающего обучения реализуется в новых программах – «Истоки», «Детство», «Разитие». Источником развития должны стать специфические детские виды деят-ти, так как в них формируются базовые личностные кач-ва реб-ка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, и др. В пед-их теориях классификация восп-ия даётся по содержанию и включает: умств-ое, нравств-ое, эстетич-ое, труд-ое восп-ие. Пед-ие теории соотносятся с теориями развития личности. (Когнитивные теории Ж.Пиаже (разв-ие ума, интеллекта), психоаналитическая теория З.Фрейда и др. (форм-ие полоролевого поведения), гуманистическая теория роджерс, Маслоу (предполагает личностный рост, саморазвитие), теория деятельностного подхода Л.С.Выготский, Эльконин, Леонтьев (развитие личности)). Соврем-ые пед-ие теории реализуют принцип интеграции, который находится на стадии научного осмысленияи эксперементирования.
Дошк-ая пед-ая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учётом накопленного позитивного опыта работы педагогов ДОУ.
11. Система дошкольного образования в РБ.
Система дошкольного образования в РБ – совокупность воспитательно –образовательных учреждений, функционирующих в государстве, связь и преемственность между ними на основе принципов и положений, в соответствии с которыми они строят свою работу.
В соответствии с законом «Об
образовании в РБ» основными ко
В РБ образование делится:
1.Основное образование включает в себя след. ступени: дошкольное образование; общее среднее; среднее специальное; профессионально – техническое; высшее; послевузовское.
2. Дополнительное образование включает в себя учреждения внешкольного воспитания: кружки, секции, студии и др., а также институты повышения квалификации, центры подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время в РБ сложилась гибкая многофункциональная система ДОУ, различающихся по видам, типам и профилю:
По видам: государственные и частные;
По типам: ясли-сад, детский сад, учебно-педагогические комплексы, дошкольные центры развития.
По профилю: общего назначения, по уходу и досмотру, оздоровительной направленности, с углубленной направленностью
12. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
Профессиональная деятельность педагога ДУ явилась предметом исследования ряда педагогов и психологов: Панько, Буре, Логинова, Симушина и др. В результате исследований было установлено, что профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:
1.Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3.Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.
4.Участие в пед. просвещении родителей.
5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.
6. Функция самообразования.
7.Участие в опытной и исследовательской деятельности.
Педагог ДУ должен обладать след. профессиональными и личностными качествами:
1.Пед. такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении вести себя подобающим образом.
2.Пед. зоркость – проявляется в умении фиксировать существенное в развитии ребенка, а также предвидеть перспективу и динамику развития как каждого ребенка, как и всего коллектива. Пед. зоркость проявляется в умении видеть, слышать, чувствовать и понимать психическон состояние каждого ребенка.
3.Пед. оптимизм
4. Культура профессионального общения – умение устанавливать положительные взаимоотношения в системе «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - педагог».
5. Пед. рефлексия – самоанализ своей профессиональной деятельности в соответствии с обозначенной целью.
По мнению Панько, педагог должен обладать след. проф. умениями: гностическими, коммуникативными, конструктивными, организаторскими, специальными.
13.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания и обучения детей дошк. возраста, раскрывается содержание воспитательной и образовательной работы с детьми, отмечаются особенности организации жизни и деятельности детей.
В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага и д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Первый проект программы издан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.
В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.
В 1938г выходит руководство для воспитателей д/с, которое состоит из введения и 7-ми разделов (физ. воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка, муз. воспитание, ознакомление с природой). В программе мало внимания уделяется физ. воспитанию. В 1945г это руководство дополняется вопросами физ. восп. В 1953г снова дополняется в связи с обязательным систематическим обучением в д/с.
В 1962г выходит единая программа воспитания в д/с, она явилась 1- программным документом, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отдаленно от методических рекомендаций и было рассчитано на воспитание детей всего дошкольного детства.1969г – дополняется, в связи с изменением программы «Обучение начальной школы».
1984г выходит типовая программа воспитания в д/с под ред. Курбатовой и Поддьякого.
В 90-е годы в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы, под руководством Панько и Васильевой.
В 1996г программа «Пралеска» признана обязательным документом для работы всех ДУ в РБ.
13.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания и обучения детей дошк. возраста, раскрывается содержание воспитательной и образовательной работы с детьми, отмечаются особенности организации жизни и деятельности детей.
В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага и д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Первый проект программы издан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.
В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.
В 1938г выходит руководство для воспитателей д/с, которое состоит из введения и 7-ми разделов (физ. воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка, муз. воспитание, ознакомление с природой). В программе мало внимания уделяется физ. воспитанию. В 1945г это руководство дополняется вопросами физ. восп. В 1953г снова дополняется в связи с обязательным систематическим обучением в д/с.
В 1962г выходит единая программа воспитания в д/с, она явилась 1- программным документом, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отдаленно от методических рекомендаций и было рассчитано на воспитание детей всего дошкольного детства.1969г – дополняется, в связи с изменением программы «Обучение начальной школы».
1984г выходит типовая программа воспитания в д/с под ред. Курбатовой и Поддьякого.
В 90-е годы в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы, под руководством Панько и Васильевой.
В 1996г программа «Пралеска» признана обязательным документом для работы всех ДУ в РБ.
14.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. воспитания в ДУ и семье.
Задачи:
1.Группа - оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.
2.Группа - воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.
3.Группа - образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
Все группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.
Главные
условия успешного решения
Задачи второй группы - направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.
Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).